Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса
«Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса».
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в различных школах для малышей дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа развития деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.
Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. Разрушение мотивации учения — уже серьезный фактор риска.
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа.
Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.
В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).
Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5-ом).
По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.
Не обходят стороной школу и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.).
Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают тенденцию к ухудшению показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту.
Здоровьесберегающая организация педагогического процесса это и динамическое расписание, бесклассно-курсовая подготовка школьников, представление о формах и методах организации работы по сохранению и укреплению здоровья и здорового образа жизни в образовательном учереждении.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Психическое здоровье
Физическое здоровье
ВИДЫ
ЗДОРОВЬЯ
Духовное здоровье
Социальное здоровье
Нравственное здоровье
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни(ЗОЖ).
Духовно-нравственное благополучие
Благоприятное социальное окружение
Оптимальный двигательный режим
ЗОЖ
Положительные эмоции
Отказ от вредных привычек
Личная гигиена
Рациональное питание
Закаливание организма
Социальные:
- эстетичность,
- нравственность,
- воспитание воли,
- самоограничение и т.д.
Биологические:
- учёт возрастных особенностей детей,
- последовательность,
- ритмичность,
- ведение здорового образа жизни и т.д.
Принципы ЗОЖЗдоровьесберегающие технологии педагогического процесса – это система, создающая максимально возможные условия для интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Эмоционально-волевой
Экологический
Основные компоненты здоровьесберегающих технологий
здоровьесберегающий
физкультурно-оздоровительный
аксиологический
гносеологический
- формирующая — осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативная — обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая — заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
- адаптивная — воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников, студентов к социально значимой деятельности;
- рефлексивная — заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- интегративная — объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
- Мониторинг здоровья
- Интеграция предмета и здоровьесбережения
- Учет анатомо-физиологических особенностей возраста детей
- Личностно- ориентированный подход в обучении
- Формирование представлений, а не передача знаний
- Предупреждение переутомления учащихся
- Позитивные воздействия и успешность урока
- Оценка не только по результату, но и по процессу его достижения
- Высокий уровень общей и коммуникативной культуры учителя
Принципы здоровьесбережения
- Принцип ненанесения вреда
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
- Принцип триединого представления о здоровье
- Принцип непрерывности и приемственности
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
- Приоритет позитивных воздействий над негативными
Организация качественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья
Полноценная подготовка ребенка к самостоятельной жизни
Сохранение и укрепление здоровья
Задачи