Сборник заданий, способствующих развитию навыка смыслового чтения у учащихся 3 класса

0
0
Материал опубликован 21 May 2019

Данный сборник предназначен для использования на уроках русского языка по УМК "Школа России" во время изучения тем "Местоимение" и "Глагол".
Сборник заданий
DOCX / 882.17 Кб

 

 

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

Сборник заданий,способствующих развитию навыка

смыслового чтения у обучающихся 3 класса

 

Камышлов, 2019

Составитель: Сабурова Ирина Владимировна, студентка 4 Б группы, специальности 44.02.02

Руководитель: Касьянова Анна Васильевна, преподаватель филологических дисциплин.

Данный сборник включает в себя задания, направленные на формирование навыка смыслового чтения у учащихся 3 класса.

В основе материалов сборника лежит идея формирования навыка смыслового чтения. Подобранные задания  соответствуют возрастным особенностям обучающихся, направлены на мотивацию учащихся к формированию навыка смыслового чтения.

Данный сборник заданий может быть предназначен для учителей начальных классов при проведении уроков по русскому языку, контрольных работ, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.

Предложенные в сборнике задания помогут учащимся научиться осознанному чтению, которое позволит выполнять задания на высоком уровне.

©ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"

 

 

Содержание

1. Введение

2. Самостоятельная часть речи «Местоимение»

3. Самостоятельная часть речи «Глагол»

 

Введение

Сборник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, в форме заданий, предназначен для работы с учащимися 3 класса и направлен на формирование навыка безошибочного письма.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Формирование навыка смыслового чтения – сложный и длительный процесс, поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик должен овладеть прочным и полноценным чтения. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловое чтение – это осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую и второстепенную информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства;

Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Рекомендации по работе над сборником

Выполнять данную работу можно как в школе в учебной деятельности, так и учащиеся могут получать её на дом для совместного выполнения с родителями.

Основная задача педагогов и родителей – помочь учащимся обобщать результаты (сравнить свой результат с образцом); замечать несоответствия и оказывать помощь в устранении ошибок.

Для оптимизации знаний необходимо использовать разнообразные виды диктантов, чтобы учащиеся могли переключаться с одного вида деятельности на другой (например с задания на нахождение основной мысли текста на задание, связанное с нахождением признаков текста)

Многочисленные современные исследования доказывают, что наибольшую пользу и эффективность приносят не длительные и редкиетренировочныеупражнения, а короткие и частые. Их целесообразность исистематичностьдолжны оказать позитивное влияние на формирующийся навык чтения.

Условные обозначения стратегий:

  1. ? – О  - стратегия «Читаем и спрашиваем»
  2. 2*2 – стратегия «Чтение в парах – обобщение в парах»
  3. ДДЗ – стратегия «Дневник двойных записей»

 

 

Самостоятельная часть речи "Местоимение"

1. Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем будет данное стихотворение (2*2)

изображение

—Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

— Мы в далёкой стране

По родной стороне

Тосковали.

П. Воронько

Определи основную мысль текста. Озаглавь текст.

Обсуди свою точку зрения с другом. Посовещавшись, ответьте на вопрос: какие из предложенных пословиц отображают основную мысль стихотворения.

  • Каждая птица – хозяйка своего гнезда.
  • На чужбине родная землица во сне снится.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Дополнительное задание, связанное с темой урока «Местоимение»: каким членом предложения является местоимение?

2. Прочитай (? – О)

Деревья,трава,цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

                                        В. Берестов

Какова тема стихотворения?

Какова главная мысль этого стихотворения?

Подумай и отметь те иллюстрации, которые отражают главную мысль.

изображение

 

Дополнительное задание по теме урока «Местоимение»: подчеркните личные местоимения. Устно определите их число и лицо.

3. Прочитай. Озаглавьте текст. Определи основную мысль текста.

