Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

1
0
Материал опубликован 24 September 2018 в группе

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Статистические исследования, проводимые в последние годы, показали, что большинство современных школьников в той или иной степени страдают различными заболеваниями и нуждаются в комплексной коррекционно-профилактической помощи. Причины ухудшения состояния здоровья детей носят многофакторный характер: увеличение числа стрессовых ситуаций в жизни детей, малоподвижный образ жизни, поголовное увлечение компьютерными играми, ухудшение качества продуктов питания, влияние факторов экологического риска, значительный рост асоциальных форм поведения среди детей и подростков.

Это стало не только медицинской, но и педагогической проблемой, т.к. осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей, возникает отклонение в их социальном поведении.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает применение в педагогической практике методов и приемов, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие.

Здоровьесберегающие технологии дают возможность: сохранить и укрепить физическое здоровье обучающихся;

сохранить психическое здоровье обучающихся;

создать благоприятную эмоциональную и социально-психологическую атмосферу в детском коллективе.

Применение здоровьесберегающих методов и приемов в логопедической практике в первую очередь ставит своей целью

Привить необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Снять учебные перегрузки младших школьников, приводящие детей к состоянию переутомления.

Сохранить и укрепить психическое здоровье учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей)

Формировать культуру здоровья учащихся.

В современной логопедической практике выделяют 3 вида здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.

Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Я хочу коротко рассказать о тех приёмах, которые я использую в своей практике.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Правильное речевое дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и формирование силы и тембра голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха

Использование на коррекционно-развивающих занятиях приёмов зрительной гимнастики направлено в первую очередь на профилактику различных глазных заболеваний, на снятие напряжения с органов зрения, на формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Развитие общей моторики.

Ни для кого не секрет, что современные дети стали все меньше и меньше двигаться. Однако, внутренняя потребность детского организма к движению никуда не пропала. Это приводит к диссонансу, развитию разного рода физических и психических патологий. Уже давно и прочно в жизнь начальной школы вошли физкультминутки. Небольшие подвижные перерывы во время занятия способствуют отдыху детей и переключению внимания, снятию напряжения и усталости во середине учебного занятия. Кроме того, физкультминутка - это положительные эмоции учащихся.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только развитию мыслительных операций, но и активизирует речевые зоны мозга. Таким образом, успех работы по развитию речи и формированию звукопроизношения непосредственно зависит от уровня развития мелкой моторики.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, способствуют образованию дополнительных межполушарных связей. В ходе регулярного выполнения такого рода заданий у детей активизируются и развиваются высшие психические функции. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения.

Су – Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах

Точечный массаж (акупрессура) с давних пор применяется в восточной медицине. В настоящее время польза акупрессуры доказана самыми современными медицинскими исследованиями. На коррекционно-развивающих занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, наждачная бумага, природные материалы).

Речедвигательная гимнастика – это сочетание речевых упражнений с движением. Одновременное выполнение речевых игр и физических упражнений способствует активному формированию регулятивной функции, т.к. ребенку приходится одновременно следить и за правильным произношением и за выполнением физических упражнений.

Применение детьми упражнений, с проговариванием текста позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребенка, постепенно убрать зрительную опору при автоматизации звука и положительно повлиять на двигательную систему и на развитие навыков контроля и самоконтроля

Песочная терапия

Игры с песком – это один из игровых приемов, помогающих логопеду решать непосредственно речевые задачи. Выполняя упражнения с песком, ребенок концентрируется на выполнении задания, не замечает, как уходит напряжение, более чувствительными становятся пальчики, таким образом, развивается психологическая база речи. А это, в свою очередь, способствует успешному завершению логопедической работы, развитию внимания и памяти.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. К приемам биоэнергопластики рано или поздно приходит в своей практике каждый логопед. Показывая ребенку какое положение должен иметь язычок или губы,  привлекая ребенка действовать совместно, логопед таким образом, пробуждает скрытые энергетические ресурсы детского организма, улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции эмоционально-психического состояния, формирует психологическую и артикуляционную базу речи

Сказкотерапия - метод психологической коррекции. Любая учебная ситуация в работе с младшими школьниками должна иметь занимательную основу. И первым помощником в создании такой основы является сказка. Она помогает удержать длительное время внимание детей, донести учебный материал в доступной занимательной форме, пробудить интерес к занятиям, создать положительную мотивацию и эмоциональный фон.

Релаксация используется для обучения детей приемам расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками помогает мне достигнуть положительной динамики в речевом развитии учащихся, способствует снижению уровня заболеваемости, повышению работоспособности, развитию психических процессов, успешной социальной адаптации младших школьников с речевым недоразвитием.

Используемые ресурсы:

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-urok-zdorovya-2910746.html

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

http://sch9uz.mskobr.ru/files/znachenie_artikulyacionnoj_gimnastiki_dlya_razvitiya_rechi.pdf

Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2008-60 с.(Развитие и воспитание)

Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. И.Л. Беляковой.-М,2004

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольногго возраста.-СПб.: КАРО,2004.-92с.:ил.-(Популярная логопедия)

Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.