Внеклассное мероприятие по литературе «Писатели о любви» (7–11 класс)

2
0
Материал опубликован 14 December 2021

СЦЕНАРИЙ

МУЗЫКА: Чайковский «Вальс цветов»

Тигиева И.: О любви написано много, о любви написано мало. Много, потому что мы можем услышать и прочитать тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных страданиями и радостями любви. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо как сама жизнь.

Бекузарова Д.

Пусть велика земля, но даже, и она имеет свой предел.

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда,

И это бесконечное — любовь!



Все начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка — Все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Все, даже ненависть — Родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг -Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи».

И ты от шепота качнешься.

И выпрямится. И начнется.

Все начинается с любви!

Твердят: «Вначале было слово».


Хубецов А.

О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии.


В душе померк бы день 
И тьма настала вновь,
Когда бы из неё изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал,
Кто сердце страстью нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил.


Тигиева И.

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство — это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаемы, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.


Хубецов А.

Сегодня мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти, о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но каждая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы обращаемся к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Блока и Есенина, Ахматовой и Цветаевой, Асеева и Беллы Ахмадуллиной. Наш разговор сегодня о любовной лирике XIX и XX веков.

Тигиева И.

Немало шедевров подарила миру русская поэзия XIX в. Это изумительные строки о первой встрече и о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные. Их авторы: Д. Давыдов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Толстой, И.Тургенев. Многие из них стали романсами.


МЫЗЫКА: Романс «Я помню чудное мгновенье»




Байсангурова К. 6 Б

В конце 1828 г. на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля А. Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. «В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от нее глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию… Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова. Через 2 года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей. Чувство его к жене, глубокое, нежное, бережное, — в словах писем и стихов, словах таких простых и таких великих…


МУЗЫКА: Романс . «Мадонна» Л. С.Пушкин


Бязров. (из писем А.Пушкина ) « Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас…»

«Жена моя ангел…».

«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете — а душу твою люблю еще более твоего лица…» «Кроме тебя, в жизни моей утешения нет…»

«Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском…» «Будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна,»

МУЗЫКА: Романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла»





Кокоев Г. «Я только что приехал, и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет тому назад».

Тигиева И. Это строки из письма А.К.Толстого его жене. 20 лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала случайно…» А потом была любовь с первого взгляда на всю жизнь, были письма… «Видится деревня, слышится твой рояль и этот голос, от которого я сразу же встрепенулся… Это твое сердце поет от счастья, мое его слушает».


МУЗЫКА: Романс П. Чайковского «Средь шумного бала, случайно» на стихи А. Толстого


Хубецов А. Федор Тютчев на склоне лет полюбил молодую девушку, Елену Александровну Денисьеву, воспитанницу Смольного института, куда он приезжал навещать своих дочерей. Трагедия их «незаконной», осужденной обществом любви нашла отражение в цикле стихов, который был назван денисьсвским. Их мучительный роман длился 14 лет. Страстно любимая поэтом женщина стала презираемой обществом «любовницей», матерью «незаконных» детей, хотя и официально признанных Тютчевых. Денисьева умерла от чахотки, оставив трех детей, подарив Тютчеву 14 лет жизни, счастья и боли. «Все кончено — о чем я вам пишу — не знаю… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не гам где- то…»


Под музыку (фоном) чтение стихотворения «Последняя любовь»

Тихонов Е.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.



Тигиева И. Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Хубецов А. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет неизменного чувства к Марии Лазич до последних дней жизни Афанасия Афанасиевича Фета.

Тигиева Однажды в гостеприимном доме бывшего офицера Орденского полка Михаила Петковича давали бал. Лёгкие стайки многочисленных барышень, вальсирующих с офицерами, порхали по залу. В больших зеркалах дрожали огоньки свечей, таинственно искрились и мерцали украшения на дамах. И вдруг — будто яркая вспышка молнии поразила поэта: он заметил стройную девушку, которая выделялась среди других своим высоким ростом и природной грацией. Смуглая кожа, нежный румянец, роскошь чёрных волос. С замирающим от волнения сердцем Фет пожелал быть представленным поразившей его воображение незнакомке. Это была она — Мария Лазич, которой отныне, как Беатриче для Данте или Лауре для Петрарки, предстояло стать единственной героиней фетовской любовной лирики.


