План работы над совершенствованием навыков чтения у учащихся
План работы
над совершенствованием навыков чтения у учащихся
Цель: совершенствовать навык чтения посредством использования комплексной системы упражнений, обеспечивающей взаимодействие различных механизмов, участвующих в акте чтения.
Фамилия, имя ученика |
Навык чтения |
План работы |
Сознательность, беглость, правильность, выразительность (целесообразно совершенствовать у всех учащихся, в том числе и у тех, кто успешно владеет всеми навыками) |
1. Упражнения, направленные на формирование правильности чтения: *«Фотографирование» различного рода картинок, предметов. 1) Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. 2) Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро 3) Найди лишнее слово: Река-слон, Речка-лев, Ручеёк-ягуар 4) Раздели слова на 2 группы: корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока. 1 группа - «Домашние животные» 2 группа - «Птицы». 5) Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память). 6) Игра Синонимы»/«Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположенном значением. Соедини их стрелкой. 7) «Прыжки». Чтение через слово. 8) «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении. 9) Каждый день заучивания четверостишья. 10) Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном - двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное. 11) Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. 12) Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции. 13) Зрительные диктанты, которые даются блоками, по 6 предложений в каждом. 14) Повтори, что сказал учитель (несколько слов попарно, сходных чем-то по). 15) Опиши предмет (показать и убрать). 16) Хорошая игра для развития речи и памяти - «Добавь следующее». 17) Игра «Что изменилось?» 18) Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, текста, предложений). 19) Назови предмет, в названии которого 1 слог, 2 слога, 3 слога и т.д. 20) Чтение слов, отличающихся одной буквой. 21) Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. 22) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. 23) Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением.) 24) Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. 25) Чтение «перевёртышей». 2. Упражнения, направленные на формирование беглости чтения: -увеличить ширину поля зрения; - уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста; - сократить время каждой отдельной фиксации; - избавиться от регрессий; - развитие антиципации текста. 1)Таблицы Шульте. 2)Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. 3)Игра «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика. 4)Игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова. 5)Игра «Обгонялки». 6) Игра «Буксир». - упражнения для активизации органов речи: 1) Артикуляционная гимнастика 2) Скороговорки 3) Чистоговорки -различные виды чтения: 1) чтение шёпотом, затем громко, затем про себя; 2) жужжащее чтение; 3) чтение в парах; 4) чтение одновременно с учителем; 5) чтение с ускорением темпа; 6) чтение с переходом на незнакомый текст; 7) чтение в темпе скороговорки; 8) чтение - «Спринт»; 9) выборочное чтение; 10) чтение со счётом слов тройками; 11) чтение со счётом слов парами строк; 12) чтение со счётом строк; 13) чтение - «Разведка; 14) чтение с речевыми помехами 15) чтение с простукиванием текста. 3. Упражнения, направленные на формирование сознательности чтения: - логические упражнения 1) К данному слову подбери нужные по смыслу слова. 2) Что общего в словах и чем они различаются? 3) Чем похожи следующие слова? Назови, одним словом. 4) Игра «Составь слово» (путём перестановки букв) 5) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог) 6) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только второй слог) 7) Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять только последний слог) 8) Какое слово лишнее и почему? 9) Раздели слова на группы. 10) Какие буква, слог, слово лишние. - игры на составление слов со словами 1) Игра «Найди слово в слове» 2) Игра «Подбери пару» (Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово из второго столбика.) 3) Игра «Закончи предложение» 4) Загадки (любые, которые подходят к теме урока). 5) Составь слова, в которых одни из слогов должен начинаться с буквы м. 6) Найди животное среди строк. 7) Шарады, ребусы. - работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами: 1) Составь текст (перестановка предложений.) Тексты подбираются к теме урока. 2) Составь предложения (3-4) к теме урока. 3) Закончи рассказ. - работа с текстом: 1) Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2) Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. 3) Задай вопросы по тексту или по части текста. 4) Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. 5) Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 6) Составление кроссвордов по тексту. 7) По иллюстрации определить содержание текста. 8) Пересказ по вопросам и без них. 9) Составление плана текста. 10) Подбор иллюстрации к тексту. 11) Работа над заголовком. 4. Упражнения, направленные на развитие навыков выразительного чтения: 1) Чтение слова с разными оттенками интонации. 2) Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. 3) Прочитай, предавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 4) Упражнения для развития голоса («громко - тихо»). 5) Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующе той мимике, которую тебе покажут. 6) Упражнения для дыхания («надуем шарик»). 7) Упражнения для дикции. 8) Чтение небольших стихов. 9) Чтение по ролям, в лицах. 10) Конкурс на лучшего чтеца. |
|
Байкалова Татьяна Александровна