Технологическая карта урока физики в 11 классе по теме «Магнитное поле»
Пояснительная записка к презентации
Тема |
«Магнитное поле». |
||||
Тип урока: |
урок усвоения новых знаний. |
||||
Цель |
Обеспечение ознакомления обучающихся с признаками, свойствами, особенностями магнитного поля. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1. в ходе урока рассмотреть свойства магнитного поля и установить его взаимосвязь с электростатическим полем. 2. обеспечить ситуации, способствующие развитию умений учащихся анализировать и различать электростатическое поле и магнитное. 3. развивать умение объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики на основе полученных знаний. Развивающие:
1. продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету; 2. высказывая свое мнение, решая проблему совершенствовать речевые умения; Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о магнитном поле; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Содержание и основные понятия темы. |
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Свойства магнитного поля, вектор магнитной индукции, сила Ампера. Экспериментальные доказательства реальности магнитного поля. Опыт Эрстеда. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Повторение тем курса физики 8-9 классов, связанных с магнитным полем. Вопросы на сравнение электростатического и магнитного полей. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснения учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента. 4.Работа по составлению таблицы. 5. Решение задач. |
Технология проблемного обучения и технология сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: гильза из фольги; стеклянная и эбонитовая палочки; катушка – моток; источник тока; магнит; магнитная стрелка Ресурсы: видео эксперимента «Взаимодействие двух параллельных проводников с током» (диск к учебнику Г.Я. Мякишев «Физика. 11 класс»). проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить поговорки и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Предлагает обсудить ДЭ и заполнить таблицу. 2)Предлагает решить задачи. 3)Предлагает ответить на вопросы. |
Изучение нового материала 1)Смотрят. Отвечают. 2) Отвечают на вопросы и решают задачи. 3)Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы. Рефлексия «Пора делать выводы». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1. Актуализация знаний и мотивация.
Объясните поговорку. Найдите общее и отличие в этих поговорках. С точки зрения физики, о чем идет речь?
1) Как соломинка и янтарь. (Персидская)
2) Как магнит с иглой. (Тамильская)
Сравним два природных камня: янтарь и магнит. Янтарь – тёплый камень удивительной красоты – обладает необычным, располагающим к философическим настроениям свойством: он может притягивать! Будучи натёртым, он притягивает пылинки, нити, кусочки бумаги (папируса). Именно по этому свойству ему и давали названия в древности. Так, греки называли его электроном – притягивающим; римляне – харпаксом – грабителем. Его считали магическим, лекарственным, косметическим. Таким же таинственным и полезным считали другой камень – магнит. В разных странах магнит называли по-разному, но большая часть этих названий переводится как любящий. Так поэтично древние отметили свойство кусков магнита притягивать железо.
Эти два особенных камня, янтарь и магнит - природные источники электрического и магнитного полей. Как вы думаете, что сегодня нам предстоит вспомнить? Назовите тему урока.
2. Изучение нового материала.
Поля магнитные и электрические между собой взаимосвязаны. Сравним их и найдем общее и отличие. Во время заполнения таблицы учитель показывает демонстрационные эксперименты.
Демонстрационный эксперимент: 1) электризация (гильза из фольги + стеклянная и эбонитовая палочки; 2) магнитное взаимодействие (катушка - моток + источник тока + магнит + магнитная стрелка; 3) видео эксперимента «Взаимодействие двух параллельных проводников с током» (диск к учебнику Г.Я. Мякишев «Физика. 11 класс»).
Линии сравнения |
Электростатическое поле |
Магнитное поле |
1. определение |
Особый вид материи. |
|
2. свойства |
Обнаруживаем по действию; не зависит от нас и нашего сознания. |
|
3. источник |
Неподвижные электрические заряды. |
1. электрический ток; 2. постоянный магнит |
4. индикаторы поля |
Мелкие листочки бумаги. Электрическая гильза. Электрический «султан». |
Металлические опилки. Замкнутый контур с током. Магнитная стрелка. |
5. взаимодействие |
Опыты Кулона по взаимодействию электрически заряженных тел. Одноименные заряды отталкиваются; разноименные притягиваются. |
Опыты Ампера по взаимодействию проводников с током. Проводники с током, движущемся в одном направлении притягиваются; в разном – отталкиваются. |
6. графическое изображение |
Рисунки: 1.силовые линии не замкнуты; 2.«исток» на положительном заряде, а «сток» на отрицательном. Однородное электрическое поле. |
Рисунки: 1.силовые линии замкнутые (поле вихревое); 2.не пересекаются. Однородное магнитное поле. |
7. физические характеристики |
Напряженность – векторная величина, характеризующая силовое действие электростатического поля. |
Вектор магнитной индукции. |
8. законы, формулы |
Закон Кулона. F = k · (|q1| · |q2|) / r2 |
Сила Ампера действует на проводник с током. Формула. F = B I l sin α |
Решение задач.
По учебнику решите задачу №1 из упражнения №1.
3. Рефлексия «Пора делать выводы».
+ Я сам _________________________________
? Самым трудным было ___________________
! Есть предложение ________________________
4. Домашнее задание. Параграфы 1-3, упр.1 №3.
презентация к уроку
PPTX / 978.06 Кб
Синяк Татьяна Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна