План урока по русскому языку в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»

1
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 ТЫРМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 


Бессоюзные сложные предложения со значением причины..
PPTX / 607.29 Кб

План урока

по русскому языку в 9 классе:

«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма

Кулыгина Екатерина Геннадьевна.


Цели урока:

Предметные:

усвоение всеми учащимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

повторение случаев постановки двоеточия и тире в простом предложении;

Личностные:

формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;

развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

Метапредметные:

Формировать умение оценки и самооценки работы

воспитание уважения к уроку и предмету в целом;

воспитание взаимоуважения.

Оборудование урока:

экран,

ноутбук,

проектор,

CD диск или электр носитель с презентацией по теме урока,

индивидуальные карточки с заданием,

тетради,

Учебник “Русский язык. 9 класс” (под ред. Разумовской М.М..) – М., “Просвещение”,2010.

Ход урока

1.Организационный момент.

взаимные приветствия учителя и учащихся;

фиксация отсутствующих;

проверка внешнего состояния классного помещения;

проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

организация внимания.

Постановка общей цели урока

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзными сложными предложениями. Мы будем устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).

ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.

Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?

ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.

Где используются БСП?

ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Сформулируйте, в чём заключалось домашнее задание?

Д\з упр . 215: списать предложения, восстанавливая знаки препинания (точку с запятой, запятую). Объяснить (устно) пунктуацию предложений.

Учитель: Прочитайте только те предложения, в которых вы поставили точку с запятой. Объясните свой выбор

Учитель: Прочитайте из упражнения предложение, которое соответствует схеме (схема записана мелом на доске)

4. Творческое задание ( по упр. 220)

Учитель: Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня.

См. фото на слайде слайд

Учитель: Прочитайте получившиеся предложения.

Учащиеся зачитывают несколько примеров.

Учитель: Оцените (корректно) предложения по критериям:

Верно ли выполнено задание?

Выразительное, красочное, оригинальное или невыразительное….

Какое предложение вы хотели бы записать себе в тетрадь? Почему?

Нет ли речевых ошибок?


 

5. Подготовка класса к восприятию нового материала.

СЛАЙД «Вспомните…»

Учитель: Из параграфа 23 « Понятие БСП» вы узнали, какие знаки препинания используются в БСП. Назовите их.

Учитель: Какие правила использования тире и двоеточия вам уже знакомы?

ОТВЕТ: ранее изучили правила постановки тире и двоеточия после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

Учитель:Но это были простые предложения. Сегодня мы говорим о БСП.

Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их..

Учащиеся формулируют своими словами.

Учитель: Все ли цели назвали, проверим…

Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.

Научиться различать условия употребления запятой, точки с запятой , двоеточия и тире

6.Изучение нового материала. Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал на стр. 136-137.

Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в БСП.

Понаблюдаем за смысловыми отношениями в БСП, в которых поставлены двоеточия.


 

Прочитайте предложения

Определите, какое значение имеет вторая часть БСП

Какой союз можно вставить?

1.Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький)

2. В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой) 3. Пассажиры спешили: до отправления оставалось несколько минут. 4. Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский)

Дополнение

Пояснение

Причина

а именно

как-то

что

как

потому что

так как

7. Практическая работа (закрепление материала). Выберите для себя форму работы.

Работа в паре по карточкам.

Индивидуальная работа по тестам (задания подобные ГИА и ЕГЭ).

Групповая работа: комментированное письмо.

8.Работа в группе. Комментированное письмо.

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес.

2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места

3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.

4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.

Работа по учебнику.

9.Рефлексия.

Учитель: Что нового узнали?

Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.

Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.

Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные.

Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний

Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

10. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить правило,

упражнение 226,

на «5» – задания 1, 2, 3.

Индивидуальное домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.

Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.

Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.

Итоги урока. Отметки учащимся.

Прощание.


 

Использованные методические материалы и интернет-ресурсы

Учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2011.

«Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык 9 класс» / М.М.Разумовская и др. - М.: Дрофа, 2004

«РУССКИЙ ЯЗЫК. Поурочные планы по учебнику М.М Разумовской и др. 9 класс» / ФинтисоваО.А. – М.: Издательство Учитель, 2007.

Лилия Аксенова: Русский язык. 9 класс. Диктанты к учебнику М. М. Разумовской и др. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2015 г.

