План конспект занятия «Личная гигиена»
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутск
Технологическая карта интегрированного занятия, проводимого в целях формирования культурно-гигиенических умений и их включение в посведневную жизнь ребенка (получателей социальных услуг)
Раздел 1. |
|||||||
1.1. |
ФИО (должность, квалификационная категория) |
Моргач Елена Валерьевна, социальный педагог первой квалификационной категории |
|||||
1.2. |
участники |
Дети в возрасте от 5-8 с нозологическими формами: ДЦП, заболевания нервной системы, эмоциональные расстройства и расстройства поведения в детском возрасте, ЗПР, УО-легкая и умеренная. |
|||||
1.3. |
дата |
20.12.2016 |
продолжительность |
30 минут |
|||
Раздел 2. |
|||||||
2.1. |
тема |
Личная гигиена |
|||||
2.2. |
цель |
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах личной гигиены. |
|||||
2.3. |
задачи |
образовательные |
- уточнить определение личная гигиена; - подобрать предметы личной гигиены; - составить памятку правила личной гигиены. |
||||
развивающие |
- развивать начальные формы сотрудничества друг с другом; - способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация). |
||||||
воспитательные |
- способствовать формированию навыков контроля за выполнением правил личной гигиены. | ||||||
2.4. |
образовательные области |
социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие. |
|||||
2.5. |
предпосылки УУД |
личностные |
формирование: - адекватной самооценки;- умения прийти на помощь другу, и т.п.; - способности учитывать чужую точку зрения. |
||||
познавательные |
умение: - работать по иллюстрациям; - выделять существенные признаки объектов; - моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); - производить анализ и синтез объектов; - пользоваться простейшими инструментами. |
||||||
регулятивные |
умение: - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук; - умение контролировать свою деятельность по результату; |
||||||
коммуникативные |
умение: - взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;- формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания; - ориентироваться на партнера по общению; - слушать собеседника; - вести монолог, отвечать на вопросы. |
||||||
2.6. |
образовательные технологии |
информационно-коммуникативные, технология развивающего обучения |
|||||
2.7. |
методы и приемы обучения |
наглядные: использование технических средств, демонстрация презентации, просмотр мультфильма; словесные: метод наводящих вопросов, элементы эвристической беседы; игровые: создание игровой ситуации, внезапное появление объектов, отгадывание и загадывание загадок; практические: практические задания (подбор ситуативных картинок, обобщение предметов, убери лишний предмет), аппликация «Чистота – залог здоровья». |
|||||
2.8. |
виды детской деятельности |
игровая (игра с правилами), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), самообслуживание и элементарный бытовой труд, продуктивная деятельность (изготовление памятки «Чистота залог здоровья»), двигательная активность (овладение основными движениями). |
|||||
2.9. |
форма организации обучения |
фронтальная, работа в малых группах |
|||||
2.10. |
оборудование |
для педагога |
мультимедийная установка (компьютер, проектор), фрагмент мультфильма «Мойдодыр», презентация «Личная гигиена», дидактическая игра «Правильно - неправильно». |
||||
для детей |
предметы личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, вода, мочалка, расческа, носовой платок), клеенка, салфетка, клей, ножницы. |
||||||
2.11. |
Литература |
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64с. Фрагмент мультфильма «Мойдодыр» http://festival.1september.ru/articles/601148/ http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8875-stixi-pro-gigienu http://ped-kopilka.ru/blogs/bogdanova-marina/konspekt-nod-s-primineniem-ikt-v-podgotovitelnoi-grupe-sekrety-moidodyra.html |
|||||
2.12. |
Ожидаемый результат |
Дети овладеют навыками, личной гигиены. Сформируются знания о необходимости регулярно применять навыки личной гигиены. |
|||||
Раздел 3. |
|||||||
Этап реабилитационного мероприятия, продолжительность |
Содержание реабилитационного мероприятия |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
||||
3.1. |
Вводная часть |
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мне на электронную почту, Вова отправил видео, как у мальчика убежали брюки, и я не могу найти причину, почему это произошло. Вы мне сможете помочь? Дети: Да. Педагог: Давайте тогда смотреть вместе. Присаживаетесь за столы. |
Проявляют любознательность. Внимательно слушают и отвечают на вопросы. |
Создание проблемной ситуации. Вовлекает в слушание. |
|||
Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр». |
Внимательно смотрят фрагмент мультфильма, развивая непроизвольное внимание. |
Подготовительная работа для восприятия информации, заложенной в мультфильме. |
|||||
Педагог: Почему от мальчика сбежали вещи? Дети: Он не умывался, не ухаживал за вещами и т.п. Педагог: А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? Дети: Неряха, грязнуля. Педагог: Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика? Дети перечисляют действия: мыть руки, умываться, чистить и стирать одежду, расчесываться... Педагог: Знаете ли вы, что такое «Личная гигиена»? Дети: Нет. Педагог: Тогда мы сейчас с вами узнаем, что такое «Личная гигиена». |
Устно отвечают на наводящие вопросы, вспоминают, воспроизводят, анализируют информацию. Слушают ответы других ребят, дополняют и уточняют. |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, уточняет ответы и помогает грамотно сформулировать информацию – ответы на поставленные вопросы. Определяет уровень подготовленности детей в реабилитационном мероприятии. |
|||||
3.2. |
Основная часть |
Педагог: Как вы понимаете слово личная? Дети: личность, моя. Педагог: Верно. А вот слово гигиена с греческого означает здоровый. Для того, чтобы быть здоровым, что нужно делать? Дети: перечисляют (умываться, мыть руки перед едой, чистить зубы и т.д.) Педагог: Молодцы. Значит личная гигиена – это моё здоровье. |
Устно отвечают на наводящие вопросы, вспоминают, воспроизводят, анализируют информацию. Слушают ответы других ребят, дополняют и уточняют. |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, уточняет ответы и помогает грамотно сформулировать информацию – ответы на поставленные вопросы. |
|||
Представим личную гигиену в виде цветка - ромашки. Изобразим слово «личное» в виде стебля. А лепестки – это действия, которые помогают оставаться здоровым. Ребята, сидящие за первым столом – это первая команда. За вторым - вторая команда. Перед вами на столе лежат разные картинки. Внимательно посмотрите на них. Каждая команда выберет картинки с теми изображениями, которые подходят к определению личная гигиена. Если остальные ребята вашей команды согласны, прикрепляете к стебельку. А другая команда оценит правильность вашего выбора. |
Работают в микрогруппах, составляют ромашку, подбирая соответствующие картинки, в форме составления опорной схемы и защищают свои работы. |
Организует работу в микрогруппах по усвоению нового материала. |
|||||
Педагог: Отлично, ребята! Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня. Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться — На зарядку становиться! Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день. Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой. Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты — Вот полезная еда, Витаминами полна! На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде! Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда! Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить! Мы с вами познакомились с понятием «личная гигиена». |
Удерживают внимание, слушая короткий текст, который читает педагог. |
Способствует развитию умения слушать. Уточняет знания детей, предоставляя возможность детям повторить. |
|||||
- А какой лепесточек нам сорвать? (Дети предлагают разные варианты.) Хорошо, может нам выбрать при помощи считалочки, и обидно ни кому не будет. Дети: хорошо. Педагог: Что такое гигиена? – Знать не знает грязный Гена. Потому что свиньям друг – Никогда не моет рук. Не расчёсан, он – как ёжик! На репейник жуть похожий. Но не иглами он страшен – Будто грязью весь покрашен. Кто грязнуля, выйдет вон. – Это, верно, будет – он! Педагог: Выпало на лепесток «Чистота тела». А это значит, что сегодня поговорим о чистоте тела, что нам для этого понадобиться и как этим пользоваться. |
Выбирают лепесток (нужный для педагога) при помощи считалочки |
Провоцирует детей на определенную деятельность |
|||||
Педагог: А какие предметы нам понадобятся, чтобы соблюдать чистоту тела, то есть быть опрятными? Дети перечисляют: расческа, мыло, полотенце и т.д. Педагог: У каждой команды на столе стоит коробка, в которой лежит много различных предметов. Ваша задача как можно быстрее выбрать только те предметы, которые относятся к предметам личной гигиены. |
