Выступление «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Г. Головко»
Тема :«Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»
Автор:
Бельчакова Н.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№4»
г. Прохладный, КБР
2020 год
Все уроки похожи и разны
Если к ним приглядеться с разных сторон.
Но бывают уроки как радостный праздник,
А бывают они как мучительный сон.
( 1 слайд) Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.
Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.
(2 слайд) Что такое комфорт?
Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
К | Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль |
О | Обаяние, отношение, общение, ободрительный. |
М | Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия. |
Ф | Формирование, форма |
О | Обогатить, образовать, обстановка. |
Р | Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие. |
Т | Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология. |
(3 слайд) Комфорт на уроке - важно ли это?
Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
- А теперь озвучим полученное.
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
(4 слайд) 3 части урока.
Я условно разделила урок на 3 части: организационный момент, основная
и заключительная часть.
Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и умением настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого я вспоминаю известные советы психолога Д.Карнеги:
- Искренне интересуйтесь;
- Улыбайтесь;
- Помните, что имя человека это самый сладостный и важный для него звук;
- Будьте хорошим слушателем;
- Внушайте ему сознание его значимости.
Начало нашей деятельности на уроке – это организационный момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!
Какие приёмы работы я использую –
1. Психологические минутки:
- Дети, возмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
- “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе
- На доске два облачка – тёмное и голубое выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? Разместите свою капельку под этим облачком.
Это же упражнение можно использовать и как рефлексивное в конце урока. В этом случае его задачей на первом месте остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока.
Заканчивать урок можно и с помощью игры «Давайте похлопаем». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Ваня справился с задачей », «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя», «Маша была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.
Слайд 5
Релаксация может проходить под музыку. Например: 1. Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду говорить.
На фоне музыки учитель читает стихотворение:
Все, все, все на свете, нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
- Поднимите голову, откройте глаза и хором прочитайте выделенные строки стихотворения.
Ребята, найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку».
Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
( слайд 6) Ситуация успеха.
Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могут справиться без особых затруднений и лишь, потом перехожу к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. ( Это твоя победа! Я верю в тебя. )
1 )В конце урока было организовано самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти; Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; ( создание ситуации успеха)У вас даны карточки с буквами. Найдите значение данных там выражений и поставьте букву на ответ. Если все выполнят задание правильно, то мы узнаем, куда мы прибыли. На доске получилась запись: НАША РОДИНА КАБАРДИНО- БАЛКАРИЯ.
(Слайд 7)
Прием «Интрига».
В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.
Можно предложить разные варианты : Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины, составление синквейна, выполнение тестовых заданий.
Слайд 8
«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Видеофрагмент урока обучения грамоты. ( Интерактивные средства обучения)
Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.
Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.
В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия. Следовательно, можно сделать следующий вывод, что благоприятная и доброжелательная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.
Закончить своё выступление я хочу восточной притчей:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вывод: в наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».