Урок географии «Океания» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 26 January 2016

География 7  класс

Урок № 31

Тема урока:  Океания

 

Дата проведения…………….

 

Цели урока

Образовательные: Сформировать представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.

Развивающие: Развивать умение работать с различными географическими  источниками: картами, текстом учебника, развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать

 Воспитательные: Способствовать формированию экологического мировоззрения.

Оборудование:  физическая и политическая карта Океании,  кораллы, коралловые бусы, компьютер,  мультимедийный проектор.

Методы ведения урока: репродуктивный, практический.

Формы ведения урока: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Тип урока. Изучение нового материала, с элементами интеграции (география +биология)

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Изучение нового материала.

2.1. Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Океания». Слайд 1.  Помимо шести континентов, в водах Мирового океана разбросано множество островов. Природа их необычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами не встречающимися больше не в одной части света. Океанию населяют папуасы, таитянцы, гавайцы и ряд других народностей. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее даже в особую  часть света. Слайд 2-4. Что же такое Океания?

На сегодняшнем уроке мы  ответим на этот вопрос.  Слайд 5-6.

 

2.2. Географическое положение.

 Океания - это самое крупное скопление островов, находящихся в центральной и западной частях Тихого океана.  Слайд 7. Большая часть островов сгруппирована в архипелаги.

Давайте вспомним, что называют архипелагом? (Архипелаг  — группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение). Слайд 8-9

Океания разделяется на три географические области, в основе деления лежат культурно-географические признаки:  общность происхождения, язык, культура и обычаи народов, заселяющих каждую область. Рис. 57 учебника стр. 156.

В процессе изучения нового материала каждый ряд будет работать со своей географической областью:

1 ряд Микронезия                       2 ряд Меланезия                  3 ряд Полинезия

 

Задание 1. Перечислите и покажите на физической карте отдельные острова и архипелаги, входящие в состав каждой области. Проверка, острова и архипелаги называются и показываются на карте. Ответы могут быть следующие:

Микронезия (острова - о. Гуам; архипелаги - Каролинские о-ва, Маршаловы о-ва, Марианские острова, о-ва Гилберта, о-ва Эллис)

Меланезия (острова - Новая Гвинея, Новая Каледония; архипелаги - Соломоновы о-ва, Новые Гебриды, о-ва Фиджи)

Полинезия (острова - о. Пасхи, о-ва Туамоту, о-ва Кука, о-ва Самоа, о-ва Тонга, Маркизские о-ва, о-ва Новая Зеландия, Гавайские о-ва)

 

2.3. История открытия и исследования.

Европейцам Океания стала известна в 16 веке со времени первого кругосветного плавания Ф. Магеллана. Слайд 10-11

Большой вклад в изучение природы и населения внес Н.Н. Миклухо-Маклай. «20 сентября 1871 года Н.Н. Миклухо-Маклай на судне «Витязь» прибыл на о. Новая Гвинея. Недружелюбно встретили его туземцы. Но путешественник не растерялся. Желая показать папуасам свои мирные намерения, он расстилает на земле циновку и среди вооруженных людей…ложится спать.. За 15 месяцев своего пребывания на Новой Гвинее, Миклухо-Маклай собрал богатейший материал о природных условиях, климате, растительном и животном мире этого острова.» (С.П. Толстой; Н.Н. Миклухо-Маклай, Жизнь Замечательных Людей). Слайд12.  Он не только изучал обычаи и уклад жизни коренных жителей о. Новая Гвинея, но и оставил интересные описания берегов тропического моря. О вкладе наших соотечественников в изучение Океании свидетельствуют русские имена на карте: берег Маклая, острова Кутузова, Суворова, Лисянского. Слайд 13

И в наши дни российские научные экспедиции  продолжают изучать природу островов Океании. Слайд 14.

 

2.4. Происхождение островов.

Большинство островов Океании относятся к вулканическим и коралловым. Есть острова, расположенные на вершинах подводных хребтов, есть материковые острова. Острова в западной части Океании лежат в области островных дуг, на границе литосферных плит. (Объяснение с использованием тектонической и физической карты). Слайд 15-16

Материковые острова находятся на подводном основании материка в пределах материкового шельфа. На картах материковый шельф отмечен светло-голубым, белым цветом.

Коралловые острова находятся в тропических широтах, где температура воды не ниже 20 °C. На карте имеются условные обозначения «коралловые рифы», в районах скопления и активного роста кораллов.

Индивидуальное сообщение учащегося о строении коралла, по плану (4 мин):

1.    Условия обитания кораллов

2.    Внешнее строение

3.    Двухслойное строение тела

4.    Скелет полипа

5.    Коралловый риф

6.    Атолл

Вулканические острова находятся на границах литосферных плит, в районах сейсмической активности. Определить вулканический остров можно сопоставив две карты - физическую и карту строения земной коры.

 Задание 2, приведите примеры коралловых, вулканических, материковых островов. Подсказка - слайд-16

Работа проверяется, каждый остров или архипелаг показывается на карте. Пример:

Микронезия

Миланезия

Полинезия

Каролинские острова - вулканические,  коралловые острова

Маршалловы острова - коралловые о-ва

О. Новая Гвинея - материковый остров

Соломоновы острова - вулканические острова

Туамоту - коралловые острова

Тонга - вулканические и коралловые острова

 

2.5. слайд 17.  Климат Океании.

 Задание 3. Откройте учебник на странице 156, прочитайте последний абзац текста и ответьте на следующие вопросы:

 Что вы можете сказать о среднегодовой температуре Океании?

 Какое влияние на климат Океании оказывают пассаты?

Как возникают ураганные ветры на островах Океании?   (стр. 156-ответы на вопросы). Обсуждение ответов.

 

2.6.  Растительный и животный мир.

Изолированность островов сильнее всего отразилась на их органическом мире, который очень своеобразен. Беднее прочих жизнь на небольших и сравнительно молодых по возрасту коралловых островах. Здесь сказывается недостаток пресной воды, почвенный покров развит слабо. Природные комплексы атоллов наиболее тесно связаны с океаном. Слайд18-20

Природные комплексы вулканических островов иные. Наиболее типичными являются Гавайские острова, вытянутые на 2500 км и включающие 24 острова, шесть из которых наиболее крупные. Один из них образует пять слившихся между собой вулканов, два из которых продолжают активно действовать. Это так называемые щитовые вулканы с пологими склонами, с огромными плоскодонными кратерами. Слайд 21. Природные комплексы материковых островов особенно разнообразны, на этих островах есть как высокие горы, так и низменные равнины. Слайд 22. Своеобразна природа Новой Зеландии, состоящей из двух крупных островов - Северного и Южного - и ряда мелких. Новая Зеландия знаменита своими гейзерами, ледниками, часть из которых спускается прямо к океану, а так же представителями редких видов растительного и животного мира.

 

2.7. Население

 Океания была заселена людьми из Юго-Восточной Азии (слайд 24-29).

 

2.8. Политическая карта. Слайд 30.

 Выполните задание 5. Нанесение на к/к.

 

2.9.Экологические проблемы.

 Природа Океании очень уязвима. Она быстро изменяется под влиянием деятельности человека. Вырублены ценные породы, загрязнены прибрежные воды многих островов. На некоторых атоллах происходило испытание атомного оружия, в результате чего часть атоллов была уничтожена, до неузнаваемости изменилась природа других атоллов. Такое варварское отношение к нашей планете не допустимо  мы с вами и все остальные жители нашей планеты должны понимать это!!

Задание 6 .  Слайд 31-32

 Атолл Молден координаты     4° ю.ш.54° з.д.

Атолл Фангатау    15° ю.ш.140° з.д

Атолл Эниветок    11° c.ш. 162° в.д.

 

3.0.  Вот мы и познакомились с Океанией, с ее голубыми просторами и безоблачным небом и необыкновенной природой! Надеюсь, вам было интересно!

 

4.0. Домашнее задание параграф 39. стр. 154-159. слайд 33

Комментарии
Комментариев пока нет.