План урока по русскому языку в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 ТЫРМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Бессоюзные сложные предложения со значением причины..
PPTX / 607.29 Кб
План урока
по русскому языку в 9 классе:
«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».
Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма
Кулыгина Екатерина Геннадьевна.
Цели урока:
Предметные:
усвоение всеми учащимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
повторение случаев постановки двоеточия и тире в простом предложении;
Личностные:
формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
Метапредметные:
Формировать умение оценки и самооценки работы
воспитание уважения к уроку и предмету в целом;
воспитание взаимоуважения.
Оборудование урока:
экран,
ноутбук,
проектор,
CD диск или электр носитель с презентацией по теме урока,
индивидуальные карточки с заданием,
тетради,
Учебник “Русский язык. 9 класс” (под ред. Разумовской М.М..) – М., “Просвещение”,2010.
Ход урока
1.Организационный момент.
взаимные приветствия учителя и учащихся;
фиксация отсутствующих;
проверка внешнего состояния классного помещения;
проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)
организация внимания.
Постановка общей цели урока
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзными сложными предложениями. Мы будем устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).
ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.
Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?
ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.
Где используются БСП?
ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Сформулируйте, в чём заключалось домашнее задание?
Д\з упр . 215: списать предложения, восстанавливая знаки препинания (точку с запятой, запятую). Объяснить (устно) пунктуацию предложений.
Учитель: Прочитайте только те предложения, в которых вы поставили точку с запятой. Объясните свой выбор
Учитель: Прочитайте из упражнения предложение, которое соответствует схеме (схема записана мелом на доске)
4. Творческое задание ( по упр. 220)
Учитель: Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня.
См. фото на слайде слайд
Учитель: Прочитайте получившиеся предложения.
Учащиеся зачитывают несколько примеров.
Учитель: Оцените (корректно) предложения по критериям:
Верно ли выполнено задание?
Выразительное, красочное, оригинальное или невыразительное….
Какое предложение вы хотели бы записать себе в тетрадь? Почему?
Нет ли речевых ошибок?
5. Подготовка класса к восприятию нового материала.
СЛАЙД «Вспомните…»
Учитель: Из параграфа 23 « Понятие БСП» вы узнали, какие знаки препинания используются в БСП. Назовите их.
Учитель: Какие правила использования тире и двоеточия вам уже знакомы?
ОТВЕТ: ранее изучили правила постановки тире и двоеточия после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.
Учитель:Но это были простые предложения. Сегодня мы говорим о БСП.
Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их..
Учащиеся формулируют своими словами.
Учитель: Все ли цели назвали, проверим…
Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.
Научиться различать условия употребления запятой, точки с запятой , двоеточия и тире
6.Изучение нового материала. Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал на стр. 136-137.
Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в БСП.
Понаблюдаем за смысловыми отношениями в БСП, в которых поставлены двоеточия.
Прочитайте предложения |
Определите, какое значение имеет вторая часть БСП |
Какой союз можно вставить? |
1.Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький) 2. В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой) 3. Пассажиры спешили: до отправления оставалось несколько минут. 4. Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский) |
Дополнение Пояснение Причина |
а именно как-то что как потому что так как |
7. Практическая работа (закрепление материала). Выберите для себя форму работы.
Работа в паре по карточкам.
Индивидуальная работа по тестам (задания подобные ГИА и ЕГЭ).
Групповая работа: комментированное письмо.
8.Работа в группе. Комментированное письмо.
Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.
1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес.
2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места
3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.
4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.
Работа по учебнику.
9.Рефлексия.
Учитель: Что нового узнали?
Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.
Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.
Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные.
Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний
Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
10. Домашнее задание.
Параграф 25, повторить правило,
упражнение 226,
на «5» – задания 1, 2, 3.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.
Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.
Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.
Итоги урока. Отметки учащимся.
Прощание.
Использованные методические материалы и интернет-ресурсы
Учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2011.
«Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 9 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004
«РУССКИЙ ЯЗЫК. Поурочные планы по учебнику М.М Разумовской и др. 9 класс» / ФинтисоваО.А. – М.: Издательство Учитель, 2007.
Лилия Аксенова: Русский язык. 9 класс. Диктанты к учебнику М. М. Разумовской и др. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2015 г.
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы - http://0bra.ru/publ/diktanty/9_klass/sbornik_diktantov_po_russkomu_jazyku_8_9_klassy/7-1-0-29
Как сберечь здоровье ребенка от школьных перегрузок - http://www.generation.uz/content/2603
Короткие стихи о весне - http://pesochnizza.ru/english/stihi-o-vesne-english
СМАЙЛИКИ ДЛЯ СТАТУСА В КОНТАКТЕ- http://www.statusyblog.ru/blog/smailiki_dlya_statusa_v_kontakte/2011-09-20-609
Колокольчик - http://www.lesyadraw.ru/raznye/predmety/kak-narisovat-kolokolchik-karandashom-poetapno.html
План урока по русскому языку. Учитель МБОУ СОШ 17. п.Тырма Кулыгина Е.Г.,