12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий Александрович Кривошей1802
Беларусь, Минская область, Пуховичский район, г. Марьина Горка

История Древнего мира. Урок №1 в 5-ом классе.

Тема: «Введение. Мир древней истории» 1 учебный час

Цели:

Учащиеся должны понимать, что такое история, Древний мир, исторический источник, археология, этнография, цели изучения истории.

Должны уметь определять, какие предметы прошлого относятся к письменным и вещественным историческим источникам.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Учебное пособие, иллюстрированная схема «классификация исторических источников». Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали – Остались вопросы».

Ход урока

Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку и включение их в деловой ритм урока. (Здравствуйте ребята. Поздравляю Вас с началом нового учебного года. Меня зовут Дмитрий Александрович, и в этом учебном году мы с Вами будем изучать новый для вас предмет – Историю Древнего мира. На этом уроке у Вас, Всех, есть возможность стать отличниками, и чтобы достичь такой цели вы должны выполнить несколько условий: У вас должны быть книги и тетради, вы должны быть дисциплинированными и ответственными, готовить домашние задания, и активно работать на уроке!)

Целемотивационный этап, составление таблицы «ЗХУ»

На доске располагается таблица из 5 колонок (понятие, знаем, хотим узнать, узнали, остались вопросы)

Изучение новой темы

План урока:

Понятие «история Древнего мира»

Учитель ведет беседу с учениками, в процессе которой, учащиеся знакомятся с понятиями история – наука о жизни людей в прошлом, древний мир – начальный этап развития человечества.

Древний мир условно делится на два этапа. Первый этап начинается с момента появления предков человека до образования первых государств и письменности. Получил название первобытности. Второй этап от возникновения первых государств до V в. н.э.

Исторические источники

  1. Вещественные исторические источники

    Письменные исторические источники

При изучении данного пункта рекомендую составить схему с размещением ее на доске (смотри приложение 1)

Археология, этнография, антропология

На данном этапе урока: подписать тетради, книги, познакомить учащихся с требованиями к ответу на уроке, критериях оценок.

Важно! В пятом классе продолжить работу по формированию культуры чтения. В связи с этим особое внимание уделить чтению параграфа, выделению самого главного в нем.

Дети работают с учебным пособием (страница 5-6). Самостоятельно, находят названия наук, которые помогают изучать историю (используйте карточки приложения 2, за правильное дополнение определений ученик получает карточку эксперта).

Проверка понимания изученного

Вопросы для проверки понимания: 1. Что такое история (наука о жизни людей в прошлом) 2. Как ученые назвали начальный этап истории человечества? (Древний мир) 3. Какие «следы жизни» оставили историкам люди, жившие в глубокой древности? (перечисление источников). Какие науки помощницы, есть у истории? (археология, этнография, нумизматика).

Закрепление изученного материала.

Учащиеся письменно составляют вопросы к изученной теме. Качество составленного вопроса позволит определить насколько хорошо учащиеся усвоили основные понятия и материал темы.

Физкультминутка

Информация о домашнем задании § 1, зад. 3, 4 на с. 6 учеб. пособия

Подведение итогов урока. Рефлексия

Задание 4 с. 6 учебного пособия. Заполнение графы «узнали» в таблице «ЗХУ», самостоятельное заполнение оставшихся граф учащимися.

После заполнения таблицы учащимся предлагается оценить урок, для оценки качества урока учащиеся получают специальные таблички (приложение 3) (1 комплект на парту, если мнения расходятся учащиеся берут разные таблички, а если оба ученика оценили урок одинаково то поднимают одну карточку на двоих).

Выставление оценок.

п/п

Этап урока

Время

Цели и задачи

1

Организационный момент

5 мин.

Сформировать позитивную обстановку, включить учащихся в деловой ритм урока. Подписание тетрадей, книг.

2

Целемотивационный этап

3 мин.

Составление таблицы «ЗХУ», формирование трудового настроения в классе, включение учащихся в учебно-познавательный процесс урока.

3

Изучение новой темы

13 мин.

Содействовать формированию научного знания и интереса к учебному процессу учащихся, знакомство с основными понятиями темы, работа с учебным пособием

4

Проверка понимания темы

3 мин.

Проверить понимание учащимися основных понятий и терминов

5

Закрепление изученного материала

5 мин.

Закрепить полученные в процессе урока знания.

6

Физкультминутка

1 мин.

Снижение утомляемости учащихся, формирования навыков ЗОЖ

7

Д/З

1 мин.

Информировать учащихся о домашнем задании

8

Подведение итогов урока. Рефлексия

4 мин.

 

Приложени1. Иллюстрированная схема «Исторические источники»

ИСТОЧНИКИ

ВЕЩЕСТВЕН-НЫЕ

ПИСЬМЕН-НЫЕ

ОРУДИЯ ТРУДА

УКРАШЕНИЯ

ОРУЖИЕ

КЕРАМИЧЕС-КИЕ ИЗДЕЛИЯ

ЖИЛИЩА И ИХ СОДЕРЖИМОЕ

ПРОИЗВЕДЕ-НИЯ ИСКУССТВА

ЛЕТОПИСИ

ЖИТИЯ

СБОРНИКИ ЗАКОНОВ

ГРАМОТЫ

ДОГОВОРЫ

ХРОНИКИ

ПРИВИЛЕИ

 

Приложение 2. Работа с понятиями и определениеями

АРХЕОЛОГИЯ- наука изучающая жизнь людей по … источникам (стр.5 учебника)

ЭТНОГРАФИЯ- наука изучающая первобытные …, традиции … . (стр.6 учебника)

МИФЫ – сказания, … о … происходивших ранее.

…- наука изучающая физический облик людей (стр.6 учебника)

Приложение 3. Карточки для рефлексии и награждения учащихся давших верный ответ

Для Рефлексии

Не понравилось, и остались вопросы без ответов

Все понравилось, не осталось не отвеченных вопросов

Все понравилось, но остались вопросы без ответов

Не понравилось, но не осталось не отвеченных вопросов

 

Приложение4. Таблица «ЗХУ»

ПОНЯТИЕ

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ «?»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.