12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Овчинникова Олеся Евгеньевна6 |
Педагогической опыт применения здоровьесберегающих технологий в ОО: Здоровье — это возможность возможностей: использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Педагогической опыт применения здоровьесберегающих технологий в ОО:
Здоровье — это возможность возможностей: использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания
Овчинникова Олеся Евгеньевна
Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.
Без сомнения, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологии на своих уроках может и должен применять каждый учитель.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
Здоровьесберегающая технология — это условия обучения ребенкав школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватностьметодик обучения и воспитания); рациональная организация учебногопроцесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальнымиособенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательныйрежим (В.Д. Сонькин).2
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).3
В любом случае, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:
1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей;
2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)
3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок);
4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа, работа со словарем;
5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут);
6. Благоприятный психологический климат;
7. Физкультминутки;
8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);
9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету;
10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия, коллоквиум.5
Примеры физкультминуток на уроках истории:
Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира).
По теме: Северная война. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).
Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Историческая почта.
На карточках написаны названия племен Древней Руси. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями племен в соответствующие территории их расселения. Конверты приклеены к доске с названиями территорий.
На уроках применяются презентации, видеоматериалы, это позволяет преподнести тему наглядно, стимулирует познавательный интерес обучающихся. Безусловно, применение на уроках ИКТ «дозированное».
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения путем корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими.9
Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом.
Примеры игровых моментов на уроках истории и обществознания
Ролевая игра «Демократические выборы» на уроке обществознания 11 класс, урок изучения новой темы.Учащимся заранее предлагается подготовиться к игре, выбрав роли, кандидатов, подготовить предвыборные программы, комиссию, необходимые атрибуты.
Особую симпатию у обучающихся 5-7 классов вызывает игра Что? Где? Когда? На данном занятии используются средства ИКТ, ребята разделяются на три команды, выбирают капитана команды и зарабатывают баллы для получения отметок, урок проводится в форме повторения.
Групповая игра «Домино», в ходе которой ребятам предлагается сложить дату и событие, урок- повторения ранее изученного материала. В данный промежуток времениобучающиеся находятся в движении, на доске находятся подсказки, ребенок свободно может подойти к доске для их просмотра.
Обучающимся на уроках истории и обществознания должно быть интересно и увлекательно, работать должны много, но плодотворно.
С целью пропаганды здорового образа жизни, на уроках обществознания при изучении глобальных проблем человечества, обучающиеся понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности).
Главной задачей учителя должна стать необходимость обоснованно и доказательно показать обучающимся важность бережного отношения к самому себе.
Без сомнения, на уроках здоровьесберегающий компонент необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. От фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным. 10
Я уверена, что данную тему я рассмотрела достаточно полно, если в процессе работы появятся новые потребности и запросы от обучающихся, я усовершенствую практическую часть.
Список литературы:
ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс] URL:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф.Базарный. – Сергиев Посад, 1995.
Безруких., М.М., Сонькина, В. Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М.: Триада — фарм. 2002.- 346 стр.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.–2005.–№3
История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.
Петров О.В.Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.–2005.–№2
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
1ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс] – URL:
3Петров О.В. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.–2005.–№2
4История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009г.
5Земскова В.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе // РОНО. – 2011. - №9
6Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф.Базарный. – Сергиев Посад, 1995.
7Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990
8Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб.пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
9История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.