Внеклассное мероприятие-викторина «Занимательно о литературе»
Пояснительная записка к презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"УНИВЕРСИТЕТ "ДУБНА"
КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Викторина
«Занимательно о литературе»
Целевая аудитория: студенты колледжа, изучающие дисциплину
«Литература»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы колледжа университета
«Дубна» Е.В. Нестерова.
Дубна, 2019
Пояснительная записка
Цель:
привлечь внимание обучающихся к изучению литературы
формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях
показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах
совершенствовать навыки речевого высказывания
развивать память, внимание, логику и интеллект в целом
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русской и мировой литературе, развивать речь и творческие способности учащихся
воспитывать чувство коллективизма, товарищества
Задачи:
обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся;
развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русской и мировой литературе.
Вид мероприятия: викторина.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданиями.
Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Участники: команды-соперницы, ведущие, зрители, жюри.
Актуальность
Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познаватель-ную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных и интерактивных методов обучения.
Викторины как особый вид внеклассных занятий сочетают в себе все особенности внеклассной работы. Они обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления учащихся.
Оригинальность
Разработка викторины «Занимательно о литературе» позволяет использовать материал, содержащейся в ней, в качестве нестандартного урока, основанного на работе с игровой задачей. Материал викторины можно использовать на уроках обобщения по тем или иным темам рабочей программы «Литература».
Практическая значимость разработки
Проведение викторины «Занимательно о литературе» выявило разнообразие активных и интерактивных форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе. Во время проведения данного мероприятия происходила неоднократная смена видов деятельности учащихся, представлены взаимодействие обучающихся и преподавателей, средства обучения, итоги занятий по литературе, показана взаимосвязь этих компонентов.
Реализация форм и методов обучения, реализующихся посредством проведения викторины по русскому языку, можно представить в виде следующей таблицы:
Методы |
||
Признаки активных методов |
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным |
Анализ конкретных ситуаций; Презентация и демонстрация; Позитивное комментирование результатов этапов викторины и всей викторины в целом; Работа в малых группах.
|
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса |
||
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач |
||
мотивированность к обучению |
||
Признаки интерактивных методов |
самостоятельный поиск, анализ информации и выработка правильного решения ситуации |
Метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия; Метод моделирования конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач. |
работа в команде: уважение чужого мнения, проявление толерантности к другой точке зрения |
||
формирование собственного мнения, опирающегося на определенные факты |
Викторина по литературе позволила применить на практике различные педагогические технологии: технологию проблемного обучения (создание ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности), технологию разноуровнего обучения (реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья), технологию исследовательских методов в обучении (возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения), технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков), обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа) (сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей).
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся I, II, III курсов, изучающих литературу. Мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели, кружковой работы по предмету, с целью повышения интереса обучающихся к изучению данной дисциплины, выбранной профессии. Для участия в викторине требуются знания по данной учебной дисциплине, а также необходим широкий кругозор, знания, полученные на занятиях теоретического обучения, на внеклассных занятиях, общая эрудиция. Материал викторины легко взаимозаменяем, можно исключать любые его части. В нашем учебном заведении подобные викторины пользуются неизменным успехом у студентов и преподавателей, собирая большое количество участников.
Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины
Ход мероприятия.
Добрый вечер, гости и участники игры! Я приветствую вас на викторине для студентов и преподавателей колледжа. В игре принимают участие ______ команды (озвучить названия команд, капитанов).
Сегодня вам пригодятся знания по литературе, которые уже приобретены на уроках и не только на них, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.
Викторина состоит из 4 этапов. Перед каждым этапом я подробно буду объяснять правила этого этапа.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 этап викторины. Литературная азбука.
На этом этапе нашей игры вы должны будете отгадать, какое слово мы зашифровали той или иной картинкой. Например (работа со слайдом № 3), если вы видите вот такую надпись А…, значит зашифрованное слово начинается на эту букву; если в вы видите вот такую надпись …Б…, значит данная буква находится в середине слова; если вы видите …В; в случае если же вы видите вот такую надпись Г*, то это значит, что ответ на зашифрованную картинку состоит из словосочетания и одно из слов этого словосочетания содержит букву Г. Всем понятно? На рассуждение вам даётся по 20 секунд для каждой буквы. Итак, мы начинаем…
А |
Асадов |
К |
Кому на Руси жить хорошо |
Х |
Шерлок Холмс |
Б |
Кот Бегемот |
Л |
Карлсон |
Ц |
Цыганы |
В |
Воланд |
М |
Лермонтов |
Ч |
Печорин |
Г |
Гамзатов |
Н |
Бунин |
Ш |
Шевченко |
Д |
Достоевский |
О |
Огниво |
Щ |
Принц и нищий |
Е |
Двенадцать стульев |
П |
Пень о вещем Олеге |
Ъ |
нарисовать смайлик |
Ё |
Золотой телёнок |
Р |
Василий Тёркин |
Ы |
Языков |
Ж |
Жуковский |
С |
Есенин |
Ь |
Тарас Бульба |
З |
Незнайка |
Т |
Отелло |
Э |
Гаргантюа и Пантагрюэль |
И |
Григорий Мелехов |
У |
Распутин |
Ю |
Юлиан Семёнов |
Й |
Айвенго |
Ф |
Голова профессора Доуэля |
Я |
Портрет Дориана Грея |
На проверку вам отводится 1 минута (слайд № 37
Сдаём бланки ответов и проверяем их правильность вместе (работа о слайдами № 38-70 ).
2 этап викторины. Матрица.
На этом этапе нашей игры вам будет предложено 5 вопросов, на обсуждение которых вам даётся по 1 минуте. Ответы на предложенные вопросы будут содержать по три одинаковых буквы. Например, (работа со слайдом №72). Вам понятен принцип этапа? Начали…
- Одним из увлечений автора, написавшего этот роман, был мистицизм: демоны, дьяволы, учения о Боге. Все это занимало его ум и поэтому следы мистики присутствуют в его произведениях. Одним из любимых произведений писателя в детстве было «Фауст», опера была просмотрена им 41 раз. Всё это так или иначе нашло своё отражение в романе. Первая публикация романа была уничтожена. О каком произведении идёт речь?
- Когда появились первые его романы, фашисты запустили слух, что его фамилия— это псевдоним, а настоящая фамилия писателя — Крамер, значительно более распространённая в Германии. Впоследствии легенду о том, что на самом деле писатель является потомком французских евреев по фамилии Крамер, нацисты использовали как повод для его преследования. Назовите полное имя писателя.
- Образ этого героя «чудовищной», по словам писателя, истории, восходит к романтикам («Франкенштейн» М.Шелли), представлен позднее у Г. Уэльса («Остров доктора Моро»), у русских символистов («Республика ЮжногоКреста» В.Я.Брюсова, «Прометей» Вяч.И. Иванова), а также у самого автора в другом его произведении как творение рук человеческих, оборачивающеесяся против своего творца.
- До выхода этого романа в свет, архитектурное строение с одноимённым название во Франции не было так знаменит, его даже хотели снести. Роман был написан автором с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Он написал в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.
- Автор этого произведения был искателем острых ощущений, горнолыжником, пловцом, яхтсменом, снайпером. Однажды он на спиннинг поймал акулу мако весом более 100 кг. Та схватка с большой рыбой стала основой для его философской повести, за которую он получил сначала Пулитцеровскую, а затем и Нобелевскую премию. О каком произведении идёт речь?
- Александр Дюма-младший пошел по стопам отца, сотворившего «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров». Он написал роман, вошедший во французское литературное наследие, и заставил весь Париж обсуждать описанный сюжет. Дюма вдохновился историей молодой куртизанки, красотки Мари Дюплесси, сраженной туберкулезом. Назовите имя главной героини этого романа.
- Этот роман продолжает тематику «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. По одной из версий прообразом одной из героинь романа, стала жена писателя, тоже страдающая чахоткой. В том самом году, когда было напечатано это произведение, нацисты оккупировали Австрию и Чехословакию, а еще через год навязали человечеству вторую мировую войну. О каком произведении идёт речь?
1 минута вам дана на заполнение бланков ответов (слайд № 80)
Проверяем. Правильно ли вы ответили и какие три буквы должны были повториться в ваших ответах…
- «Мастер и Маргарита»
- Эрих Мария Ремарк
- Шариков
- «Собор Парижской Богоматери»
- «Старик и море»
- Маргарита Готье
- «Три товарища»
Итак, мы видим. Что повторяются везде буквы АРИ.
3 этап викторины. Где логика?
Вы все, конечно же, смотрели популярную игру «Где логика?». Вам будут предложены картинки, между которыми существует определённая связь. Вам необходимо понять, что же их связывает. Это будет вашим ответом. Например, (работа со слайдом №89
Презентация к викторине
PPTX / 33.62 Мб
/data/files/g1554289648.pptx (Презентация к викторине)). Естественно, ответы на задания связаны с литературой. На размышление вам отводится по 1 минуте на каждое задание. Есть ли вопросы? Начали…
1. Что объединяет этих актрис?
2. Что связывает этих людей?
3. Что есть общего между этими авторами помимо того, что все они творили в XIX веке?
4. Что общего между этими изображениями?
5. Что является общим для этих изображений? Дайте как можно более точный ответ.
6. Ответом на этот вопрос будут анаграммы. Т.Е. вы должны сначала отгадать зашифрованное картинкой слово, потом переставить буквы так, чтобы получилось новое слово и определить, что же объединяет полученные слова.
7. Что объединяет эти изображения?
Одна минута вам даётся на доработку ответов и заполнение бланков (слайд № 97)
Вы сдали свои ответы. Переходим к проверке…
- Перед вами на фотографиях Элина Быстрицкая, Дельфин Форест и Полина Чернышёва. Все эти актрисы сыграли воплотили на экранах образ Аксиньи Астаховой в экранизациях романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
- Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич имеют общую фамилию – Толстой.
- У А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого есть произведение с одним и тем же названием – «Кавказский пленник».
- Вам были предложены два изображения: тис и бар. Общим для этих картинок является то, что буквы, оставляющие эти слова, являются инициалами двух замечательных русских писателей: тис – Тургенев Иван Сергеевич, бар – Беляев Александр Романович.
- Пьер Безухов, Андрей Соколов, Иван Звягинцев – все эти роли в кино сыграл Сергей Бондарчук в экранизациях русских писателей: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» М.А. Шолохова.
- Баян, тьма и выбор. Переставьте буквы и получите слова, являющиеся названиями литературных произведений: «Баня» В.В. Маяковского, «Мать» М.Горького, «Обрыв» И.А. Гончарова.
- 1956 год, 1966 год, 2016 год – перед вами фотографии из экранизаций разных лет романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
4 этап викторины. Литературные ребусы.
На этом этапе нашей игры вам предстоит по предложенным вам картинкам определить название литературного произведения или крылатое выражение из литературного произведения. Например (работа со слайдом № 106). Время работы - 1 минута каждого задания.
Итак, начали…
№ п/п |
Картинка |
Ответ |
1 |
Название литературного произведения |
"Тихий Дон" (М.А. Шолохов) |
2 |
Фраза из литературного произведения |
"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник..." (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») |
3 |
Фраза из литературного произведения |
С корабля на бал (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») |
4 |
Название литературного произведения |
"Вокруг света за 80 дней" (Жюль Верн) |
5 |
Фраза из литературного произведения |
"А Васька слушает да ест..." (И.А. Крылов, «Кот и повар») |
6 |
Название литературного произведения |
"Приключения Алисы в стране чудес" (Льюис Кэрролл) |
7 |
Название литературного произведения |
"Каменный цветок" (П.П. Бажов) |
Одна минута на дополнение и заполнение бланков. (слайд № 114)
Ну а пока подсчитывают баллы, набранные нашими командами, давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопросы последнего этапа викторины. (Проверка)
- «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…», (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»).
- «С корабля на бал» (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
- "Вокруг света за 80 дней" (Жюль Верн)
- "А Васька слушает да ест..." (И.А. Крылов, «Кот и повар»)
- "Приключения Алисы в стране чудес" (Льюис Кэрролл)
- "Каменный цветок" (П.П. Бажов)
Оглашение результатов викторины.
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена Владимировна Нестерова
Кузнецова Оксана Владимировна
Елена Владимировна Нестерова
Горбачёва Марина Юрьевна