План-конспект урока физики в 8 классе «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты»
План – конспект урока по физике в 8 классе на тему:
«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Задачи.
Образовательные:
1. используя игровую форму деятельности на уроке повторить основные понятия темы: магнитное поле, его особенности, источники, графическое изображение.
2. организовать деятельность в парах постоянного и сменного состава по сборке электромагнита.
3. создать организационные условия для проведения эксперимента по определению зависимости магнитных свойств у проводника с током.
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
УДД:
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок методологической направленности.
Технология проблемного обучения и КСО.
Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, компас.
Демонстрации:
1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которому протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;
3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает сыграть в игру, и повторить основные понятия темы. Предлагает обсудить позиционную задачу и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить, решить позиционную задачу. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. |
Выполняют лабораторную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить задачи. |
Решают. Отвечают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
1. Повторить основные понятия темы. Входное тестирование.
Игра «Продолжи предложение».
Вещества, которые притягивают железные предметы, называются... (магнитами).
Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
впервые обнаружил датский учёный ... (Эрстед).
Между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называются ... (магнитными).
Места магнита, у которых сильнее всех проявляются магнитное действие, называются... (полюсами магнита).
Вокруг проводника с электрическим током существует ...
(магнитное поле).
Источником магнитного поля служит ...(движущийся заряд).
7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют ...(силовыми магнитными линиями).
Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнаружить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).
9. Тела, длительное время сохраняющие свою намагниченность, называются ... (постоянными магнитами).
10. Одноименные полюса магнита ..., а разноименные - ... (отталкиваются,
притягиваются
2. «Черный ящик».
Что спрятано в ящике? Узнаете, если поймете, о чем идет речь в рассказе из книги Дари «Электричество в его применениях». Представление французского фокусника в Алжире.
«На сцене находится небольшой окованный ящик с ручкой на крышке. Я вызываю из зрителей человека посильнее. В ответ на мой вызов выступил араб среднего роста, но крепкого сложения…
- Подойдите суда, - сказал я, - и поднимите ящик. Араб нагнулся, поднял ящик и высокомерно спросил:
- Больше ничего?
- Подождите немножко, - отвечал я.
Затем приняв серьезный вид, я сделал повелительный жест и произнес торжественным тоном:
- Вы теперь слабее женщины. Попробуйте снова поднять ящик.
Силач нисколько не устрашась моих чар, опять взялся за ящик, но на этот раз ящик оказывает сопротивление и, несмотря на отчаянные усилия араба, остается неподвижным, словно прикованный к месту. Араб силиться поднять ящик с такой силой, которой хватило бы для поднятия огромной тяжести, но все напрасно. Утомленный, запыхавшись и сгорая от стыда, он, наконец, останавливается. Теперь он начинает верить в силу чародейства».
(Из книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика. 2часть».)
Вопрос. В чем секрет чародейства?
Обсуждают. Высказывают свою позицию. Из «Черного ящика» достаю катушку, железные опилки и гальванический элемент.
Демонстрации:
1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которому протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;
2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;
3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.
Делают вывод, что такое электромагнит и формулируют цель и задачи урока.
3. Выполнение лабораторной работы.
Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов. Предлагаю вам собрать электромагнит и определить, от чего будет зависеть его магнитное действие.
Лабораторная работа № 8
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Указания к работе
Задание №1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Задание №2. Возьмите две катушки с железным сердечником, но с разным числом витков. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите действие электромагнитов на стрелку. Сравните и сделайте вывод.
Задание №3. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
Работают в статических парах.
1 ряд – задание №1; 2 ряд - задание №2; 3 ряд – задание №3. Обмениваются заданиями.
1 ряд – задание №3; 2 ряд - задание №1; 3 ряд – задание №2. Обмениваются заданиями.
1 ряд – задание №2; 2 ряд - задание №3; 3 ряд – задание №1. Обмениваются заданиями.
Работа в парах сменного состава.
По окончании опытов делаются выводы:
1.если по катушке проходит электрический ток, то катушка становится магнитом;
2.магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
изменяя число витков катушки;
3.изменяя силу тока, проходящую по катушке;
4.вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.
Лист самоподготовки, самопроверки и самооценки.
1. Входное тестирование. Игра «Продолжи предложение».
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7.__________________________
8.__________________________
9.__________________________
10._________________________
2. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Цель работы: собрать _______________ из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит _____________ действие.
Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Ход работы.
Задание №1.
Задание №2.
Вывод:
Задание №3.
Вывод:
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Частично не согласен |
Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока |
||||
Я чувствовал себя комфортно |
||||
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем |
||||
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. |
||||
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |