Открытое внеклассное мероприятие «Урок мужества. Письма с фронта»
Открытое внеклассное мероприятие
«Урок мужества. Письма с фронта»
Цели мероприятия:
Патриотическое воспитание, формирование уважительного отношения к героическому прошлому и к памяти героев Великой Отечественной войны.
Индивидуальное ответственное отношение к поставленным задачам, чувство коллектива.
Ход мероприятия:
Преподаватель:
В 2020 году мы отмечаем 75-ю годовщину Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Однако любой народ состоит из людей. Поэтому Великая Победа – это Победа каждого человека, мужчины, женщины, ребенка, старика, погибшего в войне и выжившего в ней, донесшего память о тех годах до нас.
Видеоролик «Мы знаем, что ныне лежит на весах»
Вот уже много лет в нашей стране проходит акция «Письма с фронта», в рамках которой известные люди читают настоящие фронтовые письма, полные настоящих, живых эмоций и событий тех лет. И наше мероприятие мы решили назвать так же. К этой акции присоединились уже десятки тысяч человек: актеры, ведущие, общественные деятели, ученые, историки, просто школьники. Оказалось, что почти в каждой семье хранится такой вот военный конверт.
Видеоролик «75 лет Победы»
Стихотворение поэта-фронтовика Мирзы Геловани.
Мы за телом мертвой ивы на снегу
Залегли, вонзив прицелы в бурелом.
И единственная мысль жила в мозгу:
О прошедшем, о минувшем, о былом.
День, который прошлым сделала война,
Был любовью, жизнью, солнцем…
Оттого и у пуль, летящих в цели, цель одна —
Возвращенье в настоящее его.
Преподаватель:
Танкист Александр Голиков был призван в ряды Красной Армии в октябре 40 года. Александр окончил ленинградское ФЗУ и работал токарем.
В самом начале войны экипаж в составе одного из полков 43й танковой дивизии получил приказ выдвинуться в сторону украинского города Ровно и у моста реки Устье занять огневую позицию.
Отправляясь на задание, друзья пошутили, что фашистов обязательно остановят, потому что создадут огромную пробку у переправы. С раннего утра 28 июня 1941 года замаскированный танк вел прицельный огонь. Среди фашистов начались давка и паника.
Однако немцы прорвали оборону и обошли мост с другой стороны. Танк оказался в окружении. Положение было безвыходным. Павел Абрамов и Александр Голиков внимательно наблюдали, как на улицах Ровно появляется все большее количество танков, бронетранспортеров и самоходных орудий неприятеля. Потом одинокий танк несколько часов колесил по улицам Ровно, уничтожая противника. Вечером того же дня в гусеницу танка попал немецкий снаряд.
Видимо, в этот самый момент Александр Голиков и написал прощальное письмо своей молодой жене.
Письмо танкиста Александра Голикова жене
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем - Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь...
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче - ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше, там, в Иваново...
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война...
Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись...
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я "отдыхаю", с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить. Предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит. "Хорошо любимым быть..."
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая... За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли он - могила-то?
Преподаватель:
Имя Александра Матросова знакомо многим. Но кто помнит о том, что погиб он в 19-летнем возрасте. Как объяснить, что такое умирать в 19 лет, когда вся жизнь впереди?
Видеоролик об Александре Матросове.
Письмо Александра Матросова
Дорогая Лида!
Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой".
Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному.
Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу - электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать.
Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю...
Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад.
Александр
Видеоролик «Письмо летчика-истребителя Е. В. Будановой матери и сестре»
Преподаватель:
Письма войны шли отовсюду, с фронтов, с тыла, из лагерей. В этих письмах войны не только воля к победе и стремление отомстить, в них – истории людей, мысли, чувства, боль и страх.
Видеоролик «Письмо о лагере»
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи.
Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя
просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в
рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,- сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная
свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала
картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня.
Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь
Катя Сусанина…
Мое сердце верит: письмо дойдет.
Преподаватель:
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький жёлтый конверт, прошитый нитками. В нём оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведённая до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством и перед смертью написала письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». На другой стороне карандашом были написаны слова: «Дорогие дяденька или тётенька, кто найдёт это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп будет уже висеть на верёвке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не смогло попасть к адресату.
Преподаватель:
Когда кольцо блокады вокруг Севастополя замкнулось, жители города оказались полностью отрезаны от внешнего мира, от информации о продвижении советских войск. Эта информация вселяла мужество и силы противостоять врагу, она была нужна так же, как вода, пища, воздух. Эту информацию добывали севастопольские дети, ученики 52 школы. Одним из способов поддержать сограждан стала их рукописная газета «Окопная правда». Вот последний, 11-й номер «Окопной правды».
Окопная Правда №11
Наша 10-ка - это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться как дивизия.
Нет силы в мире, которая победит нас, потому что мы сами хозяев. Вот посмотрите, кто мы.
Здесь, в 52-й школе:
Валерий Волков
1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.
2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе.
3. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш,.
4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.
5. Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка.
6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.
7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец.
8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.
9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока.
10. Я, сын сапожника, ученик 4.-го кл., Волков Валерий, русский.
Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают.
Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!
52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки...
Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!
Валерий «поэт» (Волк) 1942 г.
Июнь 1942 г.
Преподаватель:
Еще раз напомню, дорогие друзья, что наше мероприятие основано полностью на реальных героях и реальных письмах с фронта. Это частички сердец, мысли и чувства людей, которые создали, выковали Великую победу. Каждый из этих людей верил, надеялся и хотел сказать близким и родным самое главное – я жив, я знаю, что вы меня ждете, я люблю вас и скоро мы увидимся, скоро, когда закончится эта страшная война. И мы должны помнить о тех, кто жил, любил и ждал, чтобы нам самим не пришлось писать своих писем с войны.
Видеоролик «Месяц май»
Рефлексия:
Открытый опрос
Было ли данное мероприятие интересным? Почему тема войны важна спустя такое долгое время?
Что нового вынесли для себя участники и зрители?
Высказать свое мнение относительно увиденного. Какое из писем, возможно, впечатлило больше всего.