Конспект урока русского языка в 3 классе «Письменная нумерация чисел в пределах 1000»
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема: Письменная нумерация чисел в пределах 1000
Цель:формировать представление об особенностях записи трехзначных чисел, познакомить с приемами сложения и вычитания с трехзначными числами.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знание десятичного состава трехзначных чисел,
-закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов
Развивающие:
-развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, систематизация);
-развивать логическое мышление;
-развивать навык самостоятельности;
-развивать вычислительные навыки;
-развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание.
Воспитательные:
-воспитывать ценностное отношение к уроку математики;
-воспитывать взаимоуважение и культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
-воспитывать стремление экономить время и тратить его с пользой.
Методические (дидактические) ресурсы урока: Моро М.И. Математика, 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 1 – Москва, Просвещение, 2011; Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Презентация по теме урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок математики. Сегодня на уроке вы обязательно откроете еще одно новое знание. Не забывайте, что, отвечаем мы только по поднятой руке, на уроке ведём себя тихо, слушаем внимательно и работаем старательно. Желаю вам успешной работы.Садитесь. -Урок я хочу начать с высказывания М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти строки? | Приветствуют учителя стоя. Слушают учителя. Занимают свои места. Ответы обучающихся. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Ребята, давайте вспомним, что такое нумерация. Хорошо. -Весна - время возвращения птиц на родину. Назовите некоторых из них.Иногда бывают в природе исключения из правил. И когда весна на родине птиц очень холодная и тепло долго не наступает, они могут изменить маршрут. Так и наши птицы были родом из страны Сотня, но узнали, что в стране Тысяча намного теплее этой весной, там огромное количество рек и морей, и конечно мошек и комаров. Там они и выведут потомство – решили они. И еще. Живут там замечательные ребята. Которые к их прилету построили замечательные домики.А какие трудности встречаются им на пути? -Так и мы сегодня будем преодолевать трудности, идя к нашей цели и неоднократно будем обращаться к числам, связанные с птицами и я думаю вместе с ними попадем в страну Тысяча. Устный счет: 1. Наши птицы летят строго по порядку. Покажите номера птиц, летящих перед 99 и после неё, перед 199 после 199. Перед 499, после 499. После 600. 2. Скорость полета трясогузки 60 км/ч. Покажите предыдущее и последующее числа. 3. В наше время запрещена охота на 29 видов птиц. Покажите число на 2 дес. больше этого. 4. Птенец дрозда утром весил 8 грамм, за день он съел корма в 2 раза больше своего веса. Сколько он съел корма? 5. За 3 дня ласточка налетала 54 часа. Сколько часов она летает в день? (18) 6. Кукушка за 1 час съедает 105 гусениц. Покажите число на единицу больше. | -Нумерация - это порядок чисел, который обозначает количество различных предметов. Слушают. Ответы детей. Устный счет. | |
3.Выявление места и причины затруднения | -Итак, число 106. Кто сумеет показать это число в таблице разрядов? -Сколько цифр в записи этого числа (3). (Значит оно трехзначное.) -Сколько единиц 1-ого разряда? -Сколько единиц 2-ого разряда? Они отсутствуют, но мы на месте десятков поставим ноль. -Сколько единиц 3-ого разряда? -С какого разряда мы начинаем читать трёхзначные числа? -А как вы думаете, записывать мы будем начиная с какого разряда? (тоже с сотен – третьего разряда). -Как вы думаете, какая тема нашего урока? (мы будем учиться записывать трёхзначные числа, т.е. заниматься письменной нумерацией) -Тема нашего урока: Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | Один обучающийся показывает число 106 в таблице разрядов. -Три, значит оно трехзначное. -Шесть. -Отсутствуют. -Одна. -С сотен. -Тоже с сотен, с третьего разряда. -Мы будем учиться записывать трёхзначные числа, т.е. заниматься письменной нумерацией. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | С. 43 учебник – давайте вспомним, как образуются и называются трехзначные числа. С.44 учебник – Вспомни №1 №2- расписать на разрядные слагаемые
-Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.) -Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (запись на доске) 1 сот. = 10 дес. = 100 ед. - А 10 сотен — это сколько десятков? (10.) - Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (запись на доске) 10 сот. = 100 дес. = 1000 ед. | Работа по учебнику. | |
5. Реализация построенного проекта | С.46 Расскажи… №1 устно №2самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. -Сейчас все вместе поучимся записывать трехзначные числа. 1. Большая синица уничтожает в день 1 сот. 2 дес. 5 ед. гусениц. 2. Скворец за день приносит птенцам такое количество корма, которое мы обозначим числами в котором 2 ед. 3-го разряда и 6 ед. 1-го разряда. 3. У одного стрижа во рту нашли 3 сот. 7 дес. 8 ед. насекомых, которых он поймал клювом как сочком. 4. Во время перелета плицы летят над землей на высоте 550 м. Запишите предыдущее число. 5. Птицы летели над Крымскими горами, протяженность которых 1 сот. 5 дес. км. Единицы какого разряда я не назвала? Запишем 0. 6. А вот высота Крымских гор 1000 км. Отвлекитесь и посмотрите как записывается это число. Как вы думаете сколько в записи чисел? Это самое маленькое четырехзначное число. Рассмотрим его - единицы отсутствуют – 0, десятки - отсутствуют – 0, сотни - отсутствуют – 0, а что за единица и куда мы ее запишем? Это новый разряд тоже единица только тысяч. Это тоже счетная единица, тысячами тоже можно считать. -Итак, если десяток состоит из 10 единиц, сотня из 10 десятков, то тысяча состоит из? (из 10 сотен) -Вот мы и попали в страну Тысяча. -Посмотрим на ряд чисел который получился у ученика на доске. У кого такой же? 125 206 378 549 150 1000 -Давайте сравним числа 125 и 206, что больше? -А почему вы так решили? -А если количество сотен совпадает, как у чисел 125 и 150, то сравнивают количество десятков. Что больше? -Назовите число где количество единиц 1-го разряда наибольшее. -Назовите число где количество единиц 2-го разряда наибольшее. -Назовите число в котором сумма единиц всех разрядов равна 18. На доске карточки с цифрами: 2,5,8. -Составьте различные трёхзначные числа, используя эти цифры.(285, 258, 528, 582, 825, 852 -Подчеркните одной чертой самое маленькое число . 258 Как определили? (смотрим на единицы разряда сотен) А почему не 285? -Подчеркните двумя чертами самое большое трёхзначное число. Как определили? -Расположите числа в порядке возрастания. -А сейчас давайте поучимся решать примеры: 145 + 1 = 299 + 1 = 600 – 1 = 700 + 1 = 583 – 1 = 444 – 1 = Проверка. | Выполняют задания в учебнике. -Из 10 сотен. Проверка. -206 больше, чем 125. -Больше 206 т. к. сотен у этого числа больше. -150 больше, чем 125, т.к. 5 десятков больше, чем 2. -549. -378. -378. Один обучающийся у доски. Работают в тетрадях. Проверка. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Прочитайте задачу. Из теплых стран в Россию перелет у иволги занимает 96 дней, у грача – в 6 раз меньше, чем у иволги, а у кукушки на 38 дней больше, чем у грача. За сколько дней долетает до России кукушка? -О ком эта задача? -Почему у всех птиц перелет занимает разное кол. дней? -Что известно о иволге, граче, кукушке? -Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Какой вопрос главный? -Что можем узнать сначала? Запишем задачу кратко. -Решите задачу по действиям. -Проверим, что находили 1-м действием, 2-м. Прочитайте выражения. | Один обучающийся у доски, остальные в тетрадях. Проверка. Ответы обучающихся. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Тысяча - страна чудес, Там деревья до небес. Реки очень глубоки Горы очень высоки. Дружат сотни с сотнями Там в гостях сегодня мы! | Выполняют физкультминутку. | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Сейчас я вам предлагаю проверить себя как вы поняли новую тему и выполнить самостоятельно тест. Тест 1 1. 1сот.= *дес. 1тыс.=*сот. 2. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы ||| разряда: 26 117 334 10 102 450 4 3. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы || разряда: 900 202 289 709 960 485 506 4. Найти лишнее число: 354 151 256 854 469 951 Тест 2 1. Подчеркни трехзначные числа: 15 307 10 426 0 200 1000 2. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы ||| разряда: 47 274 544 60 406 820 8 3. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы || разряда: 500 508 374 106 480 845 805 4. Поставь знаки >, < или = : 475 476 235 335 209 29 705 600 - Проверка теста по эталону (на доске). | Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Проверка по эталону. | |
8. Включение в систему знаний и повторение | -Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.) -Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) 1 сот. = 10 дес. = 100 ед. - А 10 сотен — это сколько десятков? (10.) - Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) 10 сот. = 100 дес. = 1000 ед. -Как получается каждое следующее число при счете? 100,101,102.. | Ответы обучающихся. | |
9. Рефлексия Домашнее задание | -Ну что ж, ребята, наше путешествие в страну Тысяча подошло к концу. -Что нового вы узнали? -Кто научился записывать трехзначные числа? -Что вам понравилось на уроке?Вы довольны своей работой на уроке? ДЗ: с.46 №6,7. -Молодцы, спасибо за урок! | Ответы обучающихся. | |