Эссе «Пьесы Теннеси Уильямса»

6
0
Материал опубликован 19 September 2020

Американская драма в конце первой и во второй половине 20 в. Пьесы Теннеси Уильямса.

Вначале 40-х в Америке драматургия не достигла уровня большой американской прозы. Несмотря на то, что в это время творили великие драматурги (Ирвин Шоу, Лилиан Хеллман и др.), их творчество еще не выявило главных силовых линий американской драмы в целом и оставляло ее перспективы гадательными.

Теннеси Уильямс (1911 – 1983) – американский поэт, прозаик, драматург и «американский Чехов». Писал драмы, соединяющие натурализм с поэтической символикой. Более полувека на сценах мира идут более тридцати его пьес, ставших классикой. Лауреат премии Нью – Йоркского кружка театральных критиков за пьесу «Стеклянный зверинец», лауреат Пулитцеровской премии за пьесы «Трамвай «Желание»(1947) и «Кошка на раскаленной крыше» (1955)

Настоящее имя драматурга Том Ланир. Он родился в 1911 г. в городке Колубус, штат Миссисипи, в семье состоятельного коммивояжера. В 12 лет написал первое свое стихотворение, а в 17 опубликовал в провинциальном журнале «Страшные истории» свой первый рассказ. Известность пришла к драматургу только в 1934 г., когда полулюбительская театральная труппа в Мемфисе исполнила цикл его одноактных пьес. «Тогда и там театр и я нашли друг друга, нашли на всю жизнь, на радость и на горе» - напишет он впоследствии в своих «Мемуарах» (1975).

Теннеси Уильямс учился в университетах штатов Миссури и Айвова, в годы Великой депрессии служил в обувной компании в Сент – Луисе, пробивался случайными заработками. Однажды в Нью – Орлеане, заложив все, кроме пишущей машинки, он был вынужден ловить и жарить голубей, чтобы не умереть с голоду: «Я отчаянно карабкался вверх по отвесной скале, и если мне удавалось забраться хоть на дюйм выше, чем я был накануне, изо всех сил цеплялся за камень голыми руками; но все же это была хорошая жизнь, ибо именно на такую и рассчитан человеческий организм» - вспоминал писатель.

Признание пришло к Теннеси Уильямсу только в 1945 г. с постановкой его пьесы в жанре камерной семейной драмы «Стеклянный зверинец», которая была поставлена сначала в Чикаго, а затем на Бродвее. Это пьеса – рассказ о крушении иллюзий при столкновении с реальностью. За эту пьесу автор получил приз Нью – Йоркского кружка театральных критиков, присуждаемую лучшей пьесе сезона. Впоследствии драматург удостаивался этой премии еще трижды. Затронутые в ней темы стали впоследствии визитной карточкой драматурга: одиночество и гибель «тонкошеих» персонажей, бежавших в мир романтических грез; столкновение американского Юга (разрушенной цитадели аристократизма) и прагматичного Севера, желающего жить только сегодняшним днем. В пьесе автор выделяет эпизод с неудачной попыткой матери Аманды выдать замуж свою дочь Лауру, страдающую комплексом неполноценности: одна нога у него немного короче другой. Это незаметно для посторонних глаз, но Лаура не может находиться среди людей и посещать курсы стенографисток. Она ищет утешение в музыке и стеклянных зверушках, стоящих в ее комнате на этажерке.

Беспокоясь за судьбу Лауры, мать и брат пытаются познакомить ее с другом сына, приглашая в гости. Но предполагаемый жених оказывается помолвлен с другой. Лаура в отчаянии, а Том уходит из дому, не говоря никому ни слова и исчезает, как когда то исчез его отец.

Главная героиня Лаура – это символ красоты и духовности. Но духовность в пьесах драматурга всегда уязвима. Мотив жертвенности беззащитных, чистых натур, как Лаура всегда связывается с неизбежностью гибели добра и красоты.

В предварительных заметках к пьесе «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямс писал, что текст пьесы только ее тень, к тому же искаженная. Напечатанный сценарий – едва ли большее, чем архитектурный проект еще не построенного здания. Драматург полагал: основная миссия пьесы – абстрактная красота формы, цвета, линии, света и движения: Цвет, изящество, легкость, стремительный узор движений, динамичное взаимодействие живых существ, которые передвигаются по сцене, как пронзающая тучу молния, - вот что составляет пьесу, а не слова на бумаге, не мысли и не затасканные понятия, собираемые с полок общественных библиотек» - писал драматург.

Обратимся к известной пьесе Уильямса «Трамвай «Желание». Ее триумфальное шествие по сценам лучших театров мира начато после бродвейской премьеры в 1947 г. Критики высказывают мнение о том, что это лучшая пьеса драматурга. За нее он был удостоен Пулитцеровской премии в 1947 г.

В основе этой пьесы лежит тема болезненной, извращенной красоты и крушения духовности. Новоорлеанские окраины, поблекшие дома – это фон столкновения Бланш Дюбуа, наследницы старинного разорившегося аристократического рода, с прочно стоящим на ногах средним американцем Стэнли Ковальским; столкновения, которое заканчивается актом насилия и заключением героини в сумасшедший дом.

В этой пьесе нетерпимость предстает почти как страсть, сметает все доводы рассудка, всякую оглядку на последствия. И, раз поддавшись ей, человек ослепленный и одержимый ею, уже внемлет только ее внушениям. И ему уже не отступить, не одуматься. Пока он не дойдет до геркулесовых столпов. Или – расшибется о каменную стену.

Главная героиня Блан Дюбуа останавливается в Нью – Орлеане у своей сестры – это ее последний привал, вслед за которым неизвестно что. Или конец, или новая жизнь. Она лелеет воспоминания о своей юности, проведенной в родовом поместье «Мечта», поместье, которое ей не удалось сохранить после смерти родителей.

Из фрагментов и осколков прошлого, из умолчаний и лжи вырисовывается биография Бланш. Но, уходит молодость, красота боится яркого света. Именно на свою красоту делает ставку Бланш. Чтобы убедиться, что она все еще привлекательна и нравится мужчинам, она решает обольстить мужа сестры Стенли, но терпит неудачу. Насмешливое пренебрежение Стэнли, его грубо откровенное непризнание, будут убивать в Бланш так необходимую ей уверенность в себе. Поэтому она решает доказать своей сестре, себе самой и Стэнли, что он ничтожество. Бланш упускает любые возможности восстановить мир и поладить со Стэнли.

Уильямс часто повторял: он начал писать, стремясь в творчестве найти возможность уйти от всего тяжелого, жестокого, безобразного, что преследовало его в жизни. Но все его творчество оборачивается странным парадоксом. Стремясь убежать от жестокости в жизни и забыться творчеством, оборачивается тем, что все его пьесы заключают в себе столько жестокости, отчаяния, душевного надрыва. Так и в пьесе «Трамвай «Желание» все эти компоненты присутствуют и описаны яркими красками. Сам драматург в 1973 г. давая интервью журналу «Плейбой» говорил: «В «Трамвае» много всего, но садизма там нет, а есть жестокость, которую я считаю единственным смертным грехом».

Пьесу «Трамвай «Желание» называли «загадочной». Говоря о ней как об огромном явлении, многие критики отказывались ответить на вопрос, о чем же она, что же, собственно, выражает. (У. Керр, например, в своей книге «Как не надо писать пьесу» объявил ее абсолютным эталоном новейшей драмы на том основании, что она будто бы «ничего не выражает», что драматург этой пьесой «ничего не хочет сказать»). Большинство критиков поняло совершенно по-разному и смысл пьесы, и значение образов действующих лиц Бланш и Стэнли и совершенно по-разному отнеслось к гибели героини.

Так, У. Джиббс, говоря о трагедии Бланш, называл «Трамвай «Желание» блистательной пьесой о внутреннем распаде женщины и общества». Действительно, когда-то у Бланш был муж, родовое имение «Мечта». Теперь этого нет, но она пытается делать вид, что она еще молода, и сумеет устроиться в этой жизни. Страх одиночества заставляет ее искать спасения в сексуальных связях, заменяющих ей другие формы человеческих отношений.

Дж. Гасснер убежден, что социальный смысл пьесы – «в противопоставлении аристократии народу».

Неделин обобщая мнения критиков, говорит о том, что это пьеса о человеческой нетерпимости.

Рассматривая «Трамвай» как драму человеческой нетерпимости, мы приходим к пониманию того, почему писатель в бесконечных спорах между Бланш и Стэнли не встает ни на чью сторону, словно бы признавая: оба правы или неправы поровну. Схватка между Стэнли и Бланш без правил, как в джунглях. Слабейший должен погибнуть. Но в нетерпимости деградируют оба. Бланш кончает безумием. Стэнли – оскотиниванием. «Их можно жалеть. О них нельзя не грустить, утверждает Уильямс [ с.325].

Еще одной яркой пьесой в творчестве Драматурга является пьеса «Кошка на раскаленной крыше» (1955), за которую он также получил Пулитцеровскую премию. Здесь драматург делает акцент на биологической природе человека, исследует «темные стороны» его души.

В центре этой пьесы два героя Брик – сломленный, постепенно спивающийся игрок в американский футбол и спортивный комментатор и его супруга Маргарет или Мегги – сильная личность в отличие от мужа, кошка на раскаленной крыше, как сама себя иронично называет героиня. В центре пьесы вырисовывается коллизия: любовь Маргарет к своему супругу Брику и ненависть его к своей жене, которая объясняется тем, что много лет назад Брик дал клятву не прикасаться к своей жене, которую он считал виновной в смерти лучшего друга Капитана. Но эта коллизия любви – ненависти разрешается победой Маргарет – сильной личности. Эта пьеса до сих пор имеет успех и идет на Бродвее и по сей день.

В драматургии Теннеси Уильямса значимое место отведено языку символов, который, по мысли драматурга, должен стать естественным языком драмы. Такой пьесой является «Ночь игуаны» (1961), где универсальным символом становится пойманная ящерица, бьющаяся на веревке под верандой мексиканского пансиона «Коста верде», куда на один день сходятся персонажи – обитатели «одиночных камер отчаяния».

После этой пьесы в творчестве писателя наступает период упадка и депрессии. Его новые пьесы отвергаются критикой, а сам драматург уходит в глубокую депрессию, которую пытается побороть с помощью алкоголя и таблеток, что приводит его в психиатрическую лечебницу. На исходе 1960 – х гг. ему удается преодолеть кризис. Он пишет пьесы, рассказы, книгу воспоминаний, статьи и стихи. В 1983 г. он был найден мертвым в гостиничном номере – пробка от пузырька со снотворным попала ему в горло, вызвав удушье.

Вывод: Драматургия Теннеси Уильямса, оказавшего огромное влияние на развитие американского театра XX века, сочетает в себе тонкий психологизм с высокой культурой слова. Она насыщена ремарками, подробными указаниями постановщику, неожиданными сценическими эффектами. Герои его пьес – живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди – противопоставлены грубой, прагматичной действительности и лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество. Но моральную победу они могут торжествовать несмотря ни на что: зная, что обречены на гибель в этом мире, они не отрекаются от своих идеалов.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.