Статья «Совершенствование навыков чтения учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС»
«Совершенствование навыков чтения учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС»
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
3 Слайд
Читательская компетентность определяется, прежде всего:
Ø владением техникой чтения
Ø приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения
Ø знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
Ø сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Под навыком чтения (техникой чтения) подразумевают:
Ø — умение правильно прочитывать слова;
Ø — понимать смысл текста;
Ø — выразительно читать;
Ø — выдерживать оптимальный темп чтения.
Слайд 4
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры.
Упражнения по совершенствованию техники чтения делятся на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.
6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Самые интересные и удачные, на мой взгляд:
1)Слайд5 «Чтение через решетку»
2) Слайд 6 « Чтение без пробелов»
3)Слайд 7 «Текст со случайными символами»
4) Слайд 8 «Зеркальный текст»
5) Слайд 9 «Чтение – спринт»
«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы, которые учитель задал до чтения. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению-спринт» используется памятка:
• Плотно сожми губы и зубы
• Читай только глазами
• Читай как можно быстрей
• Ответь на вопросы к тексту
6) Слайд 10 « Гонка за лидером»
«Лидер» начинает читать текст вслух, по команде учителя «гонщики» начинаю читать текст сначала, пытаясь догнать «лидера»
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений.
Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения, учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.
Некоторые упражнения, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В процессе педагогической работы использовала опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И. Т. Федоренко, В.Н.Зайцева, Н.А.Лошкарёвой, М.И. Омороковой.
На вопрос «Почему занялась этой проблемой?» отвечала бы так: «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.