Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Солидарность
Елецкого района Липецкой области
«Перемена в начальной школе. Какая она?»
Классный руководитель Пантелеева Наталья Ивановна
| | | |
| |||
|
|
Перемены в начальной школе - это не просто перерыв, а важная часть образовательного процесса. Они помогают детям перезагрузиться, выплеснуть энергию, пообщаться и развить навыки, которые не всегда можно освоить на уроке.
Обращаю внимание на комплексный подход к организации перемен, который сделает их веселыми, интересными и полезными.
Главные принципы:
1. Добровольность. Никогда не заставляйте детей играть в то, что им неинтересно.
2. Безопасность. Пространство и активности должны быть безопасными.
3. Смена деятельности. Если урок был сидячим и спокойным — нужна активная перемена. После контрольной или сложного урока — спокойная, релаксирующая.
4. Зонирование. Разделите пространство на зоны для шумных игр, для спокойного отдыха и для общения.
Идеи для проведения перемен (с разделением по типам)
1. Активные и подвижные перемены (для выплеска энергии)
· Танцевальные флешмобы: включаем на большом экране или проекторе короткие (2-3 минуты) видео с простыми танцевальными движениями. Дети могут повторять. Это очень весело и поднимает настроение.
· Веселые старты в коридоре: Организуем простые эстафеты:
· «Змейка» между конусами (или рюкзаками).
· Перенести мяч на ракетке.
· Пройти с маленьким мячиком на ложке.
· Классики в коридоре: используем виниловую клейкую ленту, чтобы нарисовать классики на полу. Она легко клеится и так же легко снимается, не портя покрытие.
· Подвижные игры с речёвками: «Море волнуется раз...», «Съедобное-несъедобное» (с мячом), «Ручеек».
· Ящик со спортивным инвентарем: выносим на перемену корзину со скакалками, обручами, мячиками-попрыгунчиками, летающими тарелками.
2. Спокойные и развивающие перемены (для отдыха и разминки ума)
· Уголок настольных игр: создайте полку с играми, которые не теряются и имеют крупные детали:
· Разные виды лото (с картинками, цифрами, буквами).
· Домино.
· «Мемо» (игра на память с парными картинками).
· Небольшие пазлы на магнитных досках.
· Шашки, шахматы.
· Уголок чтения и аудиокниг. Можно организовать мягкий коврик и подушки (если позволяет пространство). Можно включить короткую аудиосказку (5-7 минут), чтобы дети могли просто послушать и отдохнуть.
· Творческий уголок:
· Раскраски-антистресс с мелкими деталями (отлично успокаивают).
· Лего-стол с деталями конструктора.
· Пластилин или кинетический песок (если есть возможность организовать аккуратное рабочее место).
3. Социальные и коммуникативные перемены (для общения)
· Клуб по интересам: раз в неделю организовываем тематические перемены. Например:
· Понедельник: «Клуб любителей Lego» - выносится большая коробка с конструктором.
· Среда: «Клуб настольных игр» - старшие дети учат младших правилам и играют с ними.
· Пятница: «Клуб рисования» - тема для рисунка на неделю.
· Зона для беседы: можно сделать уютный уголок с пуфами или банкетками, где дети могут просто посидеть и поговорить друг с другом.
4. Организационные моменты и безопасность
· Дежурство учителя: Важно не просто наблюдать, а иногда организовывать и вовлекаться. Предлагаю игру, помогаю разрешить спор, показываю движения.
· Помощники из старших классов. К нам приходят мои выпускники, сейчас они ученики 7 класса. Они являются наставниками моих «Орлят России». А можно привлечь учеников 4-х классов или из среднего звена для организации игр с малышами. Это полезно и тем, и другим.
· Четкие правила: Обсуждаю с детьми в начале года правила поведения на перемене:
· Где можно бегать (например, только в рекреационной зоне), а где нужно ходить (возле классов,поа лестнице).
· Как обращаться с инвентарем (после перемены все класть на место).
· Правила совместных игр (уважать друг друга, играть честно).
Этот план проведения перемен на неделю мы используем с ребятами. Конечно, он примерный:
День | Активная зона | Спокойная зона | Социальная активность |
Понедельник | Танцевальный флешмоб | Раскраски | - |
Вторник | Коробка со скакалками | Настольные игры (лото) | - |
Среда | Классики и резиночки | Аудиосказка в уголке чтения | Клуб Lego |
Четверг | Весёлые старты | Шашки и шахматы | - |
Пятница | Музыкальные игры (стульчики) | Пластилин/кинетический песок | Свободное общение в «клубе» |
Мы вносим постоянно изменения, дополнения.
Важно: Не пытайтесь внедрить все и сразу. Начните с 2-3 идей, посмотрите, что больше нравится детям, спросите их, во что им хотелось бы поиграть. Главное - создать разнообразную и welcoming среду, где каждый ребенок найдет занятие по душе и отдохнет перед следующим уроком.
5.Отличный запрос на использование литературы и книг для организации перемен в начальной школе - это прекрасный способ совместить отдых, игру и привить любовь к чтению. Вот подробный план, включающий игры, занятия и организационные моменты.
Главные принципы наших книжных перемен:
Добровольность и игра: Это не урок литературы.
Цель - получить удовольствие от общения с книгой в неформальной обстановке.
2. Наглядность и доступность. Книги должны быть в свободном доступе, с яркими обложками, красивыми иллюстрациями.
3. Краткость: занятия должны укладываться в 10-15 минут, быть динамичными и захватывающими.
4. Безоценочность: не проверяем знания, не ставим оценки, а поощряем любую активность.
Использую игры и занятий на перемене, основанные на литературе:
1. Активные и игровые форматы (для шумных и веселых перемен):
· Литературные «Крокодил»:
Дети по очереди вытягивают карточку с именем персонажа (Колобок, Кощей, Айболит, Золушка) или названием предмета из сказок (скатерть-самобранка, волшебная палочка, туфелька) и показывают его жестами без слов. Остальные угадывают.
· Польза: Развивает актерские способности, фантазию, знание литературных сюжетов.
· «Угадай книгу по отрывку» (аудио-викторина):
Заранее готовлю несколько коротких (на 1-2 минуты) самых ярких отрывков из аудиокниг или читаю их сама. После проигрывания дети должны угадать произведение.
· Польза: Тренировка слухового внимания и памяти.
· Живые картины (Этюды):
Группа детей получает задание изобразить известную сцену из сказки (например, «Репику» - тянем-потянем, или встречу Колобка с Зайцем). Остальные зрители угадывают.
· Польза: Командная работа, развитие эмоционального интеллекта, понимание сюжета.
2. Творческие и спокойные форматы (для тихого отдыха)
· Уголок «Дорисуй героя»:
На столе лежат распечатанные контуры известных персонажей (например, Чебурашки без ушей, дракона без хвоста, вазы с цветами, которую надо дорисовать, как в «Аленьком цветочке») и карандаши/фломастеры. Дети за перемену могут подойти и дорисовать деталь.
· Польза: Развитие фантазии, мелкой моторики, релаксация.
· Книжный клуб «Почемучка»:
В уютном уголке я или инициативный ученик читаем вслух не сказку, а познавательную книгу (например, «Почему трава зеленая?» или «Как устроен космос?»). Обсуждают 1-2 интересных факта.
· Польза: Расширение кругозора, пробуждение интереса к научно-популярной литературе.
· Литературное лото (Бинго):
Дети получают карточки с изображениями предметов из разных сказок (ключ, тыква, яблоко, зеркальце). Ведущий (учитель или ученик или наставники - старшеклассники) достаём из мешочка реальные предметы или их картинки. Кто первый закрыл линию - побеждает.
· Польза: Развитие внимания, скорости реакции, знание текстов.
3. Социальные и коммуникативные форматы (для обсуждения и обмена мнениями)
· «Книжный дресс-код»:
Раз в четверть мы устраиваем тематическую перемену, посвященную определенной книге. Дети (по желанию!) приходят в костюме любимого героя или приносят с собой соответствующий атрибут (как у Гарри Поттера, Мэри Поппинс и т.д.).
· Польза: Создание праздничной атмосферы, глубокое погружение в мир книги.
· Буктрейлеры:
·На перемене на экране или интерактивной доске в классе можно показывать короткие (1-2 минуты) буктрейлеры (видео-аннотации к книгам), созданные другими детьми или издательствами.
· Польза: Современный и эффективный способ заинтересовать книгой.
· Советуй книгу другу:
Оформляем «полку» или стенд с отзывами. После прочтения интересной книги дети рисуют к ней обложку или пишут пару строк («Советую почитать, потому что там смешные приключения»).
· Польза: Формирование читательского сообщества, развитие письменной речи.
Как организовать пространство:
1. Книжный уголок: Сделайте его уютным: коврик, пуфы, подушки. Книги должны стоять обложкой вперед, чтобы привлекать внимание.
2. Тематические коробки/контейнеры: Подготовьте несколько коробок с готовыми материалами для разных активностей:
· Коробка «Викторина»: Карточки с вопросами, маленькие призы (наклейки, штаники).
· Коробка «Творчество»: Раскраски, трафареты, карандаши.
· Коробка «Актерского мастерства»: Карточки с персонажами, простые реквизиты (шапка, платок).
3. Помощники: Назначьте «дежурных библиотекарей» или привлеките старшеклассников, которые будут помогать организовывать игры для младших.
Пример книжной перемены:
· Первые 5 минут: Активная игра. «Крокодил» на сказочные темы.
· Следующие 5 минут: Спокойное занятие. Я показываю буктрейлер на новую книгу о динозаврах, которая появилась в уголке.
· Последние 5 минут: Свободное время. Дети могут подойти к уголку чтения, полистать книгу о динозаврах, посмотреть отзывы других ребят или взять другую книгу.
Такой подход превращает перемену из хаотичного перерыва в содержательный и развивающий элемент школьного дня, где книга становится источником вдохновения для игры и общения.
| |
Вот моя подборка книг и методических пособий, которые помогут организовать веселые, интересные и полезные перемены для учеников начальной школы. В список вошли как классические работы, так и более современные издания, учитывающие различные аспекты детского развития и потребности детей с ОВЗ.
Литературные игры: В рамках мероприятий типа "Недели детской книги" можно организовать на переменах "Книжную эстафету", игру "Правда - неправда" об истории книги, игру-пантомиму "Изобрази героя книги" или командное рисование иллюстраций.
· Спокойные игры: Для более тихого отдыха отлично подходят игры на развитие речи и внимания, такие как "Сочини слово", "Запрещенная буква", "Делай как я" (на внимательность), "Нарисуй на спине", а также настольные игры, раскраски, пазлы и головоломки.
Заключение:
Выбор конкретной книги или методики зависит от наших целей:
Необходимо помнить, что лучший подход - это комбинация разных типов активности, учитывающая потребности детей в движении, общении, творчестве и интеллектуальной разгрузке. Важно создать безопасное и организованное пространство, где каждый ребенок найдет занятие по душе.
Спасибо за внимание!
Литература.
1. «Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 классах» - Николай Дик
2. «Игры на переменах для школьников 1-3-х классов» - Е.М. Геллер
3. «Дидактические игры на уроках в начальной школе» - О.А. Степанова, О.А. Рыдзе
4. Сборник «Динамические игры на переменах для обучающихся с ОВЗ» - Методические рекомендации для педагогов - В.И. Блинова