12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кулыгина Екатерина34
Россия, Хабаровский край, пос.Тырма
1

План урока по русскому языку в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 ТЫРМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 


Бессоюзные сложные предложения со значением причины..
PPTX / 607.29 Кб

План урока

по русскому языку в 9 классе:

«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма

Кулыгина Екатерина Геннадьевна.


Цели урока:

Предметные:

усвоение всеми учащимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

повторение случаев постановки двоеточия и тире в простом предложении;

Личностные:

формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;

развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

Метапредметные:

Формировать умение оценки и самооценки работы

воспитание уважения к уроку и предмету в целом;

воспитание взаимоуважения.

Оборудование урока:

экран,

ноутбук,

проектор,

CD диск или электр носитель с презентацией по теме урока,

индивидуальные карточки с заданием,

тетради,

Учебник “Русский язык. 9 класс” (под ред. Разумовской М.М..) – М., “Просвещение”,2010.

Ход урока

1.Организационный момент.

взаимные приветствия учителя и учащихся;

фиксация отсутствующих;

проверка внешнего состояния классного помещения;

проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

организация внимания.

Постановка общей цели урока

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзными сложными предложениями. Мы будем устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).

ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.

Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?

ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.

Где используются БСП?

ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Сформулируйте, в чём заключалось домашнее задание?

Д\з упр . 215: списать предложения, восстанавливая знаки препинания (точку с запятой, запятую). Объяснить (устно) пунктуацию предложений.

Учитель: Прочитайте только те предложения, в которых вы поставили точку с запятой. Объясните свой выбор

Учитель: Прочитайте из упражнения предложение, которое соответствует схеме (схема записана мелом на доске)

4. Творческое задание ( по упр. 220)

Учитель: Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня.

См. фото на слайде слайд

Учитель: Прочитайте получившиеся предложения.

Учащиеся зачитывают несколько примеров.

Учитель: Оцените (корректно) предложения по критериям:

Верно ли выполнено задание?

Выразительное, красочное, оригинальное или невыразительное….

Какое предложение вы хотели бы записать себе в тетрадь? Почему?

Нет ли речевых ошибок?


 

5. Подготовка класса к восприятию нового материала.

СЛАЙД «Вспомните…»

Учитель: Из параграфа 23 « Понятие БСП» вы узнали, какие знаки препинания используются в БСП. Назовите их.

Учитель: Какие правила использования тире и двоеточия вам уже знакомы?

ОТВЕТ: ранее изучили правила постановки тире и двоеточия после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

Учитель:Но это были простые предложения. Сегодня мы говорим о БСП.

Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их..

Учащиеся формулируют своими словами.

Учитель: Все ли цели назвали, проверим…

Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.

Научиться различать условия употребления запятой, точки с запятой , двоеточия и тире

6.Изучение нового материала. Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал на стр. 136-137.

Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в БСП.

Понаблюдаем за смысловыми отношениями в БСП, в которых поставлены двоеточия.


 

Прочитайте предложения

Определите, какое значение имеет вторая часть БСП

Какой союз можно вставить?

1.Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький)

2. В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой) 3. Пассажиры спешили: до отправления оставалось несколько минут. 4. Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский)

Дополнение

Пояснение

Причина

а именно

как-то

что

как

потому что

так как

7. Практическая работа (закрепление материала). Выберите для себя форму работы.

Работа в паре по карточкам.

Индивидуальная работа по тестам (задания подобные ГИА и ЕГЭ).

Групповая работа: комментированное письмо.

8.Работа в группе. Комментированное письмо.

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес.

2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места

3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.

4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.

Работа по учебнику.

9.Рефлексия.

Учитель: Что нового узнали?

Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.

Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.

Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные.

Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний

Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

10. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить правило,

упражнение 226,

на «5» – задания 1, 2, 3.

Индивидуальное домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.

Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.

Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.

Итоги урока. Отметки учащимся.

Прощание.


 

Использованные методические материалы и интернет-ресурсы

Учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2011.

«Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 9 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004

«РУССКИЙ ЯЗЫК. Поурочные планы по учебнику М.М Разумовской и др. 9 класс» / ФинтисоваО.А. – М.: Издательство Учитель, 2007.

Лилия Аксенова: Русский язык. 9 класс. Диктанты к учебнику М. М. Разумовской и др. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2015 г.

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы - http://0bra.ru/publ/diktanty/9_klass/sbornik_diktantov_po_russkomu_jazyku_8_9_klassy/7-1-0-29

Как сберечь здоровье ребенка от школьных перегрузок - http://www.generation.uz/content/2603

Короткие стихи о весне - http://pesochnizza.ru/english/stihi-o-vesne-english

СМАЙЛИКИ ДЛЯ СТАТУСА В КОНТАКТЕ- http://www.statusyblog.ru/blog/smailiki_dlya_statusa_v_kontakte/2011-09-20-609

Колокольчик - http://www.lesyadraw.ru/raznye/predmety/kak-narisovat-kolokolchik-karandashom-poetapno.html


План урока по русскому языку. Учитель МБОУ СОШ 17. п.Тырма Кулыгина Е.Г.,

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.