Статья «Применение технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности»
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, различные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Технологии интерактивного обучения являются современным и эффективным инструментом взаимодействия между учителем и учеником в образовательном пространстве. Технология интерактивного обучения используется для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании, обеспечивая гармоничное встраивание данных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. С помощью активных методов обучения можно провести полноценное, насыщенное, творческое занятие, а не просто механическую смену одного метода другим.
Одной из интересных технологий обучения является технология модерации. В переводе с латинского модерация означает – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса. Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов.
К ключевым процессам модерации относят:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Технология модерации подразумевает соблюдение следующих этапов:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается соблюдением ключевых процессов:
1. Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
2. Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
3. Обеспечение наглядности (визуализация);
4. Мотивация всех участников образовательного процесса;
5. Мониторинг образовательного процесса;
6. Рефлексия педагога и обучающихся;
7. Анализ деятельности участников и оценка результатов.
Отметим эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения:
- повышение мотивации и познавательной активности обучающихся;
- рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности;
- качественное освоение обучающимися новых знаний и умений;
- приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях;
- формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам;
- развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии;
- увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся;
- мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение;
- эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса;
- применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.
Таким образом, модерация позволяет эффективно сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную, активную переработку и осмысление учащимися. Технология интерактивного обучения позволяет педагогу уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.
На данную технологию очень естественно ложится образовательный процесс, она хорошо воспринимается обучающимися и удобна для педагога. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.