12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Ирина Сергеевна133
Свою трудовую деятельность начала в 2015 год в Красносельской основной школе, параллельно заканчивая обучение в КГУ им.Н.А Некрасова. Я учу детей, а они учат меня!
Россия, Костромская обл., д.Шолохово
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

«Совершенствование навыков чтения учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС»

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

3 Слайд

Читательская компетентность определяется, прежде всего:

Ø владением техникой чтения

Ø приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения

Ø  знанием книг и умением их самостоятельно выбирать

Ø сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Под навыком чтения (техникой чтения) подразумевают:

Ø — умение правильно прочитывать слова;

Ø — понимать смысл текста;

Ø — выразительно читать;

Ø — выдерживать оптимальный темп чтения.

 Слайд 4

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры.

Упражнения по совершенствованию техники чтения делятся на группы:

1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ, языка;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;

- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.

2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- чтение текста через слово.

3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;

- чтение в парах;

- групповое чтение;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

- жужжащее чтение;

- зрительные и слуховые диктанты;

- упражнение “чтение-спринт”;

- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;

- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;

- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:

- словарная работа;

- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.

6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:

Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера

(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).

Самые интересные и удачные, на мой взгляд:

1)Слайд5 «Чтение через решетку»

2) Слайд 6 « Чтение без пробелов»

3)Слайд 7 «Текст со случайными символами»

4) Слайд 8 «Зеркальный текст»

5) Слайд 9 «Чтение – спринт»

«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы, которые учитель задал до чтения. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению-спринт» используется памятка:

 

      Плотно сожми губы и зубы

      Читай только глазами

      Читай как можно быстрей

      Ответь на вопросы к тексту

 

6) Слайд 10 « Гонка за лидером»

 «Лидер» начинает читать текст вслух, по команде учителя «гонщики» начинаю читать текст сначала, пытаясь догнать «лидера»

Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений.

Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения, учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.

 Некоторые упражнения, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В процессе педагогической работы использовала опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И. Т. Федоренко, В.Н.Зайцева, Н.А.Лошкарёвой, М.И. Омороковой.

На вопрос «Почему занялась этой проблемой?» отвечала бы так: «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.