Педагогическое эссе «По законам красоты»

4
0
Материал опубликован 7 June 2022 в группе

Шиляева Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ многопрофильного лицея

города Кирово-Чепецка Кировской области


Педагогическое эссе «По законам красоты»


Обычный, ничем не примечательный день. Утро, ещё не выбравшееся из ночного мрака. Приглушённые лучи фонарей, оставляющие отсветы на сиренево-фиалковых, мягко очерченных сугробах. А деревья! Запушённые инеем, словно хрустальные, они кажутся нереальными, будто перемещёнными из сказки…

Декабрьский морозец игольчато холодит щёки, снег довольно поскрипывает под ногами… Вот и школа…

Урок литературы в 7 классе. «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя. Изображение козаков (по Н.В. Гоголю) в повести. Страстная речь Тараса Бульбы о товариществе: «…не для того, чтобы ободрить и освежить их, – знал, что и без того крепки они духом, – а просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце». Гибель козаков и предсмертные слова, обращённые к тем, кто связан с ними «родством по душе, а не по крови»: «Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

11 класс. Литература. Лирика Анны Андреевны Ахматовой. Любовь, Родина, Петербург, Царское Село, Пушкин… И знаменитое ахматовское «я научила женщин говорить…»

10 класс. Мировая художественная культура. Древний Египет. Заочное путешествие в страну пирамид. Осознание, я надеюсь, недолговечности, мимолётности земного пути человека: «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».

А потом – поток профессиональных и домашних дел, кажущихся важными и не всегда являющихся таковыми, но которые почему-то надо обязательно успеть сделать.

Вечером, незаметно перетекающим в ночь, телепроект Первого канала «Голос» – удовольствие для глаз и восторг для слуха. Сколько же у нас в стране талантливо поющих людей! Мурашки от глубины переживаний, а не «от моей Наташки» и почти экстатическое выражение на лице любимого Александра Градского…

Ещё один день прошёл. Обычный, ничем не примечательный день. Но так ли это?

У каждого дня, как и у всякого человека, своё лицо: иногда лик, иногда гримаса. Мир несовершенен, жизнь порой несправедлива, но ведь есть что-то такое, что позволяет если не смириться, то пережить неприятности и двигаться дальше, побуждает стремиться к самосовершенствованию и улучшению окружающей жизни.

Для меня это «что-то» – красота в понимании Фёдора Михайловича Достоевского: «…мир спасёт красота…» (роман «Идиот», часть четвёртая, глава VI). Красота не как объект эстетического наслаждения, а как гармония, внутреннее положительное свойство предмета или явления – природы, искусства, человека, действия, мысли, – но в первую очередь красота необходимого, уместного, точного, выразительного слова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово (А.А. Ахматова).

Научить видеть и понимать, чувствовать и творить красоту в самом себе, в других людях и в том, что тебя окружает, – это ли не самая благородная цель педагогической деятельности?!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.