Перспективный план развития ОУ на учебный год
Муниципальный управленческий конкурс
«Лидеры образования»
«Перспективный план развития
МАОУ СОШ №2
на 2019-2024 годы».
Выполнила: Кокшарова Е.С.,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №2,
1 квалификационной категории.
Реж
2019
Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию
должен значительно измениться.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Дмитрий Медведев
РАЗДЕЛ I. Паспорт программы развития
МАОУ СОШ №2 на 2019 – 2024 годы
Наименование учреждения |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |
Документы, послужившие основанием для разработки |
Конституция Российской Федерации; - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» 2018-2025гг, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 662-р); |
Разработчик программы |
Кокшарова Елена Сергеевна, учитель начальных классов |
Цель программы |
Создать на базе школы, в рамках образовательного процесса, условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, способствующего социальной адаптации в обществе |
Задачи программы |
1.Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива с учетом современных тенденций в системе образования. 2.Совершенствовать методы, технологии обучения, способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; формировать исследовательские умения и навыки у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования. 3.Развивать систему поддержки талантливых детей 4.Сохранять и укреплять здоровье школьников, систематизировать работу по обеспечению социальнопсихолого-педагогического сопровождения. 5. Развивать школьную инфраструктуру 6. Рост доли внебюджетного финансирования школы из различных источников. 7. Оптимизация управления школой как результат высокого уровня управленческого состава и творческой инициативы педагогов. |
Сроки и этапы организации программы |
2019 год– 1 этап – аналитико-организационный анализ результатов выполнения предыдущей программы, внесение корректив, прогноз развития на следующие 5 лет. 2019 -2023 – 2 этап – внедренческий – реализация программы развития МАОУ СОШ №2; промежуточный анализ реализации программы развития, реализация всех направлений программы развития школы. 2024 – 3 этап – обобщающий – анализ и обобщение результативности и эффективности реализации программы, обозначение дальнейших перспектив развития МАОУ СОШ №2 |
Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий) |
Администрация ОУ
Педагоги ОУ
Творческие группы педагогических работников |
Объем и источники финансирования |
Бюджетные (муниципальный бюджет) и внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
За период реализации программных мероприятий ожидается: 1. Обеспечение 100% обучающихся доступности качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; 2. Повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон; 3. Расширение социального партнерства; 4. Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями. 5.Повышение доли учащихся, победителей в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях; 6. Развитие системы дополнительного образования как условия развития талантливых детей, расширение (обновление) перечня образовательных услуг; 7. Расширение единой образовательной информационной среды в учебной, педагогической и управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии. 8. Переход на критериальное оценивание по уровням освоения материала в начальной школе |
Система организации контроля |
Ежегодно будет проводиться самообследование МАОУ СОШ №2, результаты его доводятся до сведения педагогического коллектива на итоговом педагогическом совете (август). Отчет о результатах самообследования размещается на сайте школы. На основе анализа осуществляется тактическое планирование на следующий учебный год. |
РАЗДЕЛ II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе представлены концептуальные положения функционирования образовательного учреждения как системы, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки. Программа развития образовательного учреждения на 2019-2024 гг. сформирована на основе самоанализа и самооценки достижений педагогического коллектива за предыдущий период развития, анализа образовательной деятельности по вопросам удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования, условиями обучения и определения актуальных проблем. Основные идеи программы развития должны пройти рассмотрение на заседаниях предметных методических объединений и педагогическом совете.
Предполагается, что в процессе реализации программы развития на 2019-2024 гг. могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые в настоящее время эффекты, которые будут отслеживаться в период осуществления Программы и фиксироваться в ходе управленческого анализа.
Информационная справка о школе.
В нашей школе получили развитие следующие направления:
1. Работа с кадрами
2. Повышение качества образования
3. Совершенствование воспитательной системы
4. «Одарённые дети»
5. Совершенствование инфраструктуры
Высококвалифицированный стабильный учительский коллектив творчески решает поставленные перед ним задачи. В школе работает 51 педагог. Высшая категория – 15 человек, 1 категория – 23 человек, соответствие – 4, без категории – 6; 1 совместитель, 2 человека – в декретном отпуске.
В школе работают объединения:
Совет старшеклассников
Совет профилактики
Школьная служба медиации
Школьные творческие объединения (ОФП, Любята, Шахматы, Художники, школьный хор, Творческие ручки)
Миссия школы: реализация гуманистической парадигмы образования; проектирование и формирование личности школьника, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способности к самореализации и гармоничному взаимодействию с социумом; создание условий для воспитания личности, заинтересованной в собственном развитии, со сформированной жизненной позицией.
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Программой развития образования, Законом «Об образовании в Российской Федерации». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
В настоящее время основными направлениями школьного образования являются:
Переход на ФГОС II поколения
Развитие учительского потенциала
Развитие школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепления здоровья школьников
Поддержка и развитие одаренных детей
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
• готовность к разрешению проблем,
• технологическая компетентность,
• готовность к самообразованию,
• готовность к использованию информационных ресурсов,
• готовность к социальному взаимодействию,
• коммуникативная компетентность.
Концепция программы развития МАОУ СОШ №2 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Основными условиями результативности развития образовательного учреждения являются обеспечение высокого уровня профессионализма педагогов и насыщенности образовательной среды, позволяющей достигать обучающимся максимальных результатов с учетом их субъективных характеристик.
Образовательное учреждение рассматривается в данной программе как единая образовательная организация, компоненты которой формируются и развиваются в соответствии с единой логикой, а все участники образовательных отношений разделяют ценности и цели, определяющие содержание ее деятельности. Достижение участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей), различных партнеров) как эмоционально разделяемое с другими чувство успеха является ведущей идеей педагогического взаимодействия в образовательной организации, ориентированной на качественное образование. Результативность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех в положительных личностно значимых результатах. Достижение максимально возможных образовательных результатов каждым учащимся возможно, если решена задача оптимального сочетания требований ФГОС, индивидуальных способностей и образовательных потребностей обучающихся, разнообразных форм образовательной деятельности, эмоциональной комфортности и интенсивности деятельности обучающихся.
Результативность избранной стратегии развития образовательного учреждения зависит от реализации следующих организационно-педагогических принципов:
принципа расширение образовательного пространства обучающихся благодаря учету многообразия их интересов и образовательных потребностей;
принципа преемственности ценностей, целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности на всем протяжении образовательного маршрута обучающихся, включающего начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование, который объединяет урочную и внеурочную деятельность, дополняемую дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами;
принципа комплексного сопровождения участников образовательных отношений; принципа прироста самостоятельности обучающихся и их ответственности за получаемые результаты образовательной деятельности;
принципа максимальной доступности образовательных ресурсов любому участнику образовательных отношений;
принципа максимальной эффективности взаимодействия участников образовательных отношений на уроках и в ходе внеурочной деятельности.
Я считаю, что для достижения заявленной миссии образовательного учреждения необходимо реализовать один из следующих проектов.
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
«Особые дети».
Актуальность. Напряженный ритм жизни школьников на фоне низкой двигательной активности порождает дисбаланс как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Работа нервной системы в подобном режиме ведет к повышенному напряжению. Если устойчивость организма снижается, и негативные факторы внешней среды начинают оказывать свое разрушающее действие, то возникают различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, невротические расстройства). В процессе адаптации организма к условиям внешней среды целесообразно владение методами, направленными на восстановление сил; что, в свою очередь, является психопрофилактикой, и актуально для различной возрастной категории.
Цель проекта – создание специальных образовательных условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для их адаптации и максимально возможной интеграции в общество.
Задачи проекта:
1. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития особых детей
3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
4. Создать на базе школы комнату для релаксации.
Основные проектные действия:
1. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию деятельности ОУ в связи с введением инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация рабочей группы, обеспечивающей психолого-педагогическую сопровождение особых детей в ОУ
3. Повышение квалификации педагогов в связи с введением ФГОС ОВЗ
4. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ
5. Оснащение специальным, в том числе учебным, релаксационным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специальной учебной литературой, наглядными пособиями для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты проекта:
Открытие и эффективное функционирование в школе инклюзивного образования детей с разными возможностями.
1. Повышение работоспособности детей с ОВЗ, снятию напряжения, снижению уровня тревожности.
2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
3. Возникновение родительского сообщества по обмену опытом, трансляция его в СМИ, на сайте школы.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями.
Управление программой развития:
предполагает выполнение следующих управленческих функций:
- анализ проблем развития образовательного учреждения и определение перспектив их решения;
- организация временных творческих групп, ориентированных на разработку и реализацию отдельных проектов и мероприятий программы развития;
- мониторинг процесса и результатов выполнения программы развития.
Программа должна быть принята на заседании педагогического совета школы и утверждена приказом директора. Оперативное управление ходом реализации программы осуществляется администрацией школы и педагогическим советом. Система контроля реализации направлений развития, представленных в данной программе, включает в себя:
- мониторинговые исследования и аналитические отчеты о динамике реализации проекта «Особые дети» программы развития;
- самообследования образовательной организации и отдельных ее структурных подразделений;
- разработку методических рекомендаций, обмен опытом
- инновационные проекты и их презентация на различных уровнях управления образованием;
- организацию и проведение семинаров, круглых столов с участием педагогов и других участников образовательных отношений;
- анализы результатов мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
В ходе контрольных процедур выявляется динамика изменения качественных показателей состояния образовательного учреждения и вносятся необходимые коррективы в программу развития и различные планы, ориентированные на ее реализацию.
Отчетность о реализации программы развития представляется ежегодно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подпроект «Комната релаксации – путь к созданию комфортной
среды для особых детей в МАОУ СОШ №2»
Актуальность.
Комната релаксации являет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Пребывания в этой комнате ребенок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная. Множество разных ярких приспособлений, которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызывать неподдельный интерес, все оборудование в этой комнате абсолютно безопасно. Комната релаксации будет сочетать в себе множество направлений терапии, применяемых в психологической практики, которые оказывают благоприятные разносторонние ощущения и воздействия на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Особое значение стоит уделить снятию внутреннего, мышечного напряжения, понижению уровня тревожности, повышению работоспособности – именно этих показателей удастся добиться благодаря инновационному проекту по созданию комнаты релаксации.
Уникальность комнаты релаксации:
Специализированное оборудование компании The Fantastic World Snoezelen сертифицировано, предусматривает работу с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами. Противопоказанием к посещению комнаты релаксации: является глубокая стадия умственной отсталости.
Сочетает в себе комплекс средств по направлению «терапия»:
Ароматерапия
Арт-терапия
Гидротерапия
Музыкотерапия, звукотерапия
Песочная терапия
Цветотерапия, светотерапия
Сомато - сенсорная терапия
Игротерапия
Сказкотерапия.
Вся работа будет реализовываться во взаимосвязи со специалистами школы, для учета физического развития: с медицинским работникам школы - при построении индивидуальных коррекционных маршрутов, с психологом – для отслеживания динамики психолого-физиологических преобразований, динамики результата, с логопедом (для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушение речи).
Ввиду того, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды различных категорий (данные приведены в таблице), то оснащение в комнате релаксации будет учитывать эти особенности. Хочется отметить и тот факт, что приток детей, имеющих особые образовательные потребности, в нашу школу растет.
Информация по обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам
(на 01.03.2019 год в МАОУ СОШ №2)
Учебный год |
Количество обучающихся с ОВЗ |
Количество детей-инвалидов |
2016-2017 |
16 |
3 |
|
|
|
2017-2018 |
18 |
5 |
2018-2019 |
19 |
6 |
|
|
|
Постановка проблемы.
Педагог-психолог в школе нужен для поддержки психологического здоровья обучающихся, только материально-техническая база, которая есть сейчас в современных школах, не отвечает всем образовательным потребностям, в том числе и при работе с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, а также с обучающимися особых категорий: находящихся в ТЖС, имеющими низкую самооценку, стрессоустойчивость, высокую тревожность. В последние годы по России так же увеличились, к сожалению, случаи суицидов обучающихся в период подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Есть ребята, которые имеют повышенную тревожность и низкую стрессоустойчивость. Тут комната релаксации тоже была бы актуальна. Да и сами учителя, нуждаются в поддержке при синдроме «эмоционального выгорания».
Таким образом, проблема организации комнаты релаксации актуальна, и решение ее требует принятия мер как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне города и даже российского образования.
Цель проекта:
Создание условий для оказания психотерапевтической помощи особым категориям обучающихся, учителям.
Задачи:
1. Психологическая разгрузка и поддержка детей с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, детей-инвалидов.
2. Организация психотерапевтической работы с обучающимися различных категорий: с повышенной тревожностью, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, низкой стрессоустойчивостью, низкой самооценкой и т.д.
3. Обмен опытом по эффективным способам оказания психотерапевтической деятельности со специалистами г. Екатеринбурга
4. Психологическая поддержка и разгрузка педагогического коллектива
Планируемый результат
снижение уровня тревожности у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и детей особых категорий при помощи занятий в комнате релаксации,
предотвращение «синдрома выгорания у учителей».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Разработка проекта.
2. Прохождение определенной группы педагогов курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
3. Поиск инвесторов. Участие в конкурсах с материальной поддержкой.
4. Отведение помещения для комнаты релаксации.
5. Приобретение и установка необходимых материалов и оснащения,
Реализация проекта
1. Определение групп обучающихся для проведения релаксационных занятий.
2. Первичная индивидуальная диагностика уровня тревожности обучающихся и проблем в эмоционально-волевой сфере.
3. Проведение занятий с обучающимися различных категорий, в соответствии с расписанием.
4. Педагогическое наблюдение эффективности занятий по релаксации.
5. Проведение контрольной диагностики на выявление уровня тревожности и проблем в эмоционально-волевой сфере.
6. Занятия с педагогическим коллективом, в соответствии с расписанием
Заключительный этап
1. Самоанализ. Подготовка отчета по проделанной работе.
2. Создание копилки занятий в комнате для релаксации
3. Обмен и распространение опытом
4. Публикации в СМИ о работе комнаты релаксации в ОУ
Механизм реализации проекта:
Представляет собой взаимодействие специалистов школы: администрации школы, руководителя проекта, классных руководителей, медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, направленное на работу с обучающимися школы особых категорий по преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере (Схема 1).
Схема 1.
Директор МАОУ СОШ №2 |
Руководитель проекта |
Логопед
Медицинский работник |
|
Классные руководители |
|
Социальный педагог |
|
Педагог-психолог |
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся особых категорий |
Ожидаемые результаты
улучшение настроения;
появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
получение положительных эмоций;
нормализация сна;
снижение тревожности и беспокойства;
уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
повышение иммунитета;
ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
ускорение процессов мозговой активности;
стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
отсутствие повышенного уровня тревожности и проблем в эмоционально- волевой сфере у обучающихся
повышение уровня успеваемости у особых детей
Предполагаемый охват обучающихся, задействованных в ходе реализации проекта – 74 человека.
Время одного занятия 30-45 минут (в зависимости от возраста обучающегося). Для одного ученика курс составляет 10 занятий, 1- 2 раза в неделю. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов релаксационные занятия будут проводиться на постоянной основе.
Занятие рассчитано на индивидуальное проведение, возможно посещение занятие 2 обучающимися.
Кадровое обеспечение:
Проект предполагает привлечение следующих специалистов:
педагог-психолог
социальный педагог
медицинский работник
логопед
В нашем учреждении нет только логопеда. Остальные специалисты нуждаются в прохождении курсов повышения квалификации по направлению «Инклюзивное образование»
Требования к помещению комнаты релаксации:
- площадь помещения должна составлять 22-24 м²;
- возможность проветривания помещения;
- покрытия мебели и оборудования предусматривает ежедневную уборку, дезинфекцию;
- предусмотрен увлажнитель воздуха;
- на окнах размещены жалюзи;
- специализированное оборудование сертифицировано.
Перспективы проекта
1.Работа с педагогами ОУ в комнате релаксации.
2.Использование возможностей комнаты релаксации для проведения занятий другими ОУ, детскими садами («Аленький цветочек», «Колокольчик», «Голубой кораблик»)
Формы оценивания результатов реализации программы:
проведение диагностики уровня тревожности (методики в соответствии с возрастом)
педагогическое наблюдение.
Проект отвечает следующим критериям
Инновационность данного проекта состоит в использовании комплексного психотерапевтического подхода в коррекционной деятельности по средствам организации посещения обучающимися комнаты релаксации, где все факторы воздействуют на разнообразные органы чувств.
Системность проекта отражается в постоянном использовании в течение всего учебного года данной Комнаты для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, что позволит результату носить постоянный характер.
Содержательная проработанность проекта отражена в исследовании проблематики проекта наличие диагностических показателей, проработке календарного плана-графика по реализации проекта, расчету качественных и количественных показателей (предполагаемого результата).
Реалистичность заключается в адекватной оценке своих возможностей по изменению положения относительно существующей проблеме: наличия у обучающихся повышенной тревожности, с учетом положительного опыта учреждений, где существует такая Комната. Также в адекватном расчете себестоимости проекта.
Реализуемость отражена в возможности использовать данный проект в учебном заведении, не отклоняясь от учебного плана.
Перспективность проекта заключается в постоянном использовании его в школе, возможности использования Комнаты для работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, возможности предоставления специалистам других учреждений города, использовать Комнату для работы с обучающимися (после прохождения специализированного обучения), а также в возможности внедрение проекта во все школы г. Режа.
Эффективность) проекта заключается в том, что показатели по работе измеримы, для этого будут применять методики в соответствии с возрастом, будут отражены в снижении уровня тревожности.
Технологичность нашла свое отражение в возможности использования данного проекта по снижению уровня тревожности у обучающихся в другом контексте, доступность в применении.
Расчет себестоимости сенсорной комнаты.
Наименование статьи |
Запрашиваемые средства, рубли |
Источник финансирования |
Оплата труда логопеда |
8000 |
|
Курсы профессиональной переподготовки (УрГПУ – 252/504 часа) |
15000-27000 |
|
Фотообои для отделочных работ |
5000 |
|
Увлажнитель воздуха |
1365 |
|
Жалюзи |
1000 |
|
Сенсорная комната «Релаксация» (для детей 3-13 лет + взрослые) + Доставка груза |
150 140 |
|
Монтаж комнаты |
8000 |
|
Непредвиденные расходы |
5000 |
|
Итого: |
205 505 |
|
Стартовый капитал – призовой фонд муниципального управленческого конкурса «Лидеры образования».
Елена Владимировна