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы - http://0bra.ru/publ/diktanty/9_klass/sbornik_diktantov_po_russkomu_jazyku_8_9_klassy/7-1-0-29

Как сберечь здоровье ребенка от школьных перегрузок - http://www.generation.uz/content/2603

Короткие стихи о весне - http://pesochnizza.ru/english/stihi-o-vesne-english

СМАЙЛИКИ ДЛЯ СТАТУСА В КОНТАКТЕ- http://www.statusyblog.ru/blog/smailiki_dlya_statusa_v_kontakte/2011-09-20-609

Колокольчик - http://www.lesyadraw.ru/raznye/predmety/kak-narisovat-kolokolchik-karandashom-poetapno.html


План урока по русскому языку. Учитель МБОУ СОШ 17. п.Тырма Кулыгина Е.Г.,

Предварительный просмотр презентации

Бессоюзные сложные предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения. Урок русского языка в 9 классе Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма Кулыгина Е.Г.

Общая цель. Продолжить знакомство с бессоюзными сложными предложениями Формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений

Актуализация знаний. Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП). ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова. Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения? ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу. Где используются БСП? ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.

Проверка выполнения домашнего задания Д\з упр . 215: списать предложения, восстанавливая знаки препинания (точку с запятой, запятую). Объяснить (устно) пунктуацию предложений. Прочитайте только те предложения, в которых вы поставили точку с запятой. Объясните свой выбор. Прочитайте предложение. которое соответствует схеме (схема записана мелом на доске)

Творческое задание ( по упр. 220) Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня. См. следующий слайд

Прочитайте получившиеся предложения Класс корректно должен оценить предложения по критериям: Верно ли выполнено задание? Выразительное, красочное, оригинальное или невыразительное…. Какое предложение вы хотели бы записать себе в тетрадь? Почему? Нет ли речевых ошибок?

Вспомните… Из параграфа 23 « Понятие БСП» вы узнали, какие знаки препинания используются в БСП. Назовите их. Какие правила использования тире и двоеточия вам уже знакомы? ОТВЕТ: ранее изучили правила постановки тире и двоеточия после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи. Но это были простые предложения. Сегодня мы говорим о БСП.

Запишите в тетрадях тему урока: «Двоеточие в бессоюзных сложных предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения» Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их.. Все ли цели назвали, проверим… Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения. Научиться различать условия употребления запятой, точки с запятой , двоеточия и тире

Изучение нового материала. Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал на стр. 136-137. Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в БСП. Понаблюдаем за смысловыми отношениями в БСП , в которых поставлены двоеточия.

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Какой союз можно вставить? Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький) Дополнение Пояснение Причина А именно как-то что Как Потому что так как Ответ: Любите книгу, ПОТОМУ ЧТО она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (имеет значение причины)

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Какой союз можно вставить? В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой) Дополнение Пояснение Причина а именно как-то что как потому что так как

Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу, а именно, воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (имеет значение пояснения) Какой ещё вариант возможен? Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу, а именно, воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (имеет значение пояснения) Какой ещё вариант возможен?

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Какой союз можно вставить? Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский) Дополнение Пояснение Причина а именно как-то что как потому что так как Ответ: Сами видите, что всё вокруг в могущественном движении. (имеет значение пояснения)

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Какой союз можно вставить? Пассажиры спешили: до отправления оставалось несколько минут. Дополнение Пояснение Причина А именно как-то что Как Потому что так как Ответ: Пассажиры спешили, ПОТОМУ ЧТО до отправления оставалось несколько минут. (имеет значение причины)

Практическая работа (закрепление материала) Выберите для себя форму работы. Работа в паре по карточкам. Индивидуальная работа по тестам (задания подобные ГИА и ЕГЭ). Групповая работа: комментированное письмо.

Работа в группе. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку. 1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес. 2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места

Работа в группе. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку. 3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа. 4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.

Работа по учебнику Выполнить упражнение 223. выполнить задания к нему.

Рефлексия. Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой. 1. Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия. 2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. 3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

Рефлексия. Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний 1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака. 2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. 3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Домашнее задание. Параграф 25, повторить правило, упражнение 226, на «5» – задания 1, 2, 3.

Индивидуальное домашнее задание. Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”. Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире. Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.

Источники и интернет-ресурсы Лилия Аксенова: Русский язык. 9 класс. Диктанты к учебнику М. М. Разумовской и др. ФГОС, Издательство: Экзамен, 2015 г. Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы - http://0bra.ru/publ/diktanty/9_klass/sbornik_diktantov_po_russkomu_jazyku_8_9_klassy/7-1-0-29 К ак сберечь здоровье ребенка от школьных перегрузок - http://www.generation.uz/content/2603 Короткие стихи о весне - http://pesochnizza.ru/english/stihi-o-vesne-english СМАЙЛИКИ ДЛЯ СТАТУСА В КОНТАКТЕ- http://www.statusyblog.ru/blog/smailiki_dlya_statusa_v_kontakte/2011-09-20-609 Колокольчик - http://www.lesyadraw.ru/raznye/predmety/kak-narisovat-kolokolchik-karandashom-poetapno.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации