Методическая разработка урока русского языка «Предложение. Члены предложения» (2 класс)
Методическая разработка урока "Предложение. Члены предложени
DOC / 138.5 Кб
Технологическая карта урока
Предмет | русский язык |
Класс | 2 |
Программа | УМК «Планета Знаний» |
Тема урока | Предложение. Члены предложения. (урок № 1) |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Создать условия для формирования понятия о структуре предложения. |
Задачи урока | Образовательные: способствовать активному участию детей в выведении способа действий по составлению предложений; учить называть признаки предложения, учить определять главные члены предложения путём выделения главных членов предложения, находить границы предложений в тексте. Развивающие: помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; формировать ключевые компетенции и УУД; Воспитательные: содействовать формированию интереса к предмету, к родному языку, воспитанию трудолюбия. |
Планируемые предметные результаты | Используют предложения разных типов для выражения своих намерений; выделяют главное в сообщении; получают возможность научиться использовать части речи в предложении. |
Планируемые метапредметные резуль- таты | Познавательные универсальные учебные действия: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную |
на уроке; Регулятивные универсальные учебные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Коммуникативные универсальные учебные действия: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; | |
Оборудование | Компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык. 2 класс» (авторы), карточки для групповой работы. |
Формы организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Используемые технологии | Технология развития критического мышления, игровая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технологии. |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, карточки со снежинками, учебники. |
Литература |
|
Этап урок | Цель урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Подготовить обучающихся к учебной деятельности. | Приветствие, создание предпосылок для вызова мотивации к учебной деятельности. | Проверяет готовность к уроку. | Проверяют уровень готовности к уроку. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные- формирование умения слушать и слышать. |
Постановка учебной задачи | Выработка на личностно – значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Работа над словарным словом пассажир. | Создает условия для осознания проблемы, обеспечивает создание ситуации успеха, подводит детей к самостоятельному определению задачи урока при работе над словом пассажир. | Анализируют слово пассажир (лексическое значение, синонимы, антонимы, морфемы, составляют предложение). Формулируют тему урока. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Актуализация опорных знаний | Активизировать знания учащихся. | Прием «Корзина». Определение имеющихся знаний о предложении. | Организует фронтальную беседу. | Формулируют свои знания о предложении. | Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - уметь выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Открытие нового знания | Обеспечить открытие, восприятие и осмысление нового знания. | Индивидуальная работа над правилом (прием «инсерт»). Групповая работа над схемами предложений и словами. Фронтальная работа над предложением и главными членами предложения. | Организовывает работу над правилом, используя прием «инсерт». Организовывает групповую работу над схемами предложений. Организовывает фронтальную работу над предложением Дуб надел зимний наряд. | Работают над правилом. Работают в группе над семами. Участвуют в беседе. | Познавательные: - Называют предметы, признаки, действия. Составляют предложения. Анализируют действия по составлению предложений. Делают выводы. Находят в учебном тексте новое. Высказывают суждения. Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Динамическая пауза | Предупреждение утомление, восстановление работоспособности. | Проведение игры «Слушай – делай» | Организует игру. | Выполняют упражнение. | Регулятивные: - умение действовать в соответствии с ситуацией. |
Применение знаний и способов действий. | Обеспечить осмысление материала. Коррекция пробелов. | Работа над предложением в группах - записать предложение, графически показывать связь главных членов предложения. Работа над деформированным предложением. | Организовывает работу в группе над предложениями из упражнения учебника. Организовывает работу в группах над деформированным предложением. | Работают в группах, формулируют выводы. | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - актуализация знания об интонации и знаках препинания, правила оформления записи предложений. - уметь определять и графически выделять главные члены предложения. Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия. Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
Рефлексия | Выявление уровня осознания пройденного материала | Беседа. | Акцентирует внимание на изученном материале, побуждает к высказыванию своего мнения. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Регулятивные: - соотносят поставленные цели с достигнутым результатом. Познавательные: формулируют основные понятия. Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия. Коммуникативные: - формулируют результат работы. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся |
Организацион ный этап
| Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Ребята, хлопните в ладоши те, кто сейчас пришел на урок русского языка. - Посмотрите на свое рабочее место. Те, кто готов к уроку русского языка, садимся на свои места.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Оформляют тетрадь. |
Постановка задач урока. | Учитель организует диалог с обучающимися. На доске написано слово пассажир. - Прочитайте слово на экране. - Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить с этим словом? - Откроем словари, которые находятся у вас на партах. Найдем значение слово. - Что еще можно сделать с этим словом? - Посмотрите на слово и выделенные орфограммы. Что можно еще выполнить с этим словом? - Давайте поразмышляем, что еще можно сделать с этим словом? - Замечательно! Какие признаки есть у этого слова? - Какие действия могут быть связаны с этим словом? - Что можно составить с этим словом? - Составьте. - Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить сегодня на уроке? | - Пассажир. - Узнать лексическое значение этого слова в толковом словаре. Выполняют. - Мы можем его записать. (записывают слово в тетрадь) Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (пассажир) - Подобрать проверочное слово. Это слово словарное. Его написание нужно запомнить. - Подобрать синонимы (путешественник), антонимы (водитель), однокоренные слова (пассажирка, пассажирский. - Можем разобрать по составу. - Хороший пассажир, случайный. - Собирается, едет, опаздывает. - Предложение. - Пассажир ждет поезда. - О предложении. |
Актуализация опорных знаний Открытие нового знания. | Учитель организует диалог с использованием интерактивной доски (изображена корзина). - Ребята, наполним корзину знаний «Предложение». Что мы с вами помним о предложениях? - Молодцы! На странице стр. 6 учебника прочитаем правило с карандашом. Читаем и подчеркиваем то, что для нас является новым. - Добавим это знание в корзине знаний. - Для открытия нового знания я предлагаю вам поработать в группе. | (Фронтальная работа) - Предложения мы используем для выражения сообщений, вопросов. - Предложения имеют законченную мысль. - Все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу. - Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. - В конце предложения ставится знак препинания. Учащиеся читают правило и помечают то, что является новым. Предполагаемый ответ. - Слова в предложении являются членами предложения. (Возможные иные варианты.) | |
Динамическая пауза. Применение знаний и способов действий. Рефлексия. | Организовывает групповую работу. - На своих словах вы видите схемы предложения и слова на карточках. Ваша задача в группах обсудить и составить предложения по этим схемам, используя слова. Полученные предложения записываем в тетрадь. - О каких правилах оформления границ предложений можно сделать вывод из этого упражнения? Учитель организует диалог с учащимися. - Рассмотрим второе предложение. - О чем сообщается в этом предложении? - Какое слово совершает действие? - Какое слово обозначает действие? - Если мы уберем эти слова, сохранится ли смысл предложения? - Какой вывод можно сделать? - О чем нам сообщает Ключик на стр. 7. - Покажем графически связь главных по смыслу членов предложения. - Сделаем вывод. - Потренируемся определять предмет, действие и главные члены предложения: существительное – шаг вперед, глагол – шаг назад, члены предложения – хлопок. Ягода, кататься, ребята, медведь спит, читать, библиотека, рыба, умеют, зима пришла, зимовать, рябина, якорь, гриб растет. - Продолжаем работать над словом, которое было у нас вначале урока. На стр. 7 работаем над упражнением 4. Записываем предложение, графически показываем связь главных предложения. Первая группа – первое предложение, вторая – второе, третья группа – третье предложение. - Проверяем. - Продолжаем работать. Мы с вами пассажиры и отправились на электричке в зимний лес. Перед вами карточка со снежинками, на которых написаны слова. Обсудите в группе, возможно ли составить из этих слов предложение? - Что нам необходимо с вами сделать? - В группе дополните эти слова и составьте предложение. - Какое слово позволило нам составить предложение? Организует рефлексию по результатам работы на уроке. - Какое новое знаний мы положим в корзинку знаний о предложений? – Чем вам поможет в жизни сегодняшний урок? – Что у вас получилось лучше всего? В чём испытали затруднения? – С каким настроением вы уходите с урока? Домашнее задание: написать несколько предложений о помощи птицам зимой. Как мы, люди, можем им помочь? |
Работа в группах.
Записывают: - Как дела? - Дуб надел зимний наряд. - Отлично! - Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. - В конце предложения ставится знак препинания. - Все слова пишутся раздельно. Предполагаемые ответы: - О том, что на дубе лежит снег. - Дуб. - Надел. - Нет. - Эти слова являются главными в предложении. Читают, делают вывод, что главные по смыслу слова являются главными членами предложения. что? что сделал? Дуб надел зимний наряд. Формулируют вывод о том, что в этом предложении дуб и надел – главные по смыслу слова и они являются членами предложения. Выполняют. Работают. Определяют главные члены предложения. Обозначают их графически. Проверяют свои работы, сверяют с доской. Птицы, выжить, зимняя, школьники, стужа. - Невозможно из этих слов составить предложение. - Для того чтобы мысль была понятна, необходимо дополнить набор слов. Возможные варианты: - Школьники помогли выжить птицам в зимнюю стужу. - Школьники помогают выжить птицам в зимнюю стужу. - Слово обозначающее действие – надел. Высказывания детей. |