Разработка урока по ОБЖ «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа.
Разработка урока по ОБЖ
«Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»
Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Изучить правила пожарной безопасности в лесу. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится различать объекты природы; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мир, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы: получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)( 1 слайд)
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы трудиться,
Ведь задания не легки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Актуализация знаний
Учитель: Кто назовет тему прошлого урока?
Ученик: Тема прошлого урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».
Учитель: Да, действительно, на прошлом уроке мы начали изучать очень важную для нас тему 1 пожары 2010 г диск (Слайд 2).
Учитель: 1.Как вы считаете, почему эта тема для нас имеет большое значение?
2.Какие последствия пожаров вы знаете?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
Тестирование учащихся. Задание выдается на листках. (Приложение 1)
- проверка ответов (Слайд 3), (Приложение 2), выставление оценок.
2.Проверка знания видов пожаров (Слайды 4-8)
Учитель: Какие виды пожаров показаны на доске?
Учитель: Кто в основном виноват в возникновении пожаров? (Слайд 9-10)
Каким образом, на ваш взгляд, можно избежать этих бедствий?
Чем опасны лесные пожары?
Задание: по словам, расположенным в беспорядке необходимо составить правильную фразу. Слова: тушить, предупредить, легче, пожар, чем. (Слайд 11).
Фраза: Пожар легче предупредить, чем тушить.
III. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка цели.
- Я вам прочитаю сказку, а вы назовете тему.
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: – Слушай, человек, давай меряться силой. Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: – Не туши меня, верой и правдой буду служить тебе. Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
Так же я предлагаю вам перечислить известные вам способы тушения пожаров.
А так же посмотреть видеозапись, о чем в ней идет речь?!
(просмотр видеозаписи).
Формулируем тему урока
Учитель:
Итак, тема нашего урока: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения (Слайд 12).
Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Изучить правила пожарной безопасности в лесу. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.
Изучаемые вопросы на доске (Слайд 12)
1. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.
2.Система охраны леса.
3.Правила поведения при пожаре в лесу.
Учитель: Как вы думаете, ребята, в каких местах в лесу наиболее часто возникают пожары? (Учащиеся отвечают на вопрос после чего на доске появляется (Слайд 13)
Давайте попробуем разработать правила пожарной безопасности в лесу.
Что на ваш взгляд запрещается делать в лесу во избежание пожара?
(Учащиеся отвечают на вопрос после чего на доске появляется (Слайд 14)
Бывая в походах, вы часто пользуетесь костром. Давайте познакомимся по учебнику с правилами разведения костра, ухода за ним.
(Учащиеся работают с учебником )
Какие правила вы усвоили?
( После ответов появляются (Слайды 15-19)
Учитель: Почему нельзя оставлять не потушенным костер, даже когда он только слегка дымится?
(Учащиеся отвечают)
Да, действительно, не потушенный костер -это одна из причин очень крупных пожаров, когда без помощи профессиональных пожарных уже не обойтись.
Учитель:Назовите последствия лесных и торфяных пожаров? (слайд 20-22)
В нашей стране существует система охраны леса. Познакомимся с основными элементами этой системы (Слайд 23)
Доминирующая роль принадлежит авиационной охране лесов:
Это самолеты (Слайд 24) и вертолеты (Слайд 25).
Наземная охрана лесов осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек.
Мероприятия при угрозе пожара, проводимые в населенных пунктах (Слайд 26), одно из мероприятий изображено на следующем слайде. (Слайд 27)
Кроме этого проводятся заблаговременные мероприятия (Слайд 28)
Правила поведения при пожаре в лесу
Как и чем можно потушить начавшийся пожар? (Записать) (Слайды 29,30)
Как выходить из зоны пожара? (записать) (Слайд 31, 32)
Что необходимо делать при приближении пожара к населенному пункту? (Слайд 33)
Памятка (слайд 34)
IV. Закрепление знаний (5 мин.)
Игра : «разрешается» - «запрещается» (Приложение 3)
(Учащиеся поднимают зеленые карточки, если «разрешается» и красные карточки , если «запрещается»
V. Подведение итогов урока (5 мин.)
-Выставляются оценки учащимся
-Записывается Домашнее задание: (Слайд 35) (1 мин) Творческие задания: 1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара; 2) подобрать материал о лесных пожарах Иркутской области.
-Слова, обращенные к учащимся, как информация к размышлению и одновременно показывается фрагмент из видеофильма (Слайд 34):
«Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь...
(Слайд 35)Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг - уберечь этот живой и прекрасный мир от смертоносного огня!»