План - конспект урока по теме: «Заповеди» (ОРКСЭ, 4 класс)
План - конспект
урока по теме:
«Заповеди»
(4 класс)
Буримова С.Н.
МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри им. С.С.Каримовой»
2023г.
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса «Модуль « Основы православной культуры»
Цель: Дать представление о понятии «заповеди», о том сколько заповедей было дано людям, чему они учат; обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.
Задачи:
1. Объяснить каким образом заповеди попали к людям, каково их назначение, в чем их смысл.
2.Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
3. Сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали.
Пояснительная записка
Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс. – М., «Просвещение», 2017. Урок актуален, так как знакомит детей с особенностями «заповедей», о том сколько заповедей было дано людям, убедиться с существованием традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Помогает понять, что заповеди актуальны в наше время и их надо соблюдать.
МОУ Гимназия №1 г.Нерюнгри им.С.С. Каримовой
Буримова С.Н., учитель начальных классов
«Заповеди»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «Основы православной культуры»
4 КЛАСС
Организационная информация | ||
1.1 | Название предметного модуля Название раздела | ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» |
1.2 | Автор УМК | |
Методическая информация | ||
1. | Тема урока | «Заповеди» |
2. | Тип урока | урок формирования новых знаний. |
3. | Место урока | Темы предыдущих уроков – «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние» логично продолжается и развивается в данном уроке. Уроком «Заповеди» продолжается обзор основных видов православия, рассматриваются образцы поведения православных людей. На следующем уроке учащиеся устанавливают взаимосвязь между милосердием и состраданием. |
4. | Основные понятия | Заповедь, скрижали, скиния. |
5. | Актуальность урока | Урок актуален, так как знакомит детей с особенностями заповедей, с православными традициями заповедей. Помогает понять, что заповеди нужно соблюдать и в наше время. |
6. | Методы и приемы реализации содержания урока | работа с учебником, групповая работа, практическая деятельность, работа с иллюстративным материалом, приемы технологии развития критического мышления, ИКТ |
7. | Возраст обучающихся: | 4 класс (10 лет), ученик с ОВЗ (надомное обучение) |
8. | Целевые ориентиры: | формирование представления о заповедях и их значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу |
8.1 | Целевой ориентир на личностный результат: | Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать правили соблюдения заповедей |
8.2 | Целевой ориентир на метапредметный результат: | Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; Работать по плану, сверять свои действия с целью; Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание. |
8.3 | Целевой ориентир на предметный результат: | Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета. |
9. Планируемые результаты: | ||
9.1 | Личностный результат | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
9.2 | Метапредметный результат | умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы; строить речевое высказывание, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника, принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку |
9.3 | Предметный результат | иметь представление о заповедях, знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни, понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества осознавать ценности человеческой жизни |
10. | Методы работы на уроке | проблемно – поисковый, словесный |
11. | Формы организации познавательной деятельности | беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация, иллюстрации учебника, оформление классной доски), самостоятельная работа по парным заданием. |
12. | Межпредметные связи на уроке | литературное чтение, окружающий мир, история, обществознание |
13 | Материально-техническое оснащение | учебное пособие А. Кураева «Основы православной культуры», ИКТ (презентация PP), музыкальное сопровождение. |
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Форма деятельности | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. Орг. момент. Установка на работу. Мотивация. | 1 мин. | - Добрый день, дорогие мои ученики и гости. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с китайской пословицы, которая гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствуют учителя. Проверяют наличие всего необходимого для урока. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на приветствие учителя. |
2. Проверка домашнего задания | 4 мин | -На прошлом уроке мы говорили с вами о совести и раскаянии. Вывод: -Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро. Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь. | Выступление учеников | Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».
| Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | 5мин. | Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь. Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути. Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо. - Назовите общим словом то, что помогает людям дружно жить в семье, коллективе, правильно вести себя на дороге, в общественных местах? - Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок. Для учащихся школ тоже существуют правила. -Какие правила школьников вы выполняете? - А что же существует, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях? Вы узнаете, разгадав этот ребус. -Подберите однокоренные слова к слову ЗАПОВЕДЬ. Опережающий вопрос: - Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами? Сделайте вывод. -Тема нашего урока «Заповеди». Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. - Как вы понимаете смысл слова «заповедь»? Слайд 2.Определение слова «заповедь». Попробуем сформулировать задачи, которые мы поставим перед собой на уроке. Итак , задачи нашего урока: - познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди; -выяснить значение заповедей; -подумать: легко ли соблюдать заповеди? -подумать : нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они? | Устный опрос учащихся | Участвуют в диалоге. (правила, законы и традиции) Варианты ответов детей: «Заповедник – это место, животные находятся под охраной, их запрещено истреблять, так как их осталось очень мало»
Находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова. Выясняют значение слова. В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем: «1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь. 2. Изречение, содержащее религиозно- нравственное предписание». Формулируют задачи урока. Формулируют тему урока | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: планирование; прогнозирование. Познавательные: поиск и выделение информации; выделение познавательной цели, выдвижение гипотез, создание способов решения проблем. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли. |
4. Открытие новых знаний. Работа над темой урока. 5.Работа над смысловым значением Заповедей. | 3 мин 3 мин | А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди? История возникновения Заповедей. 1 История Моисея из Библии: Бог дал Моисею 10 заповедей.
Давайте подумаем : должны ли мы знать заповеди. И зачем нам они? Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте все заповеди. -Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? Давайте рассмотрим каждую из них.
Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.
| | Формулируют ответы. Читают заповеди. Осмысливают прочитанное. На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей Участвуют в диалоге. Дают ответы на вопросы. | |
6.Первичное закрепление. а. Работа со статьёй учебника. б. Работа в группах. в. Работа с иллюстрацией. 8.Закрепление изученного материала. | 10 мин. 5 мин | Установление осознанности восприятия. Учитель даёт опережающее задание. -Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию. Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений. Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы. - Чему учит нас конкретная заповедь? - Как вы поняли, что означает почитание родителей? Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание? 1. Как вы понимаете выражение, что убить можно и словом? Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами. 2. Как вы поняли новое выражение «не прелюбодействуй»? Это очень важная заповедь :она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. 3. Как вы считает, воровство – страшный грех? Что общего у убийства и воровства? Чему вас всегда учат бабушки, дедушки, родители, учителя? Просмотр фрагмента мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки) 4. Как понять смысл пословицы «Сколько верёвочке не виться, а кончик всегда найдется», «На лжи далеко не уедешь»? Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) https://yandex.ru/video/preview/3984708946439941787 5. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит? Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 59 Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей? Ставит проблемный вопросы: -для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать Какая заповедь изображена на картинах? Соотнеси пословицу и заповедь.
- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? - В чём смысл соблюдения заповедей? - Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни? | Изучение нового материала Индивидуальное задание .В словаре найти значение этих слов. Ученик записывает определение в книгу Работа с учебником (с.58-60) | Читают «Вы узнаете».с.58 Читают текст с.58-60 Осмысливают прочитанные задания. Делятся на группы, работа по парам. Осуществляют работу в парах. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Опережающее задание: учащиеся работают с текстом
ответы на выбор учащихся: -Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны. Да, потому что нравственные законы важны для любого времени. Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше. | Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, сравнения, установления аналогий, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Личностные: бережное отношение к духовным ценностям; наличие мотивации к труду развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, бережное отношение к духовным ценностям Предметные: формирование первоначальных представлений о православной религии, осознание ценности человеческой жизни. |
9.Применение и закрепление обучающимися нового знания | 3 мин | - Мы сегодня многое узнали о заповедях. - Давайте запишем в «Книгу мудрых мыслей». Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. | Практическая работа Запись в книгу | В нашей жизни необходимо: 1. Уважать отца, мать, старших. 2. Не смотреть друг на друга с ненавистью. 3. Не причинять страдания другому. Не воровать. 4. Не предавать, не переступать через любовь 5. Не лгать, не обманывать. 6. Не завидовать. | Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать, услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала. Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание. Предметные: осмыслить роль заповедей в жизни человека |
10.Итог урока | 3 мин. | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Какие заповеди вам были известны? - О каких заповедях вы узнали на этом уроке? - Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем? - Что на уроке было самым интересным? - Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям? с. 58-60, учебника прочитать, ответить на вопросы - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке. | | Ответы детей Люди с разными жизненными трудностями, не знали бы, куда обратиться за помощью, возможно многие из них попали бы в беду, испытывали различные душевные тревоги и т.п. | Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения. |
11.Домашнее задание | 1 мин. | Запишите домашнее задание стр. 60 учебника, ответить на вопросы Заполнить кластер «Заповеди» | | Ученики получают домашнее задание. | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала. Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать, услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала. Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание. Предметные: осмыслить роль заповедей в жизни человека |
12.Рефлексия и оценивание | 1 мин. | -Я хорошо выполнил свою работу на уроке; -Я мог выполнить работу значительно лучше; -Я плохо работал на уроке.
|
| Спросить 2 – 3 детей. | Регулятивные: оценивают результат своей деятельности по предложенному плану. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции. Личностные: бережное отношение к духовным ценностям совей страны, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к изучаемому предмету. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 201. – 95с.: ил.
Журналы «Божий мир»