Урок математики в 4 классе на тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулем»
Письменное деление с остатком на числа, оканчивающиеся нулями.
Цели: способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули, решать уравнения и задачи на движение, составлять обратные задачи, развитию вычислительных навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепят алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, умение решать уравнения и задачи на движение, составлять обратные задачи.
Метапредметные: регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу, принимать и сохранять её;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять контроль по результату; оценивать правильность выполнения заданий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
познавательные:
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
- способствовать пониманию значения математических знаний в собственной жизни;
- способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- способствовать формированию ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя, товарищей;
- формировать способность к оценке своей учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент
Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
-Какова же цель нашего урока?
А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, сегодня у нас будет урок экономики.
- Что такое ЭКОНОМИКА? Экономика - это учение о том, как эффективно использовать ресурсы для удовлетворения экономических потребностей людей или по другому- искусство ведения хозяйства.
_Сегодня на уроке мы будем играть в деловую экономическую игру.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите: 28 февраля. Классная работа.
- Начнем мы свой урок с минутки чистописания.
Посмотрите внимательно на экран.
Здесь даны числа 3 100 145 168 179
- В каком порядке расположены числа? (в порядке возрастания)
- Какое число лишнее? Объясните свой выбор? (3-однозначное число)
-Где можно встретить число 3 ? (3 поросенка, 3 богатыря, трехцветный флаг России)
Число 3 издавна считалось магическим, В далекие времена , когда люди с трудом учились считать, оно обозначало «ВСЕ»
С записью числа 3 вы уже знакомы с 1 класса, давайте запишем у себя в тетради цифру 3, пропустите 1 клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3 (33). Пропустите еще 1 клетку и образуйте трехзначное и четырехзначное число. Сверим с экраном
3 33 333 3333
2. Устный счет
-Ребята, люди каких профессий работают с числами? (бухгалтера, экономисты, программисты)
-В чем заключается работа экономиста? (считают, выполняют вычислительные операции)
- Где работает экономист? (в банке)
- Что такое банк? (Банк - это учреждение, которое оказывает экономические услуги людям)
- Что выдает банк? (кредиты)
-Что такое кредит? (заем денег)
Представьте что я управляющая банком, а вы экономисты и бухгалтера. Вы должны произвести расчет на сумму кредита. Ваша задача: заполнить заявку на кредит, у вас у каждого должна получиться одна и та же сумма. Вы должны выполнить ряд математических операций. В тетрадь записывайте только ответы. Мне нужно 2 самых смелых ученика, они будут работать на доске. Я диктую 2 раза, 1 раз вы слушаете, второй раз вы записываете результат.
- Какое число надо разделить на 3 , чтобы получилось 120?
- Какое число надо разделить на 300, чтобы получилось 10?
- Найдите частное чисел 30 и 3, 150 и 30?
Обменяйтесь с содом тетрадями, возьмите карандаш в руки, Вы проверять сейчас будете работу своего одноклассника. Я читаю, вы хором называете ответ.
Какое число надо разделить на 3 , чтобы получилось 120?
- Какое число надо разделить на 300, чтобы получилось 10?
- Найдите частное чисел 30 и 3, 150 и 30?
(360, 3000, 10, 50)
На полях поставьте оценки, 1 ошибка - это 4, 2 ошибки - это 3.
У кого было много ошибок, не расстраивайтесь, завтра мы все исправим.
- Посмотрите внимательно на доску.
Что общего в этих примерах? (деление, все делители оканчиваются на ноль) Давайте вспомним компоненты деления. Давайте их устно решим. В каком примере вы затруднились? Почему? (Потому что у некоторых примеров ответ получается без остатка, а в последнем примере есть остаток).
140:70 320:80 560: 80 217:70
3. Самоопределение к деятельности
- Мы эту тему проходили в 3 классе, но сейчас у нас будут просто трехзначные числа. Сформулируйте тему нашего урока. ( Письменное деление с остатком на числа, оканчивающиеся нулем)
Кто хочет побывать в роли учителя и объяснить, как выполнить деление?
-Как мы выполним деление примера 560:80. Пожалуйста, объясните возле доски. (Делитель 80 заменим произведением множителей 10 и 8 . При этом сначала 560 разделим на 10, а полученный результат разделим на 8) .
- А теперь попробуйте самостоятельно выполнить деление. ( 2 ученика выполняют деление на доске, остальные самостоятельно)
499:60
Сравните остаток и делитель. (19 меньше 60)
Поднимите руки у кого получилось
Кто справился с этим заданием на полях поставьте знак +. Вы написали заявление на выдачу кредита. А теперь мы будем рассчитывать кредит .
Давайте вспомним, как вы решали 1 пример и попробуем составить алгоритм деления.
Слайд
- Определяем количество цифр в частном.
- Находим частное, как и при делении без остатка.
- Узнаем, сколько единиц разделили.
- Найдем остаток.
- Выполним проверку.
Посмотрите внимательно на пример, какой вывод мы сделаем? ( Остаток всегда меньше делителя)
–Молодцы! А теперь открываем учебники на стр.29 и смотрим объяснение нового материала.
Для закрепления полученных знаний выполним номер 102, с комментированием, у доски 1 ученик работает, остальные в тетрадях.
4 Закрепление (цель: закрепить полученный навык деления с остатком)
- А сейчас будем выполнять № 104. По 1 выходим к доске, остальные на месте.
167:40=4 (ост 7) 472:50=9 (ост 22) 670:300=2 (ост 70) 2150:600=3 (ост 350)
- Молодцы, справились с заданием. А теперь отдохнем.
5. Физминутка
Игра «Четные - нечетные»
Я называю четные числа – вы поднимаете руки, нечетные вы убираете под парту.
15 20 27 328 735 689 333 528 644
6. Работа над пройденным материалом
- Немного отдохнули, продолжаем работать
№ 105. Читает один ученик.
- О чем или о ком говорится в задаче?
- Что нам известно?
-Что нужно найти?
К доске пойдет Адиханян Петрос
(500:100) 9*=45 л
Ответ:45 л потребуется на 500км пути.
№ 108 по действиям - по вариантам.
1 вариант 1 пример из 1 столбика , 2 вариант 2 пример из столбика.
1500 :(500-200*2)=15 1500*(500-200):2=225000
Эти примеры я проверю сама, и по оценке вы поймете одобрен ли вам кредит.
VIII Итог урока
-Ребята, с каким приемом деления мы познакомились сегодня?
- Как выполнить деление на числа, оканчивающиеся нулями?
-Что еще повторили?
VIII-Рефлексия
Ребята, на столах у вас лежат карточки, возьмите ручки и заполните их, выбирая
Ответ.
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
-Молодцы, ребята. Спасибо за урок.
- А сейчас открываем дневники и записываем дом.задание: стр.29, №107
И ребус на полях для желающих.