«Перемена в начальной школе. Какая она?»

9
0
Материал опубликован 2 September в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Солидарность

Елецкого района Липецкой области


















«Перемена в начальной школе. Какая она?»









Классный руководитель Пантелеева Наталья Ивановна



























Перемены в начальной школе - это не просто перерыв, а важная часть образовательного процесса. Они помогают детям перезагрузиться, выплеснуть энергию, пообщаться и развить навыки, которые не всегда можно освоить на уроке.

Обращаю внимание на комплексный подход к организации перемен, который сделает их веселыми, интересными и полезными.

Главные принципы:

1. Добровольность. Никогда не заставляйте детей играть в то, что им неинтересно.

2. Безопасность. Пространство и активности должны быть безопасными.

3. Смена деятельности. Если урок был сидячим и спокойным — нужна активная перемена. После контрольной или сложного урока — спокойная, релаксирующая.

4. Зонирование. Разделите пространство на зоны для шумных игр, для спокойного отдыха и для общения.


Идеи для проведения перемен (с разделением по типам)

1. Активные и подвижные перемены (для выплеска энергии)

· Танцевальные флешмобы: включаем на большом экране или проекторе короткие (2-3 минуты) видео с простыми танцевальными движениями. Дети могут повторять. Это очень весело и поднимает настроение.

· Веселые старты в коридоре: Организуем простые эстафеты:

  · «Змейка» между конусами (или рюкзаками).

  · Перенести мяч на ракетке.

  · Пройти с маленьким мячиком на ложке.

· Классики в коридоре: используем виниловую клейкую ленту, чтобы нарисовать классики на полу. Она легко клеится и так же легко снимается, не портя покрытие.

· Подвижные игры с речёвками: «Море волнуется раз...», «Съедобное-несъедобное» (с мячом), «Ручеек».

· Ящик со спортивным инвентарем: выносим на перемену корзину со скакалками, обручами, мячиками-попрыгунчиками, летающими тарелками.


2. Спокойные и развивающие перемены (для отдыха и разминки ума)

· Уголок настольных игр: создайте полку с играми, которые не теряются и имеют крупные детали:

  · Разные виды лото (с картинками, цифрами, буквами).

  · Домино.

  · «Мемо» (игра на память с парными картинками).

  · Небольшие пазлы на магнитных досках.

  · Шашки, шахматы.

· Уголок чтения и аудиокниг. Можно организовать мягкий коврик и подушки (если позволяет пространство). Можно включить короткую аудиосказку (5-7 минут), чтобы дети могли просто послушать и отдохнуть.

· Творческий уголок:

  · Раскраски-антистресс с мелкими деталями (отлично успокаивают).

  · Лего-стол с деталями конструктора.

  · Пластилин или кинетический песок (если есть возможность организовать аккуратное рабочее место).


3. Социальные и коммуникативные перемены (для общения)

· Клуб по интересам: раз в неделю организовываем тематические перемены. Например:

  · Понедельник: «Клуб любителей Lego» - выносится большая коробка с конструктором.

  · Среда: «Клуб настольных игр» - старшие дети учат младших правилам и играют с ними.

  · Пятница: «Клуб рисования» - тема для рисунка на неделю.

· Зона для беседы: можно сделать уютный уголок с пуфами или банкетками, где дети могут просто посидеть и поговорить друг с другом.


4. Организационные моменты и безопасность

· Дежурство учителя: Важно не просто наблюдать, а иногда организовывать и вовлекаться. Предлагаю игру, помогаю разрешить спор, показываю движения.

· Помощники из старших классов. К нам приходят мои выпускники, сейчас они ученики 7 класса. Они являются наставниками моих «Орлят России». А можно привлечь учеников 4-х классов или из среднего звена для организации игр с малышами. Это полезно и тем, и другим.

· Четкие правила: Обсуждаю с детьми в начале года правила поведения на перемене:

  · Где можно бегать (например, только в рекреационной зоне), а где нужно ходить (возле классов,поа лестнице).