В парах разделите текст на смысловые части и составьте план.( 2*2)

1. В воскресенье мы пришли в зоопарк. 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый3 хвост. 4. Мы вошли в здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал. Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено3. 6. Тане понравились лохматые яки. Яки жевали сено. 

Г. Снегирёв

Дополнительное задание по теме урока «Местоимение»: найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением.

4. Прочитай текст. Заполни таблицу (ДДЗ)

В лесу

В лесу было торжественно, светло и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели снегири. Мы сорвали схваченную морозом красную рябину. Это была последняя память о лете, об осени. Мы подошли к озеру. У берегов была тонкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Зима стала входить в свои права. Повалил густой снег.

Момент, который понравился, запомнился.

Почему данный момент произвел такое впечатление?

 

 

Дополнительное задание по теме урока «Местоимение»: подчеркни местоимения.

 

 

Самостоятельная часть речи "Глагол"

1. Прочитай. Озаглавь текст. (2*2)

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенел. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит.
Пингвин с криком на него налетел и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт,злится.

За камнями жил пингвин -забияка.он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт , бьёт крыльями.

Когда я ходил за водой , брал с собой половник. Как забияка налетит -я его сразу половником. Он очень половника боялся.

Придумай вопросы для своего друга, которые помогут раскрыть смысл текста.

Разделите текст на смысловые части, составьте план. 

К кокой из частей подходит данная иллюстрация.

изображение

 

Дополнительное задание, связанное с темой урока «Понятие о глаголе»: назовите глаголы, обозначающие действия пингвина.  Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.

2. Прочитайте. Поставьте предложения в правильной последовательности, чтобы получился связный  текст. (2*2)

Назовите сказку.

1.Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. 2.Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. 3.— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? 4.Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.5.Очень уж смешной заяц!6.Это уж выходило совсем забавно.7.Ах, какой смешной!8.Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.9.И всем вдруг сделалось весело. 10.— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Д. Мамин - Сибиряк

Обсуди свою точку зрения с другом. Посовещавшись с товарищем, ответьте на вопрос: чему учит данная сказка?

Дополнительное задание, связанное с темой урока «Повторение»: найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.

3. Прочитайте стихотворение Б.Заходера.

Соответствует ли название стихотворения ему? Почему, какие слова подтверждают это (2*2)

«Петя мечтает»

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок...

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой –

Все сама,

Само собой!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй...

Обсуди с другом: к какому отрывку из стихотворения соответствует  рисунок. Чему учит данный текст?

Дополнительное задание, связанное с темой урока: какими частями речи являются выделенные слова, каково их значение.

4. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? А что вы думаете об этом?(2*2)

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

И. Лафатер

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Д. Бруно

Обсудите в парах, на ваш взгляд, эти два высказывания несут одинаковый смысл?

Дополнительное задание по теме урока «Формы глаголов»: Спишите. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

5. Прочитайте. Что обозначают эти выражения? (? – О)

1.Сидеть сложа руки.  2.Держать в уме.  3.Делать спустя рукава.  4.Навострить уши.  5.Надуть губы.  6.Задирать нос.  7.Беречь как зеницу ока.

Подберите еще по одному устойчивому выражению к каждому.

Составьте предложение, в котором можно употребить одно из данных фразеологизмов. 

Дополнительное задание по теме урока «Формы глагола»: спишите. Подчеркните глаголы. Поставьте к ним вопросы.

6. Рассмотрите рисунок,  придумайте заглавие( ? – О)

изображение

Соответствует ли придуманное вами название по иллюстрации стихотворению?  Почему, какие слова подтверждают это.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка - сноп зеленых свечек,

Мох - зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел...

Дополнительное задание по теме урока «Число глаголов»: в чем сходство и различие глаголов в первом предложении. По каким признакам вы определили число глаголов?

7. Прочитав только заголовок, предположите, о чем пойдет речь(? – О)

 

 Весенняя сказка

Дружно ударились

Рыбы

Об

Лёд-

И на реке начался ледоход.

Объясните название стихотворения, а как бы вы его озаглавили?

Дополнительное задание по теме урока «Число глаголов»: укажите число глаголов?

8. Прочитайте сказку – загадку(2*2)

Кто я?

Вчера я был белым, гладким, в хрупкой скорлупке. И молчал.

Сегодня я жёлтенький, пушистый. Весело попискиваю: «Пи-пи-пи!»

А завтра буду таким, про которого говорят: «Золотой гребешок, масляна  головушка, шёлкова, бородушка». Рано утром встану, закричу: «Ку-ка-ре-ку!»И солнышко взойдёт.

Л. Яхнин

Кем был герой сказки, кем стал и кем будет?

Придумай вопросы по тексту для своего товарища, разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

Дополнительное задание по теме урока «Времена глагола»: выпишите глаголы, укажите их время.

 

 

9. Прочитай текст. Заполни таблицу (ДДЗ)

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал идти дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Момент, который понравился, запомнился.

Почему данный момент произвел такое впечатление?

 

 

Дополнительное задание по теме урока «Изменение глагола по числам»: подчеркни глаголы единственного числа.

10. Прочитай текст. Заполни таблицу (ДДЗ)

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Момент, который понравился, запомнился.

Почему данный момент произвел такое впечатление?

 

 

Дополнительное задание по теме урока «Времена глагола»: подчеркни глаголы настоящего времени.

11. Прочитай текст. Заполни таблицу (ДДЗ)

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин своих детей называл так: Машка, Сашка, Гришка и Наташка.

В девятнадцатом веке такое обращение говорило о близости людей, нежности и простоте отношений. Так поэт выражал свою любовь и нежность к детям.

Момент, который понравился, запомнился.

Почему данный момент произвел такое впечатление?

 

 

Дополнительное задание по теме урока «Времена глагола»: подчеркни глаголы прошедшего времени.

12. Прочитай текст, заполни таблицу.

Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег. Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях.

Летят на родину певчие птицы. Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветёт душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов. 

Момент, который понравился, запомнился.

Почему данный момент произвел такое впечатление?

 

 

Дополнительное задание по теме урока «Времена глагола»: в каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте к ним вопросы и подчеркните их.

 

 

Список литературы

 

  1. М. Беденко. Смысловое чтение: тетрадь – тренажёр. 3 класс. 2014
  2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //URL: HYPERLINK "about:blank"http://HYPERLINK "about:blank"www.school2100.ru (дата обращения: 16.02.2017)
  3. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2001. 496 с.
  5. URL: http// www.ppsoch5.edumsko.ru( дата обращения: 12.11.15)
  6. URL: http//www.mezhdu-strok.ru (дата обращения: 12.11.15) 
  7. Автореферат:  Атрохова Т.В. Комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению смысловому чтению. Диссертация кандидата психологических наук. Ярославль, 2015.
  8. Автореферат: Борисова Светлана Владимировна. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников (на материале немецкого языка): диссертация кандидата  педагогических наук: Москва, 2012.
  9. Автореферат: Нестерова Наталья Александровна.Создание условий для формирования у обучающихся метапредметного навыка смыслового чтения.  Учитель русского языка и риторики, высшей квалификационной категории. Ярославль, 2013
  10. Автореферат: Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения: диссертация. Доцент кафедры Теории и Методики обучения Хабаровского краевого института развития образования. 2012.
  11. Ваганова И.А. Читать быстрее, запоминать лучше. 2009. 50с.
  12. Г.И. Бондаренко. Развитие умений смыслового чтения//Начальная школа.  2010.
  13. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гра_ник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. :Педагогика, 1991.
  14. Ефримовская А.В. Смысловое чтение – способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: автореферат. Учитель высшей категории. 2012.
  15. Интернет – документ. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. URL: http://nsc.1september.ru/view-article
  16. Интернет – документ. Граник Г.Г. Русский язык.URL: http://openclass.ru
  17. Интернет – документ. Обследование чтения. (дата обращения 29.03.2016)
  18. Интернет – документ. Планируемые результаты начального общего образования. Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. URL: http://docviewer.yandex.ru( дата обращения: 17.12. 2015)
  19. Интернет – документ. Ревуненкова Г.В. Использование приёмов смыслового чтения на уроках математики. URL:http://nsportal.ru
  20. Интернет – документ. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. URL:http://www.metod-kopilka.ru( дата обращения:  21.01.016)
  21. Интернет – документ. Смысловое чтение – основа мотивации учебной деятельности обучающихся. URL:http://ppsoch5.edumsko.ru( дата обращения 15.03.16)
  22. Как проектировать универсальные учебные действия. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  23. Кубасова, О.В. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». Программа «Литературное чтение». — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
  24. М. Беденко. Смысловое чтение: тетрадь – тренажёр. 1 класс. 2014
  25. М. Беденко. Смысловое чтение: тетрадь – тренажёр. 2 класс. 2014
  26. М. Беденко. Смысловое чтение: тетрадь – тренажёр. 3 класс. 2014
  27. М. Беденко. Смысловое чтение: тетрадь – тренажёр. 4 класс. 2014
  28. Обследование чтения. URL:http//c-psy.ru (дата обращения: 22.03.2016)
  29. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  30. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире компетентности // Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. –М.:Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.
  31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL:  http// www.standart.edu.ru (дата обращения: 28.10.2015)
  32. Формирование стратегий смыслового чтения. URL:http//dslib.net (дата обращения: 18.11.2015)
  33. Цукерман, Г.А. Хорошо ли читают  российские школьники / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева,  М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2007 . – №4.
  34. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивомучтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа :плюс–минус. – 2001.
  35. В.Н.Мезинов. Художественная литература как источник познания действительности/ В.Н. Мезинов.// Психолого — педагогический журнал «Гаудеамус». - 2004. - № 5.
  36. Смахтина А.В. Междисциплинарный анализ процесса чтения как теоретическое основание поиска ресурсов активации читательской активности/ А.В.Смахтина.// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 4
  37. Читаем о чтении. URL: (дата обращения: 19.03.2017)http://find-info.ru/doc/dictionary/publishing/index.htm

 

Приложение № 1

Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л. А.

 

Методика Ясюковой Л. А. используется для определения уровня развития навыка смыслового чтения однократно у учеников 3 класса.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамлия,имя___________________________________________________

Класс_______

Скоро она зашла в самую чащу _____. Ни одна ______ не залетала сюда, ни единый _______ не проникал сквозь _______ ветви. Высокие стволы ______ ______ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ______ , что Элиза _____ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _______ , попадавшего ей ______ ноги. Никогда еще Элиза ______ в такой глуши.

Тест проверки уровня развития чтения

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту проверки уровня развития чтения:

  • леса
  • птица, птичка
  • луч света, лучик, луч, звук
  • густые
  • стояли, деревьев стояли, встали
  • тихо
  • слышала
  • листа, листочка, листика
  • под
  • не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10. Каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

 

 

 

Приложение № 2

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения

 

 

Группы метапредметных результатов

Критерии

Показатель критерия

Балл

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысльтекста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0

 

Задания  к тексту и анализа результатов работ детей

в соответствии с критериями оценивания

Задание 1. Прочитай текст.

Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.

(По материалам энциклопедии

«Хочу все знать»)

 

Задание к тексту

Варианты ответов учащихся

Оценка по критериям

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии.

2

Научный текст

1

Художественный

0

  1. Какова тема текста, определи главную мысль текста.

Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов

2

Текст о грызунах

1

 

0

  1. Отметь рисунки животных, которые относятся к грызунам, и подтверди ответ информацией из текста.

Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки.

2

Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр

1

Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц

0

изображение

  1. Заполни таблицу, используя слова текста

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров.

2

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун.

1

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу.

0

изображение

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации