Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 5 October 2019

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста



Автор:

Жукова Оксана Михайловна

воспитатель первой категории

Новосибирск 2016



Здоровьесберегающие педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем [32, с. 21]

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников [24, с.32].

Анализ тематической литературы позволил выделить более двадцати педагогических здоровьесберегающих технологий. Мы рассмотрели технологии, которые чаще всего используют в современных ДОУ в комплексе или эпизодически и составили свою классификацию здоровьесберегающих педагогических технологий, представленную на рисунке 2.

Разделили здоровьесберегающие технологии на медицинские (проводятся медицинским персоналом ОУ – лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения и продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей здоровья детей. Некоторые технологии оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей в образовательных учреждениях специального образования компенсирующего вида [36, с. 4]. В последнее время большинство таких технологий используется в массовых образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях. Мы используем термин «терапия» как условный, так как он употребляется педагогами и специалистами дополнительного образования.

В работе с детьми дощкольного возраста применяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Коррекционные технологии [69; с. 5].

Практика использования в ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий показала, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий. Каждое из описанных педагогических воздействий имеет оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент [68; с. 7]. На рисунке 2 схематично представлена классификация здоровьесберегающих педагогических технологий.

t1570275433aa.jpg

Рис 2. — Классификация здоровьесберегающих педагогических технологий.

Рассмотрим более подробно технологии сохранения и стимулирования здоровья. Данные технологии направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы [28; с. 5].

Элементы дыхательной гимнастики способствуют профилактике болезней дыхательных путей, воспитанию правильного речевого дыхания. В основе занятий комплекс упражнений Е.В. Лавровой, А.Н. Стрельниковой [90]. Могут включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.   В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Бодрящая гимнастика после сна помогает проснуться детскому организму, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, доставляет детям радость [80; с. 2].

Самомассаж стоп, ходьба по массажным коврикам способствуют не только профилактике плоскостопия, но и общему укреплению и гармоничному развитию всего организма [91; с. 45].

Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребёнка психические процессы: мышление, значительно улучшает мелкую моторику внимание, память, воображение. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики)
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. В настоящее время многие авторы уделяют внимание пальчиковой гимнастике: Т.Ю. Бардышева
[9], Н.В Нищева [48], Т.С. Овчинникова [49], Е.И. Подольская [52], В.В. Цвынтарный [83],

Т. П. Щербакова [9] и др.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Необходима для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба [3; с. 2].

Некоторые авторы рассматривают артикуляционную, пальчиковую гимнастику и дыхательные упражнения как систему занятий [35; с. 2].

Элементы Су – Джок терапии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует умственное и речевое развитие ребенка [71; с. 12].

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности, спортивной закалке детей.

В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме. Основные задачи физминутки: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;  совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас [19; с. 23].

Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.

Элементы цветотерапии являются способом корректировки психоэмоционального состояния ребёнка при помощи определённых цветов [64, с.2]. Подробно рассмотрена данная технология автором Н.Е. Шмигель [88].

Обучение навыкам точечного массажа — элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток [3; с. 2].

Ручной массаж кистей и пальцев рук различными предметами. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, "стрелять", направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания). Массаж грецкими орехами (катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук). Массаж шестигранными карандашами (пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами удерживать в определенном положении в правой и левой руке) [13; с. 12].

Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца [44]. Комплексы упражнений проводятся несколько минут в середине непосредственной образовательной деятельности в сопровождении релаксационной музыки. Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Стретчинг—это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая. Автором методики является Е.В. Сулим [72; с. 3].

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми возможно использование комплекса кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания [92; с. 22].

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей приёмам расслабления различных групп мышц, управлению мышечным тонусом . Такая работа проводится под руководством педагога-психолога. Упражнения проводятся под музыку. Оздоровительно-коррекционная работа, которая проводится в игровой форме, поддерживает мотивацию и интерес дошкольников [92; с. 24].

К технологиям обучения здоровому образу жизни относят следующие мероприятия:

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок направлена на постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность и поднятие эмоционального тонуса; способствуют  эмоциональной разгрузке, повышению двигательной  активности и профилактике гиподинамии. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Физкультурные занятия направлены на оптимизацию физического развития, формирование элементарных знаний в области физической культуры.

3. Физкультурные досуги, праздники направлены на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни. Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов [27, с.8]. Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяет сформулировать основные подходы к их классификации.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Доминирующие задачи в празднике следующие: [12, с.4]:

Формировать здоровый образ жизни.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.

Позабавить детей, доставить им удовольствие.

Демонстрировать спортивные достижения.

Воспитывать интерес к государственным праздникам.

Формировать познавательную активность.

Важно отметить, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии ребенка, поскольку в данном возрасте начинается формирование основ личности. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка является одним из важных составляющих подготовки ребенка к школе. С дошкольного возраста необходимо укреплять эмоционально-волевую сферу дошкольника.

С целью развития и укрепления эмоционально-волевой сферы дошкольника применяются как медицинские, так и педагогические технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные и спортивные игры; различные виды гимнастик); релаксация; технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, система занятий «Уроки здоровья», игровые тренинги и различные виды массажа); элементы музыкотерапии, арт-терапии, сказкотерапии и цветотерапии, психогимнастика, фонетическая ритмика.

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для предупреждения и устранения причин эмоционального дискомфорта воспитателем используется следующие методические средства:

Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

- принятие своего имени;

- принятие своих качеств характера;

- принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Коммуникативные игры:

- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

- игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники) [60, с. 15]

Основное место среди различных способов развития эмоционально-волевой сферы с помощью здоровьесберегающих технологий игры занимают особое место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Развивающиеся в процессе игры чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности, обогащаются и становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений. Специфика подвижных игр состоит в том, что отношения в них определяются не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство по-разному можно использовать в работе с детьми и вести желаемые правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Подвижные игры создают у детей общее радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В играх ребенок попадает в такие ситуации, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность и умения преодолеть препятствия [43, с.14].