  · Как обращаться с инвентарем (после перемены все класть на место).

  · Правила совместных игр (уважать друг друга, играть честно).

Этот план проведения перемен на неделю мы используем с ребятами. Конечно, он примерный:


День

Активная зона

Спокойная зона

Социальная активность

Понедельник

Танцевальный флешмоб

Раскраски

-

Вторник

Коробка со скакалками

Настольные игры (лото)

-

Среда

Классики и резиночки

Аудиосказка в уголке чтения


Клуб Lego

Четверг

Весёлые старты

Шашки и шахматы

-

Пятница

Музыкальные игры

(стульчики)

Пластилин/кинетический песок

Свободное общение в «клубе»



Мы вносим постоянно изменения, дополнения.

Важно: Не пытайтесь внедрить все и сразу. Начните с 2-3 идей, посмотрите, что больше нравится детям, спросите их, во что им хотелось бы поиграть. Главное - создать разнообразную и welcoming среду, где каждый ребенок найдет занятие по душе и отдохнет перед следующим уроком.


5.Отличный запрос на использование литературы и книг для организации перемен в начальной школе - это прекрасный способ совместить отдых, игру и привить любовь к чтению. Вот подробный план, включающий игры, занятия и организационные моменты.


Главные принципы наших книжных перемен:

Добровольность и игра: Это не урок литературы.

Цель - получить удовольствие от общения с книгой в неформальной обстановке.

2. Наглядность и доступность. Книги должны быть в свободном доступе, с яркими обложками, красивыми иллюстрациями.

3. Краткость: занятия должны укладываться в 10-15 минут, быть динамичными и захватывающими.

4. Безоценочность: не проверяем знания, не ставим оценки, а поощряем любую активность.


Использую игры и занятий на перемене, основанные на литературе:

1. Активные и игровые форматы (для шумных и веселых перемен):

· Литературные «Крокодил»:

 Дети по очереди вытягивают карточку с именем персонажа (Колобок, Кощей, Айболит, Золушка) или названием предмета из сказок (скатерть-самобранка, волшебная палочка, туфелька) и показывают его жестами без слов. Остальные угадывают.

  · Польза: Развивает актерские способности, фантазию, знание литературных сюжетов.

· «Угадай книгу по отрывку» (аудио-викторина):

 Заранее готовлю несколько коротких (на 1-2 минуты) самых ярких отрывков из аудиокниг или читаю их сама. После проигрывания дети должны угадать произведение.

  · Польза: Тренировка слухового внимания и памяти.

· Живые картины (Этюды):

  Группа детей получает задание изобразить известную сцену из сказки (например, «Репику» - тянем-потянем, или встречу Колобка с Зайцем). Остальные зрители угадывают.

  · Польза: Командная работа, развитие эмоционального интеллекта, понимание сюжета.

2. Творческие и спокойные форматы (для тихого отдыха)

· Уголок «Дорисуй героя»:

  На столе лежат распечатанные контуры известных персонажей (например, Чебурашки без ушей, дракона без хвоста, вазы с цветами, которую надо дорисовать, как в «Аленьком цветочке») и карандаши/фломастеры. Дети за перемену могут подойти и дорисовать деталь.

  · Польза: Развитие фантазии, мелкой моторики, релаксация.

· Книжный клуб «Почемучка»:

  В уютном уголке я или инициативный ученик читаем вслух не сказку, а познавательную книгу (например, «Почему трава зеленая?» или «Как устроен космос?»). Обсуждают 1-2 интересных факта.

  · Польза: Расширение кругозора, пробуждение интереса к научно-популярной литературе.

· Литературное лото (Бинго):

Дети получают карточки с изображениями предметов из разных сказок (ключ, тыква, яблоко, зеркальце). Ведущий (учитель или ученик или наставники - старшеклассники) достаём из мешочка реальные предметы или их картинки. Кто первый закрыл линию - побеждает.

  · Польза: Развитие внимания, скорости реакции, знание текстов.


3. Социальные и коммуникативные форматы (для обсуждения и обмена мнениями)

· «Книжный дресс-код»:

 Раз в четверть мы устраиваем тематическую перемену, посвященную определенной книге. Дети (по желанию!) приходят в костюме любимого героя или приносят с собой соответствующий атрибут (как у Гарри Поттера, Мэри Поппинс и т.д.).

  · Польза: Создание праздничной атмосферы, глубокое погружение в мир книги.

· Буктрейлеры:

  ·На перемене на экране или интерактивной доске в классе можно показывать короткие (1-2 минуты) буктрейлеры (видео-аннотации к книгам), созданные другими детьми или издательствами.

  · Польза: Современный и эффективный способ заинтересовать книгой.

· Советуй книгу другу:

 Оформляем «полку» или стенд с отзывами. После прочтения интересной книги дети рисуют к ней обложку или пишут пару строк («Советую почитать, потому что там смешные приключения»).

  · Польза: Формирование читательского сообщества, развитие письменной речи.


Как организовать пространство:

1. Книжный уголок: Сделайте его уютным: коврик, пуфы, подушки. Книги должны стоять обложкой вперед, чтобы привлекать внимание.

2. Тематические коробки/контейнеры: Подготовьте несколько коробок с готовыми материалами для разных активностей:

   · Коробка «Викторина»: Карточки с вопросами, маленькие призы (наклейки, штаники).

   · Коробка «Творчество»: Раскраски, трафареты, карандаши.

   · Коробка «Актерского мастерства»: Карточки с персонажами, простые реквизиты (шапка, платок).

3. Помощники: Назначьте «дежурных библиотекарей» или привлеките старшеклассников, которые будут помогать организовывать игры для младших.


Пример книжной перемены:

· Первые 5 минут: Активная игра. «Крокодил» на сказочные темы.

· Следующие 5 минут: Спокойное занятие. Я показываю буктрейлер на новую книгу о динозаврах, которая появилась в уголке.

· Последние 5 минут: Свободное время. Дети могут подойти к уголку чтения, полистать книгу о динозаврах, посмотреть отзывы других ребят или взять другую книгу.


Такой подход превращает перемену из хаотичного перерыва в содержательный и развивающий элемент школьного дня, где книга становится источником вдохновения для игры и общения.



Вот моя подборка книг и методических пособий, которые помогут организовать веселые, интересные и полезные перемены для учеников начальной школы. В список вошли как классические работы, так и более современные издания, учитывающие различные аспекты детского развития и потребности детей с ОВЗ.

Литературные игры: В рамках мероприятий типа "Недели детской книги" можно организовать на переменах "Книжную эстафету", игру "Правда - неправда" об истории книги, игру-пантомиму "Изобрази героя книги" или командное рисование иллюстраций.

· Спокойные игры: Для более тихого отдыха отлично подходят игры на развитие речи и внимания, такие как "Сочини слово", "Запрещенная буква", "Делай как я" (на внимательность), "Нарисуй на спине", а также настольные игры, раскраски, пазлы и головоломки.

 Заключение:

Выбор конкретной книги или методики зависит от наших целей:

Необходимо помнить, что лучший подход - это комбинация разных типов активности, учитывающая потребности детей в движении, общении, творчестве и интеллектуальной разгрузке. Важно создать безопасное и организованное пространство, где каждый ребенок найдет занятие по душе.

Спасибо за внимание!
























Литература.


1. «Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 классах» - Николай Дик

2. «Игры на переменах для школьников 1-3-х классов» - Е.М. Геллер

3. «Дидактические игры на уроках в начальной школе» - О.А. Степанова, О.А. Рыдзе

4. Сборник «Динамические игры на переменах для обучающихся с ОВЗ» - Методические рекомендации для педагогов - В.И. Блинова

   


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.