12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Алина Сергеевна18
Россия, Белгородская обл., п. Чернянка
1

Статья «Применение технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности»

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, различные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Технологии интерактивного обучения являются современным и эффективным инструментом взаимодействия между учителем и учеником в образовательном пространстве. Технология интерактивного обучения используется для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании, обеспечивая гармоничное встраивание данных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. С помощью активных методов обучения можно провести полноценное, насыщенное, творческое занятие, а не просто механическую смену одного метода другим.

Одной из интересных технологий обучения является технология модерации. В переводе с латинского модерация означает – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса. Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов.

К ключевым процессам модерации относят:

- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Технология модерации подразумевает соблюдение следующих этапов:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается соблюдением ключевых процессов:

1. Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

2. Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

3. Обеспечение наглядности (визуализация);

4. Мотивация всех участников образовательного процесса;

5. Мониторинг образовательного процесса;

6. Рефлексия педагога и обучающихся;

7. Анализ деятельности участников и оценка результатов.

Отметим эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения:

- повышение мотивации и познавательной активности обучающихся;

- рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности;

- качественное освоение обучающимися новых знаний и умений;

- приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях;

- формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам;

- развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии;

- увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся;

- мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение;

- эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса;

- применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.

Таким образом, модерация позволяет эффективно сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную, активную переработку и осмысление учащимися. Технология интерактивного обучения позволяет педагогу уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.

На данную технологию очень естественно ложится образовательный процесс, она хорошо воспринимается обучающимися и удобна для педагога. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.