Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

0
0
Материал опубликован 6 November 2020

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса».



В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в различных школах для малышей дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа развития деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. Разрушение мотивации учения — уже серьезный фактор риска.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом).

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Не обходят стороной школу и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.).

Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают тенденцию к ухудшению показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту.

Здоровьесберегающая организация педагогического процесса это и динамическое расписание, бесклассно-курсовая подготовка школьников, представление о формах и методах организации работы по сохранению и укреплению здоровья и здорового образа жизни в образовательном учереждении.

t1604663690aa.gif

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.





t1604663690ab.gift1604663690ac.gif

Психическое здоровье

Физическое здоровье



t1604663690ad.gif

ВИДЫ

ЗДОРОВЬЯ



t1604663690ae.gift1604663690af.gift1604663690ab.gif

Духовное здоровье

Социальное здоровье

Нравственное здоровье













Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни(ЗОЖ).



t1604663690ag.gift1604663690ah.gift1604663690ai.gif

Духовно-нравственное благополучие

Благоприятное социальное окружение

Оптимальный двигательный режим







t1604663690aj.gif

ЗОЖ



t1604663690ak.gift1604663690al.gift1604663690am.gift1604663690an.gift1604663690ao.gif

Положительные эмоции

Отказ от вредных привычек

Личная гигиена

Рациональное питание

Закаливание организма













t1604663690ap.gift1604663690aq.gif

t1604663690ar.gift1604663690as.gif

Социальные:

- эстетичность,

- нравственность,

- воспитание воли,

- самоограничение и т.д.

Биологические:

- учёт возрастных особенностей детей,

- последовательность,

- ритмичность,

- ведение здорового образа жизни и т.д.

Принципы ЗОЖ













Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса – это система, создающая максимально возможные условия для интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

t1604663690at.gift1604663690au.gif

Эмоционально-волевой

Экологический







t1604663690av.gif

Основные компоненты здоровьесберегающих технологий



t1604663690aw.gift1604663690ax.gift1604663690ay.gift1604663690az.gif

здоровьесберегающий

физкультурно-оздоровительный

аксиологический



гносеологический











Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая — осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная — обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая — заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная — воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников, студентов к социально значимой деятельности;

рефлексивная — заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

интегративная — объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

t1604663690ba.gift1604663690bb.gift1604663690bc.gift1604663690bd.gift1604663690be.gift1604663690bf.gift1604663690be.gift1604663690be.gift1604663690bg.gift1604663690bh.gift1604663690bi.gift1604663690bj.gift1604663690bk.gift1604663690bl.gift1604663690bm.gift1604663690be.gift1604663690be.gif

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

- Мониторинг здоровья

- Интеграция предмета и здоровьесбережения

- Учет анатомо-физиологических особенностей возраста детей

- Личностно- ориентированный подход в обучении

- Формирование представлений, а не передача знаний

- Предупреждение переутомления учащихся

- Позитивные воздействия и успешность урока

- Оценка не только по результату, но и по процессу его достижения

- Высокий уровень общей и коммуникативной культуры учителя

Принципы здоровьесбережения

- Принцип ненанесения вреда

- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

- Принцип триединого представления о здоровье

- Принцип непрерывности и приемственности

- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

- Приоритет позитивных воздействий над негативными

Организация качественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья

Полноценная подготовка ребенка к самостоятельной жизни

Сохранение и укрепление здоровья

Задачи



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.