Дети работают в микрогруппах, сортируя (обобщая) предметы. Внимательно слушают задание, затем выражают свои собственные мысли, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Организует работу в микрогруппах на основе частично-поискового метода. |
|||||
Так, а теперь проверим, правильно ли вы подобрали предметы личной гигиены, при помощи загадок: Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (мыло) Вытирало я, старалось После бани паренька. Все помялось, все промокло, Нет сухого уголка. (полотенце) Хвостик из кости, А на спинке - щетинки. (зубная щетка) Кто нам самый лучший друг, Смоет грязь с лица и рук. ( вода) Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. Собирается она вымыть спинку докрасна. (мочалка) Целых двадцать пять зубков Для вихров и хохолков. (расческа) Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю, Им утрет потоки слез, Не забудет и про нос. (носовой платок) |
Отгадывают загадки, развивают умение выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов, осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль. |
Способствует развитию находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности. |
|||||
Педагог: А вы ребята сами умеете пользоваться предметами личной гигиены? Дети: Да. Педагог: Отлично! Тогда посмотрим, как вы это умеете. Вставайте в круг, я буду стоять в середине – ведущая, что я буду выполнять – вы будете повторять. А кто первый скажет, что я изображаю, тот и будет ведущим. Динамическая пауза Ровным кругом друг за другом Будем весело шагать. Что ведущий нам покажет, То и будем выполнять (моем руки, чистим зубы, умываем лицо и д.т.) Педагог: Какие вы молодцы! |
Выполняют движения. |
Проводит физкультминутку для снятия статического напряжения, утомления. |
|||||
Звучит мелодия, входящего звонка по Skype. Выходит на связь мальчик Вова, в руках у него конверт. Вова: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вова. Посмотрите, какие интересные картинки мне прислала бабушка! А я не могу понять, какие предметы к чему относятся. Педагог: Вова, не расстраивайся. Ребята у нас сообразительные, они тебе помогут. Поможем, ребята? Дети: Конечно, поможем Вове. Педагог: - Вова показывай картинки по одной. - Посмотрите (обращение к детям) справа на картинки нарисовано действия, а слева – разные предметы личной гигиены. - Вова, тут же необходимо привести – это в порядок, убрать лишние предметы. Дети выполняют задание. Вова: Спасибо вам, ребята! Теперь-то я понял, что к чему. До свидание! |
Воспринимают, осмысливают информацию, используя жизненный опыт |
Демонстрирует презентацию. Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода. |
|||||
Педагог: Молодцы! А давайте поиграем в игру «Правильно - неправильно». Когда я буду называть хороший поступок, то вы будете хлопать в ладоши. Если поступок плохой, и вы с ним не согласны, то топайте ногами. Только будьте внимательны. Ситуации: можно брать грязные руки в рот; можно грызть ногти; надо мыть руки после прогулки; можно не мыть руки после туалета; можно при всех ковырять в носу; можно не причесываться; утром можно не умываться; надо полоскать зубы после еды; не надо чистить зубы 2 раза в день; нельзя пользоваться чужой зубной щеткой. Дети выполняют занятия. |
Внимательно слушают, вспоминают, воспроизводят, анализируют информацию. |
Способствует развитию сообразительности, быстроты реакции, умственной активности. |
|||||
Педагог: Ребята, чтобы нам никогда не забывать, что такое личная гигиена и быть всегда здоровым и опрятным, я предлагаю сделать памятку «Залог здоровья - чистота», которая поможет вам и вашим близким людям (родителям, братьям, сестрам, друзьям и др.) соблюдать правила личной гигиены. Алгоритм, выполнения работы «Залог здоровья - чистота». Организуй своё рабочее место (убери всё лишнее). Подготовь материалы и инструменты (ножницы, клей, салфетка, картон). Вырежи картинки по контуру. Составь из картинок композицию и приклей их на картон, лишний клей, удаляя салфеткой. |
Выполняют практическую работу. |
Учит наблюдать за своими действиями, осуществлять контроль за своими действиями, выполнять определенные операции, соблюдая технику безопасности, привлекая внимание детей к результату своей деятельности. |
|||||
3.3 |
Заключительная часть |
Педагог: Ребята, вы отлично справились с заданиями. Что нового вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться в жизни? Какое задание оказалось самым трудным? Что вы расскажете родителям? |
Делятся впечатлениями |
Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям, выражает признательность |