Применение здоровьесберегающих технологий направлено на развитие самодисциплины, способности контролировать поведение, выдерживать нагрузку, контролировать эмоции.

Таким образом, подготовка к школе ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. В работе с детьми дощкольного возраста наиболее часто применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни. Применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей при подготовке детей к школе. Особенно важно отметить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, поскольку в данном возрасте начинается формирование основ личности. Используемые в комплексе педагогические здоровьесберегающие технологии позволяют говорить о сохранении и укреплении физического и психологического здоровья у детей.


Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин Г.Б. Степанова // Мир психологии. 2011. - № 1. - С. 68-75.

Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2010. – 20 с.

Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2012. – 31 с.

Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2012. - 384 с.

Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.

Батурина О.С., Белобородова Н.А., Кузнецова И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы: новые акценты. М.: СФЕРА, 2012. – 112 с.

Бардышева Т.Ю. Здравствуй, как живешь? Гимнастика для пальчиков. М.: Карапуз, 2004. – 20 с.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2014. – 67 с.

Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.who.int/about/mission/ru/

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО Пресс, 2012.- 1007 с.

Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальная психология» [Текст] / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 92с.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2011. - 96 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. – 126 с.

Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 312 с.

Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду. - М: № 12, 2011. – с. 10.

Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Н. Ефименко. - М., 2009.

Ефимова О.С. Как готовить ребенка к школе. М., 2002. – 39 с.

Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования/ Г.К. Зайцев// Автореф. докт. дис. – СПб., 2013. - 48 с.

Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2010, С-88.

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программ.-метод. пособие для педагогов ДОУ - М.: ВЛАДОС, 2014.- 304 с.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. - М., 2009.

Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. /Ю.Ф. Змановский // Ж. Дошкольное воспитание, 2013, N 9.

Змановский Ю.Ф. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях/ Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова // Методические рекомендации Минобразования РФ. Нижний Новгород, 2012.

Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения. Теоретические аспекты / Сост. О.Н. Василенко, Н.Г. Лукьянович. – Мн.: МГУМК, 2007. – 32 с.

Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/Э.М. Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова// Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во ВЛАДОС, 2010. - 192 с.

Как сохранить здоровье школьников: Игры, классные часы, родительские собрания/ Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – М.: ООО Учитель, 2008. – 143 с. – (В помощь классному руководителю).

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. Вторая младшая группа. -Волгоград: Учитель, 2012

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2010» //
Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения: [пособие для преподавателей] / А.К. Колеченко. - СПб.: Каро, 2006. -368 с. - Библиогр.: с. 366.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Издательство: Гном, 2014.-40 с.

Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)/В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров// Программно-методическое пособие. - М., 2010.

Кучма В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. - М.: Гном и Д, 2014. - с. 31-37.

Летние исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодежи госкомсанэпидемнадзора. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://reftrend.ru/968998.html

Лесгафт П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста/ П.Ф. Лесгафт. - М, 2012, т,2 с-234.

Министерство здравоохранения Новосибирской области. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.zdrav.nso.ru/search-results?keys

Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р..

Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие /А.М. Митяева. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 192 с. – (Высшее профессиональное образование).

Научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельгольца. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://helmholtzeyeinstitute.ru/

Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб.пособие / Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2012. - 256 с.

Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,  А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика Издательство: Детство-Пресс, 2015. – 36 с.

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. М.: Каро, 2010.- 46с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Созаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Петриченко Г.И. Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа. - 2008. - № 9 С. 63.

Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок. М.: Учитель, 2014. – 45 с.

Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.

Поляков С.Д., Хрущев С.В., Корнеева И.Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: АЙРИС-пресс, 2006. – 91 с.

Постановление от 05 августа 2013 №661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

Попов-Толмачев. Су Джок терапия. М.: Эврика, 2011.

Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

.Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Под ред. H. H.Авдеева, О. Л.Князева, Р. Б.Стеркина.

Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга»

Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! /М. Рунова// Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.

Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка/М. Рунова // Ж. Дошкольное воспитание. - 2009. - N 6.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М., 2010.

Саймон Лили. Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия. М.: Диля, 2014.- 96 с.

Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего /С.Симонова// Народное образование. 2009, № 8, с. 159-167.

Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию/В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова// Учеб.пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2013. - 192 с.

Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста // Автореф. канд. пед. наук. Специальность 13.00.01. – 42 с.

Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. - 2007 - № 2. – С. 65 – 68.

Сивцова А. М. Сберегающие здоровье педагогические технологии и их влияние на адаптацию ребенка к школьному обучению // Материалы V Международного научного конгресса валеологов. – СПб.:СПбАППО, 2007. – С. 156 – 158.

Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Аспирантские тетради РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – С. 289 – 292 (по перечню ВАК).

Смирнов Н.К..Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга. Москва, 2012г.

Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя. Калининград: КГУ, 2012. – 31 с.

Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2010. — 184 c

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.

Федорова С.А. Социально-личностное развитие детей при подготовке к школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 72 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.

Цабыбин С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». М.: Учитель, 2009. – 123 с.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя // Начальная школа. - 2008. - № 9. - с. 65.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.

Шмигель Н.Е. Цветотерапия: лечение цветом / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2012. - № 1. – С. 9 – 11.

Щербак Т.А. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2011. – 160 с.

Щербакова Т.Н. Пальчиковые игры и физкультминутки. 2007. – 18 с.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: ВЕСТА, 2010.- 120 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации