Урок истории в 5 классе «Первые христиане и их учение»
Технологическая карта
Этап урока | Время | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формирование УДД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Мотивация | 3мин | | | | | | |
Актуализация опорных знаний | 5 мин | Контроль | Люди Древнего мира верили во множество богов, потому что пытались найти в них опору и объяснить то, чего они не знали и не понимали. Многие народы приносили в жертву своим богам младенцев. Только еврейский народ верил в единого Бога. Евреи жили на территории Римской империи в Палестине. У древних римлян наступило большое разочарование в своих богах, потому что общество делилось на патрициев, плебеев и рабов, были бедные и богатые. И это множество богов не могло дать людям понимание, почему так происходит. | Фронтальный опрос Игра «Вопрос-ответ» | Познавательные УУД: - умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение; - умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах. -делать выводы. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи; -умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты); -умение задавать вопросы. | Изучая историю государств Древнего мира, мы знакомились с религиозными верованиями разных народов. - Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне. - Что общего между греческой и римской верой в богов? - Назовите народ, который первый пришел к ЕДИНОБОЖИЮ. - Как звали Бога еврейского народа? - В чем главное отличие религии древних евреев от религии древних греков и римлян? Ребята, сейчас мы проведем игру «Вопрос-ответ». Дома вы подготовили вопросы к рисунку «Казнь христиан при Нероне». | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся задают свои вопросы одноклассникам. Примерные вопросы: - По чьему приказу приведены на арену амфитеатра эти люди? - В чем они провинились? - Что их ожидает? - В чем император Нерон обвинил христиан? - Достиг ли он своей цели? Обучающиеся делают мини-вывод: На территории Римской империи к христианам сложилось жестокое отношение со стороны властей |
Постановка учебных задач | 3 мин | Создание проблемной ситуации | | Постановка проблемного задания | Регулятивные УУД: - умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию | Учитель говорит. Несмотря на такое жестокое отношение к христианам, я все-таки хочу вам напомнить, что христианство зародилось именно в Римской империи. Тема урока: «Первые христиане и их учение». Какие ставите перед собой цели, задачи? Чему хотите научиться, что узнать? (обобщает) Работая сегодня на уроке, мы должны ответить на вопрос: «Как вы думаете, почему идеи христианства были восприняты многими людьми? И почему христианские ценности актуальны и в наши дни? | Обсуждение темы урока. Постановка учебных задач. |
Изучение нового материала. Совместное исследование проблемы. | 5мин | Поиск решения учебной задачи. | Историческая карта Римской империи. | Работа с картой Работа с терминами. | Познавательные УУД: - умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение; - умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах. -делать выводы. Коммуникативные УУД: - использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; - использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. | Учитель организует работу с картой. Посмотрим на карту Римской империи и вспомним, где находилась Палестина. Какие города были расположены на ее территории? Учитель вместе с обучающимися определяет значение терминов, используя ИКТ. Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа. Библия – главная книга христиан. Учитель объясняет структуру Библии, состоящей из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Евангелие – Радостная весть об Иисусе Христе и о том, что человек получает спасение не по добрым делам, а благодаря вере в Иисуса Христа (с греческого «благая весть»). Евангелие – это рассказы об Иисусе, записанные первыми христианами. | Обучающиеся работают с картой. Находят Палестину на Восточном побережье Средиземного моря, называют города. Новая вера могла возникнуть только там, где религиозные взгляды были наиболее развиты. Обучающиеся записывают определение терминов в исторический словарь. |
Моделирование | 5мин | Поиск решения учебной задачи. | Исторический документ «Рождение Иисуса Христа». (Приложение № 1). | Работа с историческим источником. Анализ. Заполнение анкеты. | Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением; - анализировать, выделять главное; - представлять информацию в разных формах ( анкета). Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи; -умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого); -умение задавать вопросы. | Организация работы с историческим источником – Библией. Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание. Прочтите текст «Рождение Иисуса Христа», Матфея 1:18-24. Заполните анкету «Исторический портрет Иисуса Христа | Обучающиеся работают в группах. Читают текст «Рождение Иисуса Христа» (Приложение № 1). Заполняют анкету «Исторический портрет Иисуса Христа» (Приложение № 2). Задают уточняющие вопросы по материалу. Например: -Кто такой Иисус? - Согласны ли вы, что Иисус – Бог? - Согласны ли вы, что Иисус – Человек |
Конструирование нового способа действия. | 5 мин | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Исторический документ «Мальчик Иисус в храме». (Приложение № 3). | Работа с историческим источником. Метод критического мышления. Прием «инсерт». Заполнение таблицы. Работа с графическим изображением | Познавательные УУД: - умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение; - умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах. -делать выводы. Регулятивные УУД: - умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию. Личностные УУД: - умение оценивать личность, событие с позиции нравственности, умение дать нравственную оценку конкретных ситуаций. | Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание. Прочтите текст «Мальчик Иисус в храме», Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56. Выполняя задание, действуйте по алгоритму. Во время чтения текста делайте пометки на полях. После прочтения текста заполните таблицу. Учитель говорит. Бог – это 3 личности. Троица включает в себя 3 разные и уникальные личности; их трое – Отец, Сын и Дух Святой, но все Они одно. Они – группа личностей, объединенных в одной природе, действующих вместе в полном согласии и вечной гармонии. На интерактивной доске – изображение картины Андрея Рублева «Троица». Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание. Графически обозначьте, как связаны между собой 3 личности - Отец, Сын и Дух Святой. Учитель обращает внимание обучающихся, что в Троице все 3 личности равны и не находятся в подчиненном отношении друг к другу. Отец, Сын и Дух Святой возвеличивают друг друга. | Обучающиеся работают в группах. Читают текст «Мальчик Иисус в храме», Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56. (Приложение № 3). Заполняют таблицу. (Приложение № 4). Задают уточняющие вопросы по материалу. Например: - Почему Иисуса любили и люди и Бог? -Как Иисус относился к своим земным и небесным родителям? К учебе? Обучающиеся работают в группах. Выполняют задание на чистом листе бумаги. Каждая группа прикрепляет свой графический рисунок магнитом на доске. Аргументирует свою точку зрения |
5. Переход к этапу решения частных задач | 7мин | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | В I в.н.э. в городе Вифлееме родился Иисус Христос. В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, их было 12. Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. Иисус предстал перед синедрионом, который приговорил его к распятию на кресте. Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем. Первые христианские общины возникли в Иудее и на Востоке. Позже они появились в Риме. Общинники называли друг друга братьями и сестрами, и делили совместные трапезы, совершали вместе молитвы, и следовали заповедям Иисуса. В Риме христианство преследовалось, при императоре Нероне были казнены апостолы Петр и Павел, что вынудило скрываться христиан в катакомбах, где они жили, молились. В Риме христиане подвергались гонениям, пыткам, казням, но многие из них не отреклись от своей веры. В 1 - 3 веке многие из них приняли мученическую смерть, многие из них были позже причислены к лику святых. Со временем христианские общины разрастались, и в них вступали уже не только бедняки, но и богатые. Объединяясь, общины образовывали церковь – которая включала в себя священников и верующих. В 4 веке н. э. при императоре Константине христианство становится официальной религией Римской империи. | Беседа. | Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением; - анализировать, выделять главное; - представлять информацию в разных формах ( анкета). Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи; -умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого); -умение задавать вопросы. Личностные УУД: - умение оценивать личность, событие с позиции нравственности, умение дать нравственную оценку конкретных ситуаций. | Работая в группе, выполните задание. Дайте оценку личности Иисуса Христа. Какие идеи учения Иисуса Христа находили отклик в сердцах людей? | Сообщение обучающегося о жизни и смерти Иисуса Христа Обучающиеся делают вывод. В Палестине жил Иисус Христос. Он проповедовал новое учение о Царстве Божием и добровольно принял мученическую смерть ради всех людей. |
Применение общего способа действия для решения частных задач. | 8мин | Коррекция отработки способа. | Исторический документ «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди» (Приложение № 5). | Работа с историческим источником. Метод критического мышления. Прием «инсерт». Заполнение таблицы. Метод сравнения. Метод обобщения. | Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением; - анализировать, выделять главное; - представлять информацию в разных формах ( анкета). Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи; -умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого); -умение задавать вопросы. Регулятивные УУД: - умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию | Работая в группе, выполните задание. Прочтите текст «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди». Выполняя задание, действуйте по алгоритму. Во время чтения текста делайте пометки на полях. После прочтения текста заполните таблицу. Обобщите в одном предложении, к чему призывает Иисус людей в Нагорной проповеди? Итак, мы с вами познакомились с одной из мировых религий – христианством. Теперь давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: «Как вы думаете, почему идеи христианства были восприняты многими людьми? И почему христианские ценности актуальны и в наши дни? | Обучающиеся работают в группах. Читают текст Нагорной проповеди (Приложение № 5). Заполняют таблицу. (Приложение №6). |
Диагностика результатов урока. | 3мин | Контроль. | | Оценка результатов деятельности. | Регулятивные УУД: - умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию. | Ребята, оцените свою работу на уроке. Заполните Диагностическу ю карту урока по теме «Первые христиане и их учение». | Самооценка своей деятельности (Приложение №7) |
Домашнее задание. | 1мин | | | | | П. 56. Рабочая тетрадь. | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Приложение №1
Рождение Иисуса Христа
Рождение Иисуса Христа происходило так: мать Иисуса, Мария была обручена с Иосифом, но прежде чем они поженились, оказалось, что она беременна. Ребенок, которого ей предстояло родить, был от Святого духа.
Жених Марии, Иосиф, был порядочным человеком. Узнав о ее беременности, хотел тайно расстаться с ней, не передавая дело огласке, чтобы Мария не была опозорена.
Но когда он принял такое решение, ему явился во сне ангел Господа и сказал:
- Иосиф, потомок Давида! Не бойся взять Марию в жены, потому что ее будущий ребенок – от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет свой народ от грехов!
Все произошедшее с ними было исполнением того, что Господь ранее сказал через пророка: «Девушка забеременеет и родит сына, которого назовут Иммануэль, что значит: «С нами Бог». Утром Иосиф сделал так, как велел ангел. Мария стала женой Иосифа, но супружеской близости между ними не было, пока она не родила сына, и он назвал Его Иисусом.
В те дни император Август издал указ о проведении переписи во всех землях, подвластных Риму. Это была первая перепись. Поэтому каждый отправился в свой город для регистрации.
Иосиф тоже пошел из галилейского города Назарета в Иудею, в город Давида, называемый Вифлеемом, потому что он принадлежал к роду Давида. Он отправился, чтобы принять участие в переписи вместе с Марией, которая была обручена с ним и ожидала ребенка. В Вифлееме у Марии подошло время родов, и она родила своего первенца, запеленала Его и положила в кормушку для скота, потому что для них не нашлось места в гостинице.
Матфея 1:18-24.
Приложениие №2
Анкета «Исторический портрет Иисуса Христа»
Родина Иисуса_____________________________________
Земные родители Иисуса:
Мать (указать имя)__________________________________
Отец (указать имя)__________________________________
Небесные родители Иисуса:
Отец (указать имя)__________________________________
Отец (указать имя)__________________________________
Город, в котором родился Иисус______________________
Город, в котором жила семья Иисуса_____________________
Национальность Иисуса________________________________
Сделайте вывод «Кто такой Иисус Христос»_______________
Приложение № 3
Мальчик Иисус в храме
Каждый год в праздник Пасхи родители Иисуса ходили в Иерусалим. Когда Ему было двенадцать лет, они, как обычно, пошли на праздник. После окончания праздника, когда все возвращались домой, мальчик Иисус остался в Иерусалиме, но его родители об этом не знали. Полагая, что Он среди других путников, они прошли день пути и стали искать Его среди родственников и знакомых. Не найдя, они возвратились в Иерусалим, искать там. Через три дня они нашли мальчика в храме. Он сидел среди учителей, слушал их и задавал вопросы. Все, кто его слышал, удивлялись Его пониманию и Его ответам. Родители были изумлены, увидев Его там.
- Сынок, почему Ты так с нами поступил? – спросила Его мать. – Твой отец и я беспокоились и искали Тебя.
- Зачем вы Меня искали? – спросил Он. – Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?
Они не поняли, о чем Он им говорил. Он возвратился с ними в Назарет и был послушен им. Но все происшедшее Его мать хранила в своем сердце. Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди и Бог.
Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56.
Приложение №4
Алгоритм работы с текстом
«v» - я уже знал
«+» - новое знание
«_» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Таблица
«v» - я уже знал | «+» - новое знание | «_» - думал иначе | «?» - не понял, есть вопросы |
| | | |
Приложение №5
Нагорная проповедь
- «Блаженны /счастливы/ плачущие/ страдающие/, ибо они утешатся».
- «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся».
- «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
- «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».
- «Не судите, да не судимы будете».
- «Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят».
- «И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».
Приложение №6
Алгоритм работы с текстом
«v» - я уже знал
«+» - новое знание
«_» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Таблица
«v» - я уже знал | «+» - новое знание | «_» - думал иначе | «?» - не понял, есть вопросы |
| | | |
Приложение №7
Диагностическая карта урока по теме «Первые христиане и их учение»
№ | Название раздела | Оценка |
1 | Игра «Вопрос – ответ» | |
2 | Работа с документом «Рождение Иисуса Христа» | |
3 | Работа с документом «Мальчик Иисус в храме» | |
4 | Работа с документом «Нагорная проповедь» | |
| | |