Урок истории в 5 классе «Первые христиане и их учение»

0
0
Материал опубликован 26 January 2022

Технологическая карта

ФИО учителя

Санникова Лариса Германовна

Класс

5

Дата


Время начала урока

8.00.

Название предмета

История

Тема урока

Первые христиане и их учение

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Сформировать целостное представление о возникновении христианства в Римской империи;

Дать оценку личности Иисуса Христа и его учению;

Формировать способности обучающихся к новому способу действия.

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные


- формирование навыков анализа, индивидуального проектирования;

-при оценке такой исторической личности, как Иисус Христос, научиться выявлять гуманистические, нравственные ценности его учения.


-коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;

- познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.


- научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности христианства и значения его возникновения;

- выявлять из исторических фактов отличительные особенности христианства как новой религии, возникшей в 1 веке.

Учебно – методический комплекс

Всеобщая история. История древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций \ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. Искандерова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 303с.:ил., карт.





Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формирование УДД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

Мотивация

3мин







Актуализация опорных знаний

5 мин

Контроль

Люди Древнего мира верили во множество богов, потому что пытались найти в них опору и объяснить то, чего они не знали и не понимали. Многие народы приносили в жертву своим богам младенцев.

Только еврейский народ верил в единого Бога. Евреи жили на территории Римской империи в Палестине.

У древних римлян наступило большое разочарование в своих богах, потому что общество делилось на патрициев, плебеев и рабов, были бедные и богатые. И это множество богов не могло дать людям понимание, почему так происходит.


Фронтальный опрос



























Игра «Вопрос-ответ»






Познавательные УУД:

- умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение;

- умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах.

-делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи;

-умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты);

-умение задавать вопросы.


Изучая историю государств Древнего мира, мы знакомились с религиозными верованиями разных народов.

- Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне.

- Что общего между греческой и римской верой в богов?

- Назовите народ, который первый пришел к ЕДИНОБОЖИЮ.

- Как звали Бога еврейского народа?

- В чем главное отличие религии древних евреев от религии древних греков и римлян?


Ребята, сейчас мы проведем игру «Вопрос-ответ». Дома вы подготовили вопросы к рисунку «Казнь христиан при Нероне».


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.



Обучающиеся задают свои вопросы

одноклассникам.


Примерные вопросы:

- По чьему приказу приведены на арену амфитеатра эти люди?

- В чем они провинились?

- Что их ожидает?

- В чем император Нерон обвинил христиан?

- Достиг ли он своей цели?

Обучающиеся делают мини-вывод:

На территории Римской империи к христианам сложилось жестокое отношение со стороны властей

Постановка учебных задач

3 мин

Создание проблемной ситуации


Постановка проблемного задания

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию

Учитель говорит.

Несмотря на такое жестокое отношение к христианам, я все-таки хочу вам напомнить, что христианство зародилось именно в Римской империи.

Тема урока: «Первые христиане и их учение».

Какие ставите перед собой цели, задачи? Чему хотите научиться, что узнать?

(обобщает) Работая сегодня на уроке, мы должны ответить на вопрос: «Как вы думаете, почему идеи христианства были восприняты многими людьми? И почему христианские ценности актуальны и в наши дни?

Обсуждение темы урока. Постановка учебных задач.



Изучение нового материала. Совместное исследование проблемы.



5мин

Поиск решения учебной задачи.

Историческая карта Римской империи.

Работа с картой




















Работа с терминами.









Познавательные УУД:

- умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение;

- умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах.

-делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Учитель организует работу с картой.

Посмотрим на карту Римской империи и вспомним, где находилась Палестина.

Какие города были расположены на ее территории?







Учитель вместе с обучающимися определяет значение терминов, используя ИКТ.

Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

Библия – главная книга христиан.

Учитель объясняет структуру Библии, состоящей из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.

Евангелие – Радостная весть об Иисусе Христе и о том, что человек получает спасение не по добрым делам, а благодаря вере в Иисуса Христа (с греческого «благая весть»). Евангелие – это рассказы об Иисусе, записанные первыми христианами.

Обучающиеся работают с картой. Находят Палестину на Восточном побережье Средиземного моря,

называют города. Новая вера могла возникнуть только там, где религиозные взгляды были наиболее развиты.



Обучающиеся записывают определение терминов в исторический словарь.



Моделирование

5мин

Поиск решения учебной задачи.

Исторический документ

«Рождение Иисуса Христа». (Приложение № 1).



Работа с историческим источником.




Анализ.

Заполнение анкеты.


Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением;

- анализировать, выделять главное;

- представлять информацию в разных формах ( анкета).

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи;

-умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого);

-умение задавать вопросы.

Организация работы с историческим источником – Библией.

Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание.

Прочтите текст «Рождение Иисуса Христа», Матфея 1:18-24. Заполните анкету «Исторический портрет Иисуса Христа

Обучающиеся работают в группах.

Читают текст «Рождение Иисуса Христа» (Приложение

1).

Заполняют анкету «Исторический портрет Иисуса Христа» (Приложение

2).

Задают уточняющие вопросы по материалу.

Например:

-Кто такой Иисус?

- Согласны ли вы, что Иисус – Бог?

- Согласны ли вы, что Иисус – Человек

Конструирование нового способа действия.

5 мин











































































Построение ориентированной основы нового способа действия.

Исторический документ

«Мальчик Иисус в храме».

(Приложение № 3).



Работа с историческим источником.

Метод критического мышления.


Прием «инсерт».

Заполнение таблицы.

















































Работа с графическим изображением

Познавательные УУД:

- умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение;

- умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах.

-делать выводы.

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию.

Личностные УУД:

- умение оценивать личность, событие с позиции нравственности, умение дать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание.

Прочтите текст «Мальчик Иисус в храме», Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56.

Выполняя задание, действуйте по алгоритму. Во время чтения текста делайте пометки на полях. После прочтения текста заполните таблицу.


Учитель говорит.

Бог – это 3 личности.

Троица включает в себя 3 разные и уникальные личности; их трое – Отец, Сын и Дух Святой, но все Они одно. Они – группа личностей, объединенных в одной природе, действующих вместе в полном согласии и вечной гармонии.


На интерактивной доске – изображение картины Андрея Рублева «Троица».


Учитель говорит. Работая в группе, выполните задание.

Графически обозначьте, как связаны между собой 3 личности - Отец, Сын и Дух Святой.

Учитель обращает внимание обучающихся, что в Троице все 3 личности равны и не находятся в подчиненном отношении друг к другу. Отец, Сын и Дух Святой возвеличивают друг друга.

Обучающиеся работают в группах.

Читают текст «Мальчик Иисус в храме», Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56. (Приложение

3).

Заполняют таблицу.

(Приложение

4).

Задают уточняющие вопросы по материалу.

Например:

- Почему Иисуса любили и люди и Бог?

-Как Иисус относился к своим земным и небесным родителям? К учебе?
































Обучающиеся работают в группах.

Выполняют задание

на чистом листе бумаги. Каждая группа прикрепляет свой графический рисунок магнитом на доске.

Аргументирует свою точку зрения





5. Переход к этапу решения частных задач

7мин


































Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

В I в.н.э. в городе Вифлееме родился Иисус Христос.

В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, их было 12.

Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. Иисус предстал перед синедрионом, который приговорил его к распятию на кресте. Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем.

Первые христианские общины возникли в Иудее и на Востоке. Позже они появились в Риме. Общинники называли друг друга братьями и сестрами, и делили совместные трапезы, совершали вместе молитвы, и следовали заповедям Иисуса. В Риме христианство преследовалось, при императоре Нероне были казнены апостолы Петр и Павел, что вынудило скрываться христиан в катакомбах, где они жили, молились. В Риме христиане подвергались гонениям, пыткам, казням, но многие из них не отреклись от своей веры. В 1 - 3 веке многие из них приняли мученическую смерть, многие из них были позже причислены к лику святых.

Со временем христианские общины разрастались, и в них вступали уже не только бедняки, но и богатые. Объединяясь, общины образовывали церковь – которая включала в себя священников и верующих. В 4 веке н. э. при императоре Константине христианство становится официальной религией Римской империи.

Беседа.

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением;

- анализировать, выделять главное;

- представлять информацию в разных формах ( анкета).

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи;

-умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого);

-умение задавать вопросы.

Личностные УУД:

- умение оценивать личность, событие с позиции нравственности, умение дать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Работая в группе, выполните задание.

Дайте оценку личности Иисуса Христа.

Какие идеи учения Иисуса Христа находили отклик в сердцах людей?

Сообщение обучающегося о жизни и смерти Иисуса Христа

Обучающиеся делают вывод.

В Палестине жил Иисус Христос. Он проповедовал новое учение о Царстве Божием и добровольно принял мученическую смерть ради всех людей.



Применение общего способа действия для решения частных задач.

8мин

Коррекция отработки способа.

Исторический документ

«Поучения Иисуса в Нагорной проповеди» (Приложение № 5).



Работа с историческим источником.

Метод критического мышления.


Прием «инсерт».

Заполнение таблицы.




















Метод сравнения.








Метод обобщения.





Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением;

- анализировать, выделять главное;

- представлять информацию в разных формах

( анкета).

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи;

-умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого);

-умение задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию

Работая в группе, выполните задание.

Прочтите текст

«Поучения Иисуса в Нагорной проповеди».

Выполняя задание, действуйте по алгоритму. Во время чтения текста делайте пометки на полях. После прочтения текста заполните таблицу.


Обобщите в одном предложении, к чему призывает Иисус людей в Нагорной проповеди?

Итак, мы с вами познакомились с одной из мировых религий – христианством. Теперь давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока:  «Как вы думаете, почему идеи христианства были восприняты многими людьми? И почему христианские ценности актуальны и в наши дни?

Обучающиеся работают в группах.

Читают текст Нагорной проповеди

(Приложение

5).

Заполняют таблицу.

(Приложение

6).






























Диагностика результатов урока.

3мин

Контроль.


Оценка результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию.


Ребята, оцените свою работу на уроке. Заполните Диагностическу ю карту урока по теме «Первые христиане и их учение».

Самооценка своей деятельности (Приложение №7)

Домашнее задание.

1мин





П. 56. Рабочая тетрадь.










































Приложение №1

Рождение Иисуса Христа





Рождение Иисуса Христа происходило так: мать Иисуса, Мария была обручена с Иосифом, но прежде чем они поженились, оказалось, что она беременна. Ребенок, которого ей предстояло родить, был от Святого духа.

Жених Марии, Иосиф, был порядочным человеком. Узнав о ее беременности, хотел тайно расстаться с ней, не передавая дело огласке, чтобы Мария не была опозорена.

Но когда он принял такое решение, ему явился во сне ангел Господа и сказал:

- Иосиф, потомок Давида! Не бойся взять Марию в жены, потому что ее будущий ребенок – от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет свой народ от грехов!

Все произошедшее с ними было исполнением того, что Господь ранее сказал через пророка: «Девушка забеременеет и родит сына, которого назовут Иммануэль, что значит: «С нами Бог». Утром Иосиф сделал так, как велел ангел. Мария стала женой Иосифа, но супружеской близости между ними не было, пока она не родила сына, и он назвал Его Иисусом.

В те дни император Август издал указ о проведении переписи во всех землях, подвластных Риму. Это была первая перепись. Поэтому каждый отправился в свой город для регистрации.

Иосиф тоже пошел из галилейского города Назарета в Иудею, в город Давида, называемый Вифлеемом, потому что он принадлежал к роду Давида. Он отправился, чтобы принять участие в переписи вместе с Марией, которая была обручена с ним и ожидала ребенка. В Вифлееме у Марии подошло время родов, и она родила своего первенца, запеленала Его и положила в кормушку для скота, потому что для них не нашлось места в гостинице.

Матфея 1:18-24.







Приложениие №2

Анкета «Исторический портрет Иисуса Христа»



Родина Иисуса_____________________________________



Земные родители Иисуса:



Мать (указать имя)__________________________________

Отец (указать имя)__________________________________

Небесные родители Иисуса:

Отец (указать имя)__________________________________

Отец (указать имя)__________________________________



Город, в котором родился Иисус______________________



Город, в котором жила семья Иисуса_____________________



Национальность Иисуса________________________________



Сделайте вывод «Кто такой Иисус Христос»_______________





Приложение № 3





Мальчик Иисус в храме





Каждый год в праздник Пасхи родители Иисуса ходили в Иерусалим. Когда Ему было двенадцать лет, они, как обычно, пошли на праздник. После окончания праздника, когда все возвращались домой, мальчик Иисус остался в Иерусалиме, но его родители об этом не знали. Полагая, что Он среди других путников, они прошли день пути и стали искать Его среди родственников и знакомых. Не найдя, они возвратились в Иерусалим, искать там. Через три дня они нашли мальчика в храме. Он сидел среди учителей, слушал их и задавал вопросы. Все, кто его слышал, удивлялись Его пониманию и Его ответам. Родители были изумлены, увидев Его там.

- Сынок, почему Ты так с нами поступил? – спросила Его мать. – Твой отец и я беспокоились и искали Тебя.

- Зачем вы Меня искали? – спросил Он. – Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?

Они не поняли, о чем Он им говорил. Он возвратился с ними в Назарет и был послушен им. Но все происшедшее Его мать хранила в своем сердце. Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди и Бог.

Луки 2:41-52; Матфея 13:53-56.









Приложение №4

Алгоритм работы с текстом



«v» - я уже знал

«+» - новое знание

«_» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Таблица

«v» - я уже знал


«+» - новое знание


«_» - думал иначе


«?» - не понял, есть вопросы























Приложение №5

Нагорная проповедь



- «Блаженны /счастливы/ плачущие/ страдающие/, ибо они утешатся».



- «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся».



- «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.



- «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».



- «Не судите, да не судимы будете».



- «Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят».



- «И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».



Приложение №6

Алгоритм работы с текстом



«v» - я уже знал

«+» - новое знание

«_» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Таблица

«v» - я уже знал


«+» - новое знание


«_» - думал иначе


«?» - не понял, есть вопросы

























Приложение №7



Диагностическая карта урока по теме «Первые христиане и их учение»



Название раздела

Оценка

1

Игра «Вопрос – ответ»


2

Работа с документом «Рождение Иисуса Христа»


3

Работа с документом «Мальчик Иисус в храме»


4

Работа с документом «Нагорная проповедь»









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.