Фоном звучит романс «Крошка» (в записи)
(Под звуки музыки, танцуя, входят юноша в образе А. Фета и девушка в образе М. Лазич).

Плиев А. Фет: Мария, Бог наделил Вас тонким музыкальным слухом. Вы прекрасно играете, Вас оценил известный композитор Ференц Лист.
(
присаживается рядом на плетёный диванчик)

Лободина. М. Лазич: Вы удивительный человек: офицер, а пишете превосходные стихи о любви. Я не устаю благодарить небо за то, что послало мне встречу с Вами. И всё же не понимаю, отчего Вы — университетски образованный человек, утончённый поэт — решили поступить на военную службу, которая, как я чувствую, столь обременительна для Вас?

А. Фет: До 14 лет я считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина. Но местная духовная консистория установила, что я незаконнорождённый, поэтому должен именоваться по фамилии матери, Фетом.
(быстро, взволнованно ходит по сцене.)

- Я должен… должен вернуть всё, что так внезапно утратил! Пришлось служить военным – это проще всего. Но как же это мерзко!

Мария (берёт её за руку), Вы прекрасная девушка, но я не могу жениться на Вас. Я стеснён в средствах, а Вы…

М. Лазич: (Горько) Я бесприданница, хотя и дочь генерала, но отставного и бедного.

А. Фет: (Жёстко, порывисто вставая со скамьи) Вы не понимаете. Я должен выслужить чин полковника, чтобы получить дворянство, а семья станет препятствием для продвижения по службе.

М. Лазич: (Грустно)

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд:

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придём, нас нельзя разлучить.

Тигиева Это стихотворение Фета навеяно воспоминаниями о романе с Марией Лазич. Они расстались в мае 1850 года, оказалось, что навсегда.
Звучит отрывок из романса «Нет, не жди ты песни страстной…» (в записи)

Плиев А. Фет: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений… Этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духа и сил».

«…что же – жениться – значит приморозить хвост в и выставить спину под всевозможные мелкие удары самолюбия. Расчёту нет, любви нет, и благородства сделать несчастие того и другой я особенно не вижу...»

Звучит отрывок из романса “Я тебе ничего не скажу” (в записи)

Плиев А. Фет: Осенью, вернувшись из очередной служебной поездки, неожиданно я узнал, что Марии уже нет. Она умерла! И боже мой, как ужасно! Ужасней смерть и впрямь трудно вообразить. Она уронила себе на платье непогашенную спичку и скончалась от страшных ожогов. Говорили, что так Мария покончила с собой. Нет, нет, не может этого быть! Это всё домыслы.


Томительно-призывно и напрасно

Твой чистый луч передо мной горел;

Немой восторг будил он самовластно;

Но сумрака кругом не одолел.


Пускай клянут, волнуяся и споря,

Пусть говорят: то бред души больной;

Но я иду по шаткой пене моря

Отважною, нетонущей ногой.


Я принесу твой свет чрез жизнь земную;

Он мой – и с ним двойное бытие

Вручила ты, и я – я торжествую

Хотя на миг бессмертие твое.


Хубецов После трагичной кончины Марии к Фету приходит в полной мере осознание любви. Любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Плиев

А. Фет:

И опять в полусвете ночном

Средь верёвок, натянутых туго,

На доске этой шаткой вдвоём,

Мы стоим и бросаем друг друга.


И, чем ближе к вершине лесной,

Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землёй

И одним к небесам приближаться.


Правда, это игра, и притом

Может выйти игра роковая,

Но и жизнью играть нам вдвоём. -

Это счастье, моя дорогая.


МУЗЫКА: Горбунова В. «Сияла ночь» А.Фет

(В исполнении А.Малинина)


Тигиева Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX в. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить»

XIX век… Век разлук и утрат. Все громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Но сердце неизменно торжествует над всеми тяжелыми испытаниями века.

Бестаев Д

Мне кажется, что ты сама поймешь,
И я об этом говорить не буду.
Бывает, что словами отпугнешь любовь, -
Единственное в мире чудо.

Чуть двинувшись рука тебя нашла,
Сближаются уста, дрожат ресницы,
И обрела два голубых крыла,
И устремилась ввысь любовь, как птица...

Пьянящая бескрайность бытия!....
Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни!
Навеки, да?.. Ведь лишь об этом я мечтаю,
Как изгнанник об Отчизне.

Давай побудем молча полчаса...
Безмолвие рождает чудеса...


Хубецов Вслушаемся в мир удивительных звуков, слов, чувств русской поэзии XIX века.

Загалова Дз.

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя - сушь,

Мне и в жару без тебя - стыть.

Мне без тебя и Москва - глушь.


Мне без тебя каждый час - с год,

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.


Я ничего не хочу знать -

Слабость друзей, силу врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

Н.Асеев

Тигиева И. Удивительные образцы любовной поэзии дали миру стихотворения С.Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Но в стихах Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом!

Мамиев А.

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

С. А. Есенин

Хубецов А.

В рассказе «Темные аллеи» И.А.Бунин писал «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано — «сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а радость».

Тигиева И.

Да, это прекрасно — любить самой! Задыхаться от счастья, любоваться жизнью, жизнь пока есть хоть капля сил для этого и любить!

Ватаева К. ТЫ - РЯДОМ

Ты - рядом, и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.


Спасибо за эти губы,

Спасибо за руки эти.

Спасибо тебе, мой любый,

За то, что ты есть на свете.


Ты - рядом, а ведь могли бы

Друг друга совсем не встретить..

Единственный мой, спасибо

За то, что ты есть на свете!

Джагиева И.

ЧУДАЧК

Одни называют ее чудачкой

И пальцем на лоб - за спиной, тайком.

Другие - принцессою и гордячкой,

А третьи просто синим чулком.


Птицы и те попарно летают,

Душа стремится к душе живой.

Ребята подруг из кино провожают,

А эта одна убегает домой.


Зимы и весны цепочкой пестрой

Мчатся, бегут за звеном звено...

Подруги, порой невзрачные просто,

Смотришь - замуж вышли давно.


Вокруг твердят ей: - Пора решаться.

Мужчины не будут ведь ждать, учти!

Недолго и в девах вот так остаться!

Дело-то катится к тридцати...


Неужто не нравился даже никто? -

Посмотрит мечтательными глазами:

- Нравиться нравились. Ну и что? -

И удивленно пожмет плечами.


Какой же любви она ждет, какой?

Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!

Красивой-красивой! Большой-большой!

А если я в жизни не встречу такой,

Тогда мне совсем никакой не надо!"


Бекузарова.

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье.
Подойду и скажу: "Здравствуй,
Я люблю тебя". Это сложно...
Нет, не сложно, а трудно
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду - напишешь?
Я хочу быть с тобой долго
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь....
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю
Что ты самым счастливым будешь
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом ,
Не тяни своим взглядом в омут
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь
Если будет тебе трудно!


Хубецов А. Она… Сколько прекрасных строк в поэзии связано с ней, строк- признаний в любви известным и безызвестным женщинам. У нее много имен: Анна Керн и Наталья Гончарова, Елена Денисьева и Мария, Любовь Менделеева и Айседора Дункан. Она — муза, вдохновительница, богиня. Но Она и сама может быть поэтом и дарить миру глубину своих чувств, горечь обид, трепетность переживаний, как величественная и мудрая Анна Ахматова, страстная Марина Цветаева, ясная и строгая Мария Петровых, изысканная Белла Ахмадуллина и другие, менее известные…

Дзитоева П.

Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —

В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках...
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай
Не плачь о заветной лжи.
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

А.Ахматова


Тигиева И. Встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей. Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.

Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же и вложил ей в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглащающей любви к мужу. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены личные стихи.


Читает Дзера, Играет Тихонов

Мне нравитсячто Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.



Хубецов

В основе любви лежат три влечения — ума, души, тела. Их единство — основа счастья. А счастье — это любовь. Это прекрасное, возвышенное чувство.

Тигиева

Любовь — это чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии. Любовь помогает по- настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.



МУЗЫКА: «Любовь-волшебная страна»

Из фильма «Жестокий романс»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.