12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пискова Елена Ильинична64

Урок ОРКСЭ по теме «Защита Отечества»

Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости, развитие и углубление понимания детьми того, что такое справедливая война.

Задачи урока:

помочь учащимся понять, какова христианская точка зрения на справедливую (оборонительную) войну;

познакомить с именами святых защитников Родины;

организовать диалогическое взаимодействие на уроке;

создать условия для нравственного развития детей.


Ожидаемые результаты:

обучающиеся узнают, когда гнев бывает напрасным, а когда уместным, что войны бывают справедливыми (оборонительными);

узнают, какие поступки недопустимы даже на войне;

узнают о святых защитниках Родины.


Задачи:

личностные

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

     - прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;

     - воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Сергия Радонежского,  

      Дмитрия Донского, Пересвета.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметные

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Тип урока: открытие новых знаний

Новые понятия: Отечество, патриот, справедливая (оборонительная) война, святые защитники, праведный гнев.

Основные идеи урока:

Христианское учение о нравственности об уместном и напрасном гневе.

Защита Отечества от захватчика – задача каждого гражданина независимо от национальности.

Справедливая война – война «за алтари и очаги», война оборонительная.

По окончании войны вступают в силу законы милосердия.


Оборудование: учебник «Основы православной культуры», автор: А.В.Кураев, презентация.


Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые

УУД

1

Организационный момент.

Ученики приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам видеоряд, который поможет ее определить.

Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами.

2

Актуализация определение темы урока, постановка цели и задач урока.

1. Просмотр предложенного видеоряда.







2. Ответы учащихся:

а) На фотографиях воины Руси и солдаты России.

б) Бой воинов, войско перед боем, благословение перед сражением, преклонение перед знаменем.

в) Россия. Воины в разные эпохи Родины. Их объединяет защита нашей страны, российской территории.


3. «Защита Отечества»


1. Демонстрация видеоряда: верхний ряд – благословление Д.Донского перед битвой, войско Д.Донского,

средний ряд - поединок Пересвета с Челубеем, пограничники на службе, нижний ряд – преклонение перед знаменем, пограничный столб.


2. Беседа по предложенному видеоряду:

а) Кто изображен на фотографиях?


б) Какой момент запечатлен на данных фото?



в) Что же объединяет все эти фотографии?





3. Сформулируйте тему урока.


Коммуникативные УУД : ученики учатся отвечать на вопросы; учатся вести диалог; работать в парах

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


3

Определение проблемы урока.

1. Учащиеся объясняют значение слова «защита» , подбирая однокоренные слова:

а) «защищать, щит, находиться «за щитом»


б) Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия.



в) Находиться за щитом - укрываться или защищаться от нанесения удара мечом, другим предметом.


2. За щитом мог быть Александр Невский, Дмитрий Донской и другие воины-защитники, которые оборонялись щитом и мечом.

3. Каждая пара учащихся получает по два вопроса, их читают и во время просмотра видеофрагмента находят ответы на свои вопросы. После просмотра рассуждают в паре над поставленными вопросами.


1) Сергий Радонежский объясняет Пересвету взять оружие и защитить страну от ига.




2) Пересвет ушел от Д.Донского и стал монахом, а князю Д.Донскому нужна помощь храбрых воинов. Пересвет не желал брать вновь оружие, но защитить Родину – долг православного человека.


3) Сергий Радонежский говорит о том, что надо взять в руки оружие и защитить своих близких.





4) Оружие – меч, нож, железо.


5) Сергий Радонежский повышает голос для того, чтобы Пересвет не сомневался, а как сильный и смелый воин, защищенный Богом и молитвами, должен пожертвовать собой ради спасения ближнего.


6) Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг по Любви к Родине, не думая о том, что жизнь твоя на этом может и закончится.



4. Учащиеся читают разговор Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.









Ответ на вопрос:

Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому, чтобы он благословил его на битву с Ордой. Он попросил двух монахов - бывших воинов отпустить с ним на битву с Мамаем, т.к. понимал, что укрепленные духом воины на боле боя становятся еще сильнее.






5. Учащиеся, обсудив и приняв решение, отвечают:


Защитник Отечества должен быть мужественным, справедливым, уважающим рядом находящихся людей, любящий свою Родину, дом, семью.




6. Дети знакомятся с фото главного священника ВДВ, «Десантного батюшки», протоиерея Михаила Васильева.

1. Что такое Родина мы с вами уже говорили – это Отчизна, Отечество.

Давайте разберем


а) смысл слова «защита»; подберем однокоренные слова:


б) Что такое «щит»?

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит представляет собой плоскую или выгнутую поверхность, сделанную из булата.

в) Что значит «находиться за щитом»?





2. При масштабной, глобальной защите Отечества, кто мог быть за этим щитом?





3. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент: разговор двух героев. Один из них Сергий Радонежский.

(Фрагмент: разговор Сергия Радонежского и Пересвета)

Перед началом предлагаю вам прочитать вопросы, ответы на которые вы сможете узнать при внимательном просмотре видеофрагмента:

1) О чём Сергий Радонежский ведет разговор с Пересветом?

(Ответ: Сергий Радонежский говорит о защите родных от врагов, о том, что «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя», размышляет)

2) Перед каким выбором оказался Пересвет?

(Ответ: Пересвет ушел в монастырь в надежде больше никогда не брать в руки оружие, но понимает, что сражение будет тяжелое, т.к. князь Дмитрий Донской другого выхода уже не находит, и у него, у Пересвета, долг – защитить землю русскую)

3) О чем размышляет Сергий Радонежский?

(Ответ: дает напутствие Пересвету: когда враг угрожает тебе лично, ты можешь стерпеть, но если смерть угрожает нашим близким, то долг твой – в руки взять оружие и защитить.)

4) Какие синонимы к слову «оружие» вы услышали в этом фрагменте?

(Ответ: меч, железо, нож)

5) Почему меняется интонация Сергия Радонежского?

(Ответ: Его напутствие Пересвету перешло в призыв: Взять в руки оружие! Пересвет страдает и стоит на перепутье, а преподобный Сергий дает некий толчок, для этого голосом указывает, что надо защитить Родину, т.к. князь собирает лучших воинов, другого выхода больше нет.)

6) Как вы объясните слова Сергия Радонежского: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя»?

(Ответ: Любовь к Богу, любовь к близким помогает отдать свою жизнь за родных, друзей не задумываясь о своей собственной жизни.)



4. Перед боем Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому. У вас на столах текст разговора, который состоялся между С.Радонежским и Д.Донским. Двое ваших одноклассников покажут нам инсценировку данной встречи, а вы

подумайте, зачем Д.Донской приехал к преподобному Сергию Радонежскому?



Преподобный Сергий: Отдай Мамаю и злато и серебро, и по смирению твоему Бог не попустит им одолеть нас.

Великий Князь: Все это я уже сделал, отче. Да Мамай полки к Дону двинул!

Преподобный Сергий: Тогда ожидает гордеца гибель, а тебе, Князь, помощь, милость и слава от Господа.

Великий КнязьДай мне из своего полка двух воинов: Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябя, и ты с нами, отче, вместе поборешься.

Преподобный Сергий: Иди, не бойся. Бог тебе поможет. (Наклоняется и шепчет на ухо) Победишь врагов твоих.


5. Сейчас мы с вами вернемся к моменту нашего урока, когда говорили о защите. Давайте выберем те слова, которые помогут понять, какой защитник нужен нашему Отечеству.

мужественный справедливый

злобный уважение

гордый жестокий

родина дом эгоист

любовь семья лень


Обоснуйте свои высказывания.

6. К сожалению, войны не прекращаются и в наше время, наше Отечество не только в давние времена, но и сейчас нуждается в верных защитниках. Достойными продолжателями дела святых защитников становятся не только профессиональные военные, но и священники. С одним из них вы можете познакомиться сегодня на уроке. Мужественный, отважный святой отец всегда был первым, образцом для подражания, никогда не прячущимся за спины солдатом.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

владение монологической формой речи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

















































Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы


4

Рефлексия.

Учащиеся определяют свое понимание темы, выбирают лист определенного цвета.

В конце урока предлагаю учащимся высказать свое понимание темы урока, мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиям справился самостоятельно»

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»

Красный цвет – «Помогите! Мне требуется помощь!»

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

5

Домашнее задание.



Я предлагаю вам выполнить дома:

Найти в литературе, газете, журнале,

в Интернете сообщение о человеке,

который спасал человека или людей, не

думая в данный момент о себе.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.