Коснпект урока-путешествия по теме «Предложение. Оформление предложений на письме» (Русский язык, 2 класс)
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПИСЬМЕ»
В статье представлен опыт работы на учебном занятии с использованием нестандартных форм, способствующих развитию коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка и литературного чтения. Данное учебное занятие разработано для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (первое отделение вспомогательной школы) второго класса.
Цель: Научить детей составлять предложения
Обучить детей правильному оформлению предложений на письме
Закрепить знания о разных типах предложений
Развивать устную речь, коммуникативные умения учащихся
Оборудование: тетрадь, сюжетные картинки, карточки с заданиями, карта путешествия.
Ход учебного занятия
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по теме «Предложение».
- А кто мне может подсказать, что нам нужно для увлекательного путешествия?
Для нашего путешествия по теме «Предложение» нам необходима карта. Учитель размещает на доске карту путешествия.
Остановки: 1. Разминка
2. Чуткое ушко
3. Внимание
4. Учебная
5. Смекалка
6. Угадай-ка
Основная часть урока
- Ребята, давайте присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку подарите свой любое слово.
- Замечательно. Молодцы!
- Итак, а теперь мы начинаем свое путешествие и первая остановка, от которой мы начинаем, называется « Разминка»
Детям необходимо составить из слов предложения.
Дежурный, класс, убирает
Белку, поймали, дети
Кур, кормит, бабушка
Огород, дети, поливают
Сено, на лугу, убирают, колхозники
- Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились, а это значит мы можем двигаться дальше. И следующая станция называется «Чуткое ушко»
Учитель читает предложения, а дети слушают их, запоминают и записывают в тетради.
Ученик решает трудную задачу. Папа подарил маме красивые розы. Был теплый зимний день. Витя пришел в гости к Саше.
- Молодцы, вы и с этим заданием справились, а теперь идем дальше. Давайте посмотрим на нашу карту путешествия. Итак, следующая станция называется Внимание.
-Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте разделить текст на предложения. Запишите первое и последнее предложение в тетрадь.
лось шёл по селу собаки громко лаяли лось бросился во двор он пробил рогами стекло
в доме работал телевизор лось стал смотреть передачу
- Молодцы, ребята! А теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(движения выполняются по ходу текста стихотворения)
- Хорошо, а теперь мы с вами подошли к следующей станции, которая называется «Учебная»
Детям необходимо составить предложения по предложенным картинкам, а по одной из них – текст. Также особое внимание дефектолог уделяет тому, как дети отвечают на вопросы.
- Вы отлично справились с этим заданием, однако на следующей станции под названием «Смекалка» вам придется хорошенько подумать над трудными заданиями.
Детям предлагаются предложения без знаков препинания. Дефектолог напоминает детям о том, что не всегда в конце предложения ставится точка. Иногда встречается вопросительный и восклицательный знаки. После того, как дети справятся с заданием, учитель просит, чтобы дети объяснили, какой знак и почему они поставили в коне предложения.
Пастух пасет коров
Какой красивый цветок
Чем режут хлеб
В гости к нам пришла зима
Сколько тебе лет
Какой сегодня прекрасный день
- Молодцы, а теперь немножко отдохнем и поиграем. Игра «Скажи наоборот»
Я называю вам слово и бросаю мяч, а вы должны мне назвать слово – наоборот, то есть с противоположным значением.
Белый, утро, гладкий, чистый, короткий, узкий, злой, смелый, худой, низкий.
- Последняя станция, которая у нас осталась называется «Угадай-ка»
Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. Вам нужно отгадать загадки и составить предложение со словом-отгадкой.
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей-вожжи
Он без них не может (троллейбус)
Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (ключ)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодище (холодильник)
На маленькой площадке крик
К воротам рвется ученик
Кричат все: Клюшка! Шайба! Бей!
Веселая игра… (хоккей)
Как столкнутся-
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет. (молоток и гвозди)
- Хорошо, вы молодцы! Вы и с этим заданием отлично справились!
- Вы отлично умеете отгадывать загадки и составлять предложения.
Заключительная часть урока
Ребята, вы сегодня совершили увлекательное путешествие. А теперь давайте внимательно посмотрим на кружочки-настроения. Скажите, с каким настроением вы заканчиваете путешествие. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили.
Фамилия, имя, отчество: Слизкая Татьяна Владимировна.
Место работы: ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района».
Должность, категория: учитель-дефектолог 2 кв.категории.
Домашний адрес, адрес регистрации: а.г. Новка, ул. Луговая, д.5