Педагогической опыт применения здоровьесберегающих технологий в ОО
Педагогической опыт применения здоровьесберегающих технологий в ОО:
Здоровье — это возможность возможностей: использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания
Овчинникова Олеся Евгеньевна
В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, так как здоровье детей — это сохранение жизни и здоровья последующих поколений и от этого зависит освоение и усвоение учебных программ. Из Конвенции о правах ребенка и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что современное образование в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает в себя, например: организацию питания обучающихся, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.1 Современные дети, как правило, покидают школьную скамью и вступают во взрослую жизнь не только с багажом накопленных знаний, но и с грузом хронических заболеваний, здоровьесберегающие технологии особенно важны в образовательном процессе.
Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.
От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.
Без сомнения, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологии на своих уроках может и должен применять каждый учитель.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
Здоровьесберегающая технология — это условия обучения ребенкав школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватностьметодик обучения и воспитания); рациональная организация учебногопроцесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальнымиособенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательныйрежим (В.Д. Сонькин).2
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).3
В любом случае, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.4
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:
1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей;
2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)
3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок);
4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа, работа со словарем;
5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут);
6. Благоприятный психологический климат;
7. Физкультминутки;
8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);
9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету;
10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия, коллоквиум.5
В.Ф.Базарный считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе».6
Традиционными здоровьесберегающими средствами в моей работе стали физкультурные минутки. Но, при этом необходимо сделать физическую разминку так, чтобы ребенок получил положительные эмоции и не выполнял ее как «простое развлечение».Ведь эмоциональная составляющая на уроке является важным компонентом здоровьесберегающих технологий. В своей гуманно-личностной педагогике Ш.А. Амонашвили говорит о взаимопомощи, сопереживании, уважении к личности, как к основе совместной работы учителя и детей.7
Физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке, поэтому целесообразно сделать ее «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему. Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории.
Примеры физкультминуток на уроках истории:
Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира).
По теме: Северная война. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).
Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Историческая почта.
На карточках написаны названия племен Древней Руси. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями племен в соответствующие территории их расселения. Конверты приклеены к доске с названиями территорий.
Во избежание усталости обучающихся, следует чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.8
На уроках применяются презентации, видеоматериалы, это позволяет преподнести тему наглядно, стимулирует познавательный интерес обучающихся. Безусловно, применение на уроках ИКТ «дозированное».
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения путем корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими.9
Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время занятияи, как правило с тем, кто им симпатичен и привлекателен.
Примеры игровых моментов на уроках истории и обществознания
Ролевая игра «Демократические выборы» на уроке обществознания 11 класс, урок изучения новой темы.Учащимся заранее предлагается подготовиться к игре, выбрав роли, кандидатов, подготовить предвыборные программы, комиссию, необходимые атрибуты.
Особую симпатию у обучающихся 5-7 классов вызывает игра Что? Где? Когда? На данном занятии используются средства ИКТ, ребята разделяются на три команды, выбирают капитана команды и зарабатывают баллы для получения отметок, урок проводится в форме повторения.
Групповая игра «Домино», в ходе которой ребятам предлагается сложить дату и событие, урок- повторения ранее изученного материала. В данный промежуток времениобучающиеся находятся в движении, на доске находятся подсказки, ребенок свободно может подойти к доске для их просмотра.
Обучающимся на уроках истории и обществознания должно быть интересно и увлекательно, работать должны много, но плодотворно.
С целью пропаганды здорового образа жизни, на уроках обществознания при изучении глобальных проблем человечества, обучающиеся понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности).
Главной задачей учителя должна стать необходимость обоснованно и доказательно показать обучающимся важность бережного отношения к самому себе.
Без сомнения, на уроках здоровьесберегающий компонент необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. От фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным. 10
Я уверена, что данную тему я рассмотрела достаточно полно, если в процессе работы появятся новые потребности и запросы от обучающихся, я усовершенствую практическую часть.
Список литературы:
ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс] URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/ (Дата обращения: 21.01.2023)
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф.Базарный. – Сергиев Посад, 1995.
Безруких., М.М., Сонькина, В. Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М.: Триада — фарм. 2002.- 346 стр.
Земскова В.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе // РОНО. – 2011. - №9
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.–2005.–№3
История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.
Петров О.В.Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.–2005.–№2
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
1ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/ (Дата обращения: 21.01.2023)
2Безруких., М.М., Сонькина, В. Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М.: Триада — фарм. 2002.- 346 стр.
3Петров О.В. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.–2005.–№2
4История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009г.
5Земскова В.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе // РОНО. – 2011. - №9
6Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф.Базарный. – Сергиев Посад, 1995.
7Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990
8Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
9История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.
10Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.–2005.–№3