Урок обществознания по теме: Практикум «Портфолио нашего класса» (5 класс)
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Оконешниковского муниципального района Омской области
Разработка
урока обществознания по теме
Практикум «Портфолио нашего класса»
(5 класс)
Бережная И. А.
учитель истории и обществознания
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2017 г.
Тема урока: Практикум по теме «Портфолио нашего класса»
УМК: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова
Задачи: формировать универсальные учебные действия:
Личностные:
• Умения высказывать своё мнение;
• Умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения и анализировать своё эмоциональное
состояние.
Регулятивные:
• Умения планировать свою деятельность.
• Умения выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения.
Познавательные:
• Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и задачи урока.
• Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде сообщения и презентации.
Коммуникативные:
• Умения владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога) и следование
этическим нормам и правилам ведения диалога.
• Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.
• Умения учитывать позиции других участников деятельности.
• Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.
Планируемый результат:
Предметные результаты: - знают ступени школьного образования;
- осознают значение образования в жизни человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные (РУУД):
- принимать и сохранять учебную задачу; (саморегуляция)
- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; (планирование)
- выполнять учебное действие, в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)
Коммуникативные (КУУД):
- участвовать в диалоге;
Познавательные (ПУУД):
- систематизировать и представлять информацию в виде сообщения;
Личностные результаты (ЛУУД):
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи урока.
Тип урока: урок - практикум
Оборудование:
Раздаточный материал для проведения практической работы: лист А-4, фотографии, карандаши, клей, ножницы, маркеры, картинки;
раздаточный материал для осуществления самооценки и рефлексии.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Примечания |
Время |
I.Проблематизация, актуализация, мотивация Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности |
1.1.Организационный момент. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку. Приветствие учителя.- Здравствуйте ребята. Обращали ли вы внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю. - Давайте также тихо займём свои места. - Вспомните, что значит быть готовым к уроку. - Проверьте наличие учебных принадлеж-ностей - Желаю успехов в работе на уроке. |
Оценивают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей |
Эмоциональный настрой |
1 |
|
1.2 Мотивация учащихся. 1.3 Определение темы урока. Подводит к точной формулировке темы урока: - Решите кругограмму в группах. 1 группа 2 группа Практикум «Портфолио |
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока |
ЛУУД Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности. КУУД Приобретают навык участия в диалоге. |
3 |
||
3 группа 4 группа
нашего класса» - Сформулируйте тему нашего урока. - О чём сегодня мы говорить? |
|
«Портфолио нашего класса» |
|||
1.4 Целеполагание. - Что такое портфолио? - Есть ли портфолио у вас? - Какие страницы есть в вашем портфолио? - О чём они рассказывают? - Вы учитесь вместе в одном классе. А как можно рассказать о вашем классе другим ребятам? - Из каких страниц может состоять портфолио вашего класса? - Какова же цель нашего урока? - Что вы сделали, чтобы составить портфолио класса? |
Принимают учебную задачу. 1. «Портрет нашего класса» 2. «Наши увлечения» 3. «Наши дела» 4. « Кем мы станем» |
ЛУУД Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности. РУУД Совершенствуется действие целеполагания. КУУД Участвуют в диалоге. |
«Страницы портфолио» «Цель урока» |
5 |
|
II. Организация практической работы Задача: поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности обучающихся с целью обобщения имеющихся знаний Виды помощи: направляющая: инструкции, консультация учителя |
2.1. Организация практической деятельности - Для составления портфолио предлагаю поработать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания. - Каждая группа собрала необходимый материал для оформления страницы портфолио. 1 группа. «Портрет нашего класса» 2 группа. «Наши увлечения» 3 группа. «Наши дела» 4 группа. «Кем мы станем» -Подумайте и расскажите о том, как вы будете работать. - Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы мы могли сделать общий вывод о вашем классе. - Вспомним алгоритм работы в группе. - По результатам работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям. - При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы. |
Планирование работы в группе Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу. |
ЛУУД Проявляют познавательный интерес к практической работе в группе |
«Правила работы в группе»
«Памятка членам группы» |
3 |
- По каким критериям будем оценивать вашу страницу? - Распределите роли. - Дайте знак о готовности к работе. - Время на выполнение работы 15 минут. Приступайте к работе. Время пошло. Оказание консультационной помощи. |
Называют критерии: 1.Содержание соответствует теме 2.Правдивость 3. Аккуратность Группы распределяют роли (руководитель, оформитель, корреспондент, хранитель времени). Хранитель времени включает часы и следит за временем. Группы проводят сбор необходимой информации. Работают за отдельным столом, Оформляют результаты своей работы, готовятся к представлению результатов групповой работы. |
РУУД, КУУД Планируют своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей. Контролируют порядок выполнения задания, время выполнения . |
«Практическая работа» Предметы для оформления работы |
15 |
|
Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию представления результатов практической работы, работы по оцениванию и самооцениванию деятельности каждого участника исследования и группы в целом |
|
||||
- Представьте результаты вашей деятельности. Вывод: -Что вы можете сказать о своём классе? - Оцените работу своей группы - Что показал оценочный лист? - Как работала ваша группа? - Легко ли вам было работать? - Были разногласия в группе? - Как удалось их преодолеть? - Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата? |
Руководители каждой группы сообщают о результатах проделанной работы. После выступления руководители каждой группы представляют отчёт о работе группы, используя результаты оценочного листа. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы |
КУУД Формируются навыки публичного выступления. ПУУД Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Представляют информацию в табличном виде. РУУД Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом Осознают свой вклад в общий результат |
10 |
||
- Все группы хорошо поработали, вместе мы составили портфолио вашего класса. - Как вы думаете, чего не хватает в вашем портфолио? - Я приготовила шаблон титульного листа. - Какая информация на нём содержится? - Как вы думаете, что ещё можно добавить?
- В этом полугодии у вас будет новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Нам предстоит выполнить проект «Герб или эмблема класса», и у нас будет возможность это сделать. -Давайте вернёмся к цели урока. - Мы достигли цели нашего урока? Вывод: Так какой же портрет вашего класса у нас получился? |
Делают вывод
Название документа, класс, эмблема школы. Можно добавить эмблему класса |
КУУД Участвуют в диалоге. Выражают свою позицию. |
3 |
||
III. Обратная связь Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами. Вид помощи: |
3.1.Организация домашнего задания. - Задание в рабочей тетради №8, с. 45 (сочинение на тему «Мой дружный класс») - Подобрать стихотворения или песни о дружбе, о школе. - Составьте памятку «Учимся дружно жить в классе» - Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой. |
Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. |
ЛУУД Сохраняют познавательный интерес к пройденному у учебному материалу, способу его обобщения РУУД Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей |
«Домашнее задание» |
3 |
3.2. Организация рефлексивной деятельности. - Мы с вами закончили работу. Каждый из вас пусть заглянет внутрь себя, прислушается … и попробует закончить высказывание. |
Заканчивают высказывания: Мне было трудно… Мне было интересно… Могу себя похвалить… |
ЛУУД Выражают свою позицию. РУУД Формируется самооценка |
«Как я работал на уроке» |
2 |
|
3.3. Окончание урока, благодарность за работу. - Спасибо всем за урок. Вы молодцы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оценочный лист
Критерии оценки |
Оцениваю себя сам |
Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
||
2. Выполнял свои обязанности |
||
3. Соблюдал культуру общения |
||
+ + у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
|
4.Оценка работы группы |
||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |