Тема: Счет лет в истории (2 часа).
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Учебник, «лента времени»
Основные понятия: Год, век (столетие), тысячелетие, «до н.э.», «н.э.»
Основное содержание: Счет лет в истории. Понятие «год», «век», «столетие», «тысячелетие».
Развитие УУД:
На «3»:
Знать изменение времени по годам;
Уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию;
На «4»:
Понимать, что счет лет «до н.э.» необходим для изучения истории Древнего мира;
Уметь рассказать об особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» отсчет);
На «5»:
Выполнять различные задания и упражнения в счете лет;
Домашнее задание: Учебник, с. 28-30, читать. * Решение задач в учебнике на с. 30
Ход урока:
Хронология – наука о времени.
Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можете определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.
Чтобы путешествовать в истории, нам понадобиться другое время – историческое. Мы часто задаем вопрос «Когда это было?». Традиционно человек использует понятие: «В таком-то году». Когда спрашивают: «В каком году вы родились?», - то вы отвечаете: «Я родился в 1996 году», если спрашивают: «Когда произошло какое-либо событие?», - то отвечают: «В таком-то году, веке, тысячелетии».
Учебник – стр. 28 (введение) – чтение вслух.
Учебник – стр. 28 (п. 1) – жужжащее чтение.
Запись на доске: Год = 12 мес. Век = 100 лет. Тысячелетие = 1000 лет.
В истории, чтобы не было путаницы, года принято обозначать арабскими цифрами, века – римскими.
Задание: Проверьте свое знание римских цифр: XX, XIX, XV, XIII, XI, XIV, IX и т.д.
Дорогу, по которой мы с вами пойдем, можно представить в виде схемы. Она называется «лента времени». На ней штрихами нанесены века, годы. Но промежутки могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней.
Лента времени.
V IV III II I 0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
Задание: Определите, к каким векам относятся эти годы: 1799, 1444, 700, 5, 44, 1501, 1996, 2007.
В Египте годы считали от начала правления нового фараона (правителя). Греки вели счет по Олимпийским играм, которые проходили раз в 4 года. Римляне считали первым годом их истории основание Рима. Это создавало большую путаницу.
Тогда один из христиан предложил всем странам вести счет от рождения Иисуса Христа – основателя христианской религии. Дата рождения Христа на «ленте времени» обозначена цифрой 0.
Такое летоисчисление принято называть «христианской эрой», или «нашей эрой».
Учебник – стр. 28 (п. 3) – чтение вслух.