Технологическая карта урока физики в 11 классе по теме «Магнитное поле»

13
2
Материал опубликован 24 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема

«Магнитное поле».

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Цель

Обеспечение ознакомления обучающихся с признаками, свойствами, особенностями магнитного поля.

Задачи

Образовательные:

1. в ходе урока рассмотреть свойства магнитного поля и установить его взаимосвязь с электростатическим полем.

2. обеспечить ситуации, способствующие развитию умений учащихся анализировать и различать электростатическое поле и магнитное.

3. развивать умение объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики на основе полученных знаний.

Развивающие:

 

1. продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету;

2. высказывая свое мнение, решая проблему совершенствовать речевые умения;

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о магнитном поле;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Содержание и основные понятия темы.

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Свойства магнитного поля, вектор магнитной индукции, сила Ампера. Экспериментальные доказательства реальности магнитного поля. Опыт Эрстеда. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Повторение тем курса физики 8-9 классов, связанных с магнитным полем. Вопросы на сравнение электростатического и магнитного полей.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснения учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

4.Работа по составлению таблицы.

5. Решение задач.

Технология проблемного обучения и технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование:

гильза из фольги; стеклянная и эбонитовая палочки; катушка – моток; источник тока; магнит; магнитная стрелка

Ресурсы:

видео эксперимента «Взаимодействие двух параллельных проводников с током» (диск к учебнику Г.Я. Мякишев «Физика. 11 класс»).

проектор, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить поговорки и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

             

Операционно-содержательный этап

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1)Предлагает обсудить ДЭ и заполнить таблицу.

2)Предлагает решить задачи.

3)Предлагает ответить на вопросы.

Изучение нового материала

1)Смотрят. Отвечают.

2) Отвечают на вопросы и решают задачи.

3)Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы.

Рефлексия «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Приложение.

1. Актуализация знаний и мотивация.

Объясните поговорку. Найдите общее и отличие в этих поговорках. С точки зрения физики, о чем идет речь?

1) Как соломинка и янтарь. (Персидская)

2) Как магнит с иглой. (Тамильская)

Сравним два природных камня: янтарь и магнит. Янтарь – тёплый камень удивительной красоты – обладает необычным, располагающим к философическим настроениям свойством: он может притягивать! Будучи натёртым, он притягивает пылинки, нити, кусочки бумаги (папируса). Именно по этому свойству ему и давали названия в древности. Так, греки называли его электроном – притягивающим; римляне – харпаксом – грабителем. Его считали магическим, лекарственным, косметическим. Таким же таинственным и полезным считали другой камень – магнит. В разных странах магнит называли по-разному, но большая часть этих названий переводится как любящий. Так поэтично древние отметили свойство кусков магнита притягивать железо.

Эти два особенных камня, янтарь и магнит - природные источники электрического и магнитного полей. Как вы думаете, что сегодня нам предстоит вспомнить? Назовите тему урока.

2. Изучение нового материала.

Поля магнитные и электрические между собой взаимосвязаны. Сравним их и найдем общее и отличие. Во время заполнения таблицы учитель показывает демонстрационные эксперименты.

Демонстрационный эксперимент: 1) электризация (гильза из фольги + стеклянная и эбонитовая палочки; 2) магнитное взаимодействие (катушка - моток + источник тока + магнит + магнитная стрелка; 3) видео эксперимента «Взаимодействие двух параллельных проводников с током» (диск к учебнику Г.Я. Мякишев «Физика. 11 класс»).

Линии сравнения

Электростатическое поле

Магнитное поле

1. определение

Особый вид материи.

2. свойства

Обнаруживаем по действию; не зависит от нас и нашего сознания.

3. источник

Неподвижные электрические заряды.

1. электрический ток;

2. постоянный магнит

4. индикаторы поля

Мелкие листочки бумаги.

Электрическая гильза.

Электрический «султан».

Металлические опилки.

Замкнутый контур с током.

Магнитная стрелка.

5. взаимодействие

Опыты Кулона по взаимодействию электрически заряженных тел. Одноименные заряды отталкиваются; разноименные притягиваются.

Опыты Ампера по взаимодействию проводников с током. Проводники с

током, движущемся в одном направлении притягиваются; в разном – отталкиваются.

6. графическое изображение

Рисунки:

1.силовые линии не замкнуты;

2.«исток» на положительном заряде, а «сток» на отрицательном.

Однородное электрическое поле.

Рисунки:

1.силовые линии замкнутые (поле вихревое);

2.не пересекаются.

Однородное магнитное поле.

7. физические характеристики

Напряженность – векторная величина, характеризующая силовое действие электростатического поля.

Вектор магнитной индукции.

8. законы, формулы

Закон Кулона.

F = k · (|q1| · |q2|) / r2

Сила Ампера действует на проводник с током. Формула.

F = B I sin α


 

Решение задач.

По учебнику решите задачу №1 из упражнения №1.

3. Рефлексия «Пора делать выводы».

+ Я сам _________________________________

? Самым трудным  было ___________________

! Есть предложение ________________________

4. Домашнее задание. Параграфы 1-3, упр.1 №3.
презентация к уроку
PPTX / 978.06 Кб

Предварительный просмотр презентации

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля. Сила Ампера.

Объясните поговорку Как соломинка и янтарь. (Персидская) 2) Как магнит с иглой. (Тамильская)

Линии сравнения Электростатическое поле Магнитное поле 1. определение 2. свойства 3. источник 4. индикаторы поля 5. взаимодействие 6. графическое изображение 7. физические характеристики 8. законы, формулы

Правило правой руки.

Правило правой руки для соленоида.

Линии индукции магнитного поля тока.

Сформулируйте задачу для каждого случая и решите ее.

Пора делать выводы. + Я сам _________________________________ ? Самым трудным  было ___________________ ! Есть предложение ________________________ Домашнее задание. Параграфы 1-3, упр.1 №3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Маргарита Владимировна,спасибо за нужный ресурс! Для меня достаточно сложно составить технологическую карту, так как делаю это не часто.По Вашим картам учусь.

24 September 2017

Благодарю, Татьяна Ивановна, за высокую оценку моего труда!

25 September 2017