12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дронин Григорий Валерьевич1420
Кандидат биологических наук. Председатель молодёжного совета по вопросам образования при Министерстве образования и науки Ульяновской области. Член Ульяновского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «географы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 66

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по курсу «География. Начальный курс»

6 класс

тема:

«Реки»

Автор-разработчик:

учитель географии

первой квалификационной категории

Дронин Григорий Валерьевич

Ульяновск, 2015

Тема урока: «Реки».

Содержание программы: Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа.

Главная цель урока: сформировать целостное представление о реке, её частях и роли рек в жизни человека.

Задачи урока:

предметно-информационные:

актуализировать знания и продолжить формирование знаний учащихся о гидросфере;

познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с реками и их частями;

дать понятие о способах питания рек, режимах рек и характере течения;

научить устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

сформировать представление о значении рек для человека и необходимости в их защите и охране;

деятельностно-коммуникативные:

способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;

формировать ответственность за порученное дело;

развивать географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся;

совершенствовать быстроту мышления;

продолжить формирование умения работать с источниками географической информации;

продолжить привитие интереса и повышение мотивации к изучению географии;

ценностно-ориентированные:

продолжить воспитание чувства самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся;

формировать умения учащихся слушать и услышать друг друга, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, способствовать воспитанию культуры поведения на уроке;

развивать чувства причастности к картографической культуре;

создать условия для повышения уровня подготовки учащихся через осознание окружающего информационного пространства;

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, воспитывать любовь к природе.

Цели по линиям развития личности ребёнка:

1) по 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития:

-самоопределяться в решении географических вопросов.

2) по 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его регионов:

-выявлять, объяснять причинно-следственные связи в природном развитии Земли;

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3) по 3-й линии развития – использование географических умений:

-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

-находить в источниках и анализировать географическую информацию, делать обобщающие выводы;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа источников географической информации.

4) по 4-й линии развития – использование карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности:

-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;

-определять на карте местоположение географических объектов.

Планируемые результаты:

1) личностные:

-развитие мотивации к изучению географии;

-умение определять границы собственного знания и незнания;

-ориентация на выполнение морально-нравственных норм;

-формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности;

-формирование желания саморазвиваться.

2) метапредметные:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать способности учащихся к самостоятельному анализу информации;

-развивать способности учащихся к преобразованию информации.

-уметь работать с текстом, выделять в нём необходимую информацию;

-анализировать и оценивать информацию;

-делать обобщающие выводы;

-уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

-самостоятельно создавать способы решения проблемных ситуаций.

-формирование умение строить продуктивное сотрудничество в группе в общении и совместной деятельности;

-развивать коммуникативные способности: умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений;

-оформлять свои мысли и идеи в письменной и устной форме;

-участвовать в диалоге;

-сотрудничать с учителем, одноклассниками и одногруппниками;

-принимать правильные решения в проблемной ситуации;

-умение грамотно и уместно задавать проблемные вопросы;

-точное выражение своих мыслей.

-выявлять проблемы и определять способы её решения;

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

-составлять план действий при выполнении работы;

-осуществлять контроль, коррекцию и самооценку своей деятельности;

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

3) предметные:

-знать и различать составные части реки, объяснять их существенные признаки;

-устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород;

-приводить примеры равнинных и горных рек;

-учащиеся должны овладеть практическими умениями характеризовать способы питания рек, режимы рек и характер течения рек;

-отбирать источники географической информации для составления описаний рек;

-использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для выделения источников питания и режима реки;

-овладеть основами применения полученных знаний в практической деятельности;

-анализ, сравнение, обобщение, использование жизненного опыта при выполнении заданий.

Здоровье- и психосберегающая среда: создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Вводимые на уроке понятия: река, исток, устье, речная долина, пойма, русло, речная система, водосборный бассейн, водораздел, питание реки, режим реки, межень, половодье, паводок, порог, водопад.

Географическая номенклатура: реки: Волга, Свияга, Миссури, Нил, Муррей, Амазонка, Янцзы, Ориноко, Ниагара; водопады Анхель, Ниагарский; озеро Эри.

Региональный компонент: исток и устье реки Волги, её притоки и характер течения, источники питания реки Свияги.

Направления деятельности учащихся:

1) общение;

2) познавательная сфера жизни ребёнка;

3) научно-познавательное.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.

Виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

1) виды деятельности со словесной (знаковой) основой: слушание объяснений учителя, диалог, беседа, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с текстовой и графической информацией, отбор и сравнение материала по источникам знаний, систематизация учебного материала.

2) виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение, объяснение, анализ проблемных ситуаций.

3) виды деятельности с практической (опытной) основой: работа с раздаточным материалом, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, технология личностно-коммуникативного обучения, технология сотрудничества, технология оценивания учебных успехов, ИКТ-технология.

Средства обучения (оборудование):

1) вербально-информационные: учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой, географический атлас «География. Начальный курс. 6 класс»;

2) наглядные: настенная карта «Физическая карта мира»;

3) аудиовизуальные: персональный компьютер, мультимедиапроектор, авторская презентация МО PowerPoint «Реки».

Межпредметные связи: литература, информатика, экология.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Технология проведения

(этапы урока)

Содержание урока

(деятельность и прямая речь учителя, обучающие и развивающие задания каждого этапа)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

Компетентности учащихся

(формируемые УУД)

Хронометраж.

Методы обучения: 1) по уровню познавательной активности; 2) по источникам знаний

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: активизация и включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Доброе утро, ребята! Рад всех Вас видеть. Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте готовность Ваших рабочих мест к уроку.

Подготовка к уроку (дневники, тетради, учебники, атласы, письменные принадлежности)

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание.

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция.

00:00

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: рассказ описательный

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Прежде чем мы начнём урок, позвольте прочитать Вам стихотворение.

«Ты течёшь, как море, широка

И нетороплива и строга,

И как будто два материка,

Друг на друга смотрят берега.

И опять весло, держа в руке

Я встречаю над тобой рассвет,

И чешуйка рыбья на песке

Мне дороже золотых монет».

Это прекрасное стихотворение написал поэт Роман Ругин. А чему оно посвящено: какая будет тема сегодняшнего урока?

Совершенно верно. Откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока «Реки».

Как Вы думаете, что мы должны будем узнать сегодня на уроке?

Молодцы, всё верно. Также в течение урока мы с Вами научимся показывать реки на карте, определять водоразделы и бассейны рек.

Слушают учителя.

Реки.

Работают в тетрадях.

Предположения учащихся: что такое река, из чего она состоит, какие бывают реки, как они появились, как реки зависят от рельефа и климата, как человек использует реки.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, выдвижение версий решения проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

00:30

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесные: рассказы описательный и инструктирующий, беседа катехизическая

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

И первый вопрос сегодняшнего урока «Что такое река?».

С учётом Ваших предположений давайте составим определение реки. Посмотрите на экран: вставьте пропущенные слова в определении: «Река – это постоянный поток воды, текущий в естественно выработанном им углублении – русле». Совершенно верно. Запишем определение себе в тетради.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Определяют пропущенные слова.

Записывают определение в тетради.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, обобщение, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах, выявление причин, преобразование информации из одного вида в другой.

Регулятивные: планирование, саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, коррекция, выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, приведение аргументов.

01:40

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный

Работая в парах и используя текст учебника на с. 88 определите составные части реки. У Вас ровно полминуты.

Кто пойдёт к доске и попробует составить кластер понятий?

_____________

________ _________

__________ __________

Спасибо, присаживайся, пожалуйста. Правильно ли составлен кластер?

Используя данные учебника, давайте заполним таблицу:

Части

Характеристика

1. Исток

 

2. Устье

 

3. Речная долина

 

4. Пойма

 

5. Русло

 

Молодцы! Всё абсолютно верно.

Работают с текстом учебника.

Составные части реки:

-исток

-устье

-речная долина

-пойма

-русло

Соглашаются или корректируют кластер понятий.

Дают определения понятиям.

Исток – место, где начинается река.

Устье – место, где заканчивается река.

Речная долина – широкое углубление, образованное текучими водами.

Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки.

Русло – природное углубление, в котором течёт река.

03:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесные: рассказы объяснительный, беседа катехизическая.

Наглядный: работа с текстом учебника.

Практический: практическая работа.

Ребята, где рождаются реки: какие географические объекты служат местом начала рек?

Работая с физической картой мира в атласах на с. 4 – 5 найдите и назовите примеры истоков рек.

Отвечают на вопросы: озёра, болота, родники, ледники в горах.

Работают с картой, приводят примеры истоков рек.

05:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ описательный.

Наглядный: работа с картой атласа.

А где реки заканчиваются: какие объекты могут быть устьем реки?

Найдите на той же карте атласа примеры устьев рек и назовите их.

Давайте теперь с Вами научимся показывать реки на карте. Найдём самые крупные реки материков и покажем их.

Прежде чем будем показывать, давайте сформулируем правило показа рек на карте: как правильно показывать реки?

Кто хочет попробовать первым?

Отвечают на вопрос: океан, море, озеро, другая река.

Работают с картой, приводят примеры устьев рек.

Формулируют правило показа реки на карте: «От истока к устью».

Ищут на карте реки Миссисипи, Амазонку, Нил, Муррей и Янцзы.

06:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный.

Наглядные: работа с картой атласа и настенной картой.

Ребята, как вы думаете, каким образом чаще всего заканчиваются реки?

Как называется река, впадающая в более крупную реку?

А как, в свою очередь, будет называться река, принимающая приток?

Найдите на карте России на с. 6-7 и назовите притоки Волги.

Какими могут быть притоки по месту впадения в главную реку?

А как определить где какой: кто попробует сформулировать правило для определения правого и левого притока?

Вновь обращаемся к карте атласа:

1. Каким притоком у Волги является река Кама?

2. Каким притоком у Оби является Иртыш?

Впадением реки в другую.

Приток.

Главная река.

Работают с картой атласа.

Левыми и правыми.

Правило определения правого и левого притока:

1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

2. Если река впадает справа – это правый приток.

3. Если река впадает слева – это левый приток.

Работают с картой атласа.

Левым.

Правым.

07:40

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный.

Наглядный: работа с картой атласа.

Главная река со всеми её притоками образует речную систему.

Территория, с площади которой вся вода стекает в одну реку, называется бассейном реки. Свой бассейн имеет каждая река, даже самая маленькая. Самый большой речной бассейн у реки Амазонки – чуть уступает площади материка Австралии.

Как Вы думаете, каким образом провели границы между соседними бассейнами рек?

Эта граница называется водораздел. Кто попробует научиться проводить на карте водоразделы рек?

Все согласны с проведённой границей?

Слушают учителя.

По самым высоким участкам рельефа.

Выполняет задание на электронной карте.

Личностные: самоорганизация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, обобщение, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах, выявление причин, преобразование информации из одного вида в другой.

Регулятивные: планирование, саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, коррекция, выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, приведение аргументов.

09:20

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесные: рассказы описательный и объяснительный.

Практический: практическая работа.

Давайте составим и заполним ещё один кластер причинно-следственных связей. На реки оказывают непосредственное влияние два компонента ландшафта. Кто сможет их назвать?

Какие характеристики реки будут зависеть от рельефа местности, по которой она протекает?

А что у реки будет зависеть от климата? Затрудняетесь ответить? Тогда задаю наводящий вопрос: Почему всемирно известный климатолог Александр Иванович Воейков, называл реки продуктом климата?

Абсолютно верно. Колебание уровня воды в реке называется режимом реки.

Ребята, а почему в разные сезоны года различный уровень воды в реке?

Итак, кластер причинно-следственных связей готов.

Климат и рельеф.

Направление и характер течения.

Климат влияет на количество воды в реке – в разное время года различный уровень воды.

Разные способы питания реки.

11:30

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесные: рассказ описательный, беседа эвристическая.

Практический: практическая работа.

Теперь предлагаю Вам поработать в группах. Используя текст учебника на с. 89 – 92 дайте характеристику особенностям рек.

Первая группа охарактеризует питание рек, вторая группа – режим рек, и третья группа – характер течения рек. Время на выполнения задания – 1,5 минуты и за это время Вы должны подготовить эксперта от группы по изучаемой Вами проблеме.

Работают в группах с текстом учебника.

13:00

1) Объяснительно-иллюстративный, исследовательский;

2) Словесный: рассказ инструктирующий.

Наглядный: работа с текстом учебника.

Практический: практическая работа.

Итак, время истекло. Приступаем к заслушиванию получившихся у Вас результатов.

Первая группа знакомилась с типами питания рек. Откуда реки могут получать воду: какие бывают типы питания рек?

Обратимся к ребятам из других групп. Вам только что назвали типы питания рек. Как Вы думаете, какие виды будут характерны нашей Свияге?

Все согласны?

Если сказать одним словом, то Свияге будет характерен смешанный тип питания. Большинству рек будет характерен именно смешанный тип питания. Как Вы думаете, почему?

Снеговое, дождевое, подземное и ледниковое.

Снеговое, дождевое и подземное.

На Земле нет таких условий, чтобы реки получали воду только из какого-то одного источника.

15:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесный: беседа эвристическая.

Вторая группа – это специалисты по режимам рек. Что мы знаем из жизненного опыта, как меняется Свияга в жаркое и засушливое лето?

Как называется это состояние реки?

Верно, запишите в тетрадях: «Межень – это самый низкий уровень воды в реке».

Вопрос, ребятам из других групп: В какие сезоны года бывает межень?

Почему ещё бывает и зимой?

К сегодняшнему занятию у [ученика] было специальное задание. Давайте послушаем, что подготовил Ваш одноклассник.

«…Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой».

Спасибо. Вы, безусловно, догадались, что это отрывок из стихотворения Николая Александровича Некрасова. Как оно называется?

Какое событие в нём описывается?

Что оно из себя представляет?

Эксперты из второй группы, правильный ли ответ дали ваши одноклассники?

В какой сезон года бывает половодье? Кто внимательно слушал стихотворение?

Почему именно весной?

Это явление ежегодное или не ежегодное?

Запишем определение «половодье» себе в тетради. Эксперты, продиктуйте классу определение.

Вторая группа, сколько режимов рек вы нашли?

Как называется последний режим реки?

В какой сезон года бывают паводки?

Вопрос всему классу: Что является причиной паводков?

Паводки – это ежегодное явление?

Почему?

Зафиксируем определение у себя в тетрадях. Кто-нибудь из второй группы, продиктуйте его.

Глубина становится меньше, река – уже, появляются песчаные островки посреди реки.

Межень.

Летом и зимой.

В холодный сезон года часть поверхностного слоя воды ушла на образование льда на реке и из всех источников питания, река подпитывается только подземными источниками.

Рассказывает стихотворение.

«Дедушка Мазай и зайцы».

Половодье.

Выход воды из берегов, увеличение количества воды в реке.

Весной.

Тает лёд и снег, и все талые воды стекают в реку.

Ежегодное: случается каждый год примерно в одно и то же время.

Записывают под диктовку: «Половодье – это ежегодный подъём уровня воды в реке весной из-за обильного снеготаяния».

3.

Паводок.

Осенью, реже летом и весной.

Обильные проливные дожди.

Нет.

Зависит от количества осадков. Год может быть засушливым, а может быть дождливым.

Записывают под диктовку: «Паводок – это непрогнозируемый подъём уровня воды в реке из-за обильных дождей».

16:10

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесный: беседа эвристическая

Физкультминутка.

   

20:10

Обратите внимание на экран. Здесь представлены 2 реки. Чем они отличаются?

Эксперты из третьей группы, верны ли предположения Ваших одноклассников? Как мы назовём эти реки?

Одна течёт по равнине, другая – как видно по большим камням и скалам, среди гор.

Равнинные и горные.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, обобщение, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах, выявление причин, преобразование информации из одного вида в другой.

Регулятивные: планирование, мобилизация сил и энергии, саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, приведение аргументов.

21:30

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесный: беседа эвристическая.

Очень часто на реках могут встречаться пороги и водопады. Третья группа, объясните нам: как образуются пороги?

Посмотрите на слайд: какой красивый пейзаж образуют пороги: вода бурлит вокруг них, пенится, образует водовороты, высоко вверх летят брызги, в солнечные дни появляется радуга… Однако не смотря на всю красоту, пороги бывают опасны. Как вы думаете чем?

Теперь, как образуются водопады?

Самые знаменитые водопады мира – это водопад Анхель и Ниагарский. Найдите их на карте. На каком материке находится водопад Анхель? В бассейне какой реки? Это самый высокий водопад на Земле – 1054 м. Он был открыт в 1933 г. американским лётчиком Джеймсом Эйнджелом. В 2009 году водопад был переименован в Керепакупаи Меру, что на языке местных индейцев значит «водопад глубочайшего места».

Другой знаменитый водопад – Ниагарский. На каком материке он находится? На какой реке? Его высота всего 53 метра, но он имеет другой рекорд. Догадайтесь, какой?

Его ширина 792 метра. Этот водопад не стоит на месте, а постепенно отступает вверх по течение реки со скоростью 1 м в год. Когда ступень достигнет озера Эри, из которого вытекает река Ниагара, водопад полностью исчезнет и произойдет спуск воды из озера.

В русле реки чередуются твёрдые и мягкие горные породы. Постепенно река размывает мягкие, а трудно размываемые породы остаются, образуя пороги.

Затрудняют судоходство на реках.

В русле реки также чередуются твёрдые и мягкие породы, река вымывает мягкие породы и образуется высокая степень, с которой падает вниз река.

Слушают учителя.

Южная Америка. Ориноко.

Северная Америка. Ниагара.

Самый широкий водопад мира.

22:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесные: беседа эвристическая, рассказ описательный.

Наглядный: работа с картой атласа.

И последний вопрос, на который нам с Вами сегодня осталось ответить: как человек использует реки?

Очень хорошо, что Вы сказали человек использует реки для вдохновения. Прослушайте отрывок из произведения Иоганна Штрауса «Над водами голубого Дуная».

Скажите, пожалуйста, какие образы Вы представляете себе слушая это произведение?

Какие замечательные образы Вам рисует произведение Иоганна Штрауса.

На сегодняшний день, ребята, главным богатством страны являются не минеральные ресурсы, не климатические особенности, не плодородие почв… На сегодняшний день главное богатство страны – это богатство пресной и чистой водой, а для человека это крайне важно, вода нужна нам каждый день. Я хочу пожелать, чтобы вы относились к природе бережно и воспринимали это не как свою обязанность, а как необходимость. Бережное отношение к природе должно стать для Вас образом жизни. И тогда, приезжая отдыхать на реки, мы с вами перестанем натыкаться на груды мусора, оставленные другими отдыхающими; тогда уйдут в прошлое те масляные пятна на воде от мытья автомобилей; и тогда, уважаемый 6-ой класс, любая река для нас станет прежним прекрасным украшением Природы.

Предположения учащихся:

-бытовые и хозяйственные нужды;

-орошение земель;

-выработка электроэнергии;

-судоходство и транспортировка грузов;

-рыбное хозяйство;

-туризм, спорт и отдых;

-для вдохновения.

Слушают аудиокомпозицию.

Ответы учащихся.

Слушают учителя.

23:50

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

IV. Самостоятельное применение знаний (первичное закрепление).

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Обратите внимание на рисунок на слайде. Внимательно рассмотрите его.

Укажите направление течения реки.

Назовите номера всех истоков.

Назовите номера всех устьев.

Назовите номера правых притоков.

Назовите номера левых притоков.

Под каким номером обозначен водораздел?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации.

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, коррекция, осознание конечного результата.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

26:30

1) Репродуктивный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

Практический: самостоятельная работа.

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Давайте сделаем вывод по уроку:

Что мы с Вами сегодня узнали?

Чему научились на уроке?

Что показалось интересным?

Какие трудности испытали?

Что хотели бы узнать ещё?

Поднимите руки, кто остался доволен своей работой на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия деятельности.

Регулятивные: саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, осознание конечного результата.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

27:10

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

Задание на дом

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

§23, устно разобрать вопросы после параграфа, записи в тетради, выучить основные определения темы.

На контурной карте (с. 6) подписать реки, указанные в тексте параграфа. Красным карандашом обведите границы бассейнов этих рек.

Остальное домашнее задание на слайде:

Повышенный уровень: Описать реки Волгу, Нил и Амазонку по типовому плану в учебнике.

Высокий уровень: Составить фотоколлаж «Водопады мира», используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу.

По желанию: Составить кроссворд «Реки России».

Вопросы по домашнему заданию есть?

Урок закончен, спасибо за урок. До свидания.

   

28:20

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: рассказ инструктирующий.

Литература

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

Рабочая программа основного общего образования по географии 5 – 9 классы / И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 2012. 89 с.

География. Начальный курс. 6 кл.: учебник. ФГОС / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. М.: Вертикаль, 2014. 159 с.

Карташёва Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г. 98 с.

География. Начальный курс: методическое пособие / А.П. Кузнецов. М.: Дрофа, 2010. 145 с.

Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2012. 102 с.

Нагорная И.И. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. Волгоград: Учитель, 2005. 168 с.

Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2014. 133 с.

Душина И.В.Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. С комплектом контурных карт и заданиями к ГИА. ФГОС, 2014 г. 36 с.

Шатных А.В. Рабочая тетрадь. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2010. 78 с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. М.: ВАКО, 2007. 174 с.

Касаткина Н.А. География. 6 – 8 классы. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград: Учитель, 2005. 279 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии. М.: Просвещение, 2005. 75 с.

Дмитриева Л.М. Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс), 6 класс. М.: Дрофа, 2007. 136 с.

Летягин А.А. Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2008. 177 с.

Кузнецов А.П. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2010. 103 с.

Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки: 6-7 кл. Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. 91 с.

Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 кл. М.: Эксмо, 2008. 268 с.

Интернет-ресурсы

http: // www.gao.spb.ru/russian

http: // www.fmm.ru

http: // www.mchs.gov.ru

http: // www.national-geographic.ru

http: // www.nature.com

http: // www.ocean.ru

http: // www.pogoda.ru

http: // www.sgm.ru/rus

http: // www.unknowplanet.ru

http: // www.weather.com

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.