12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»
9

Интеллектуальная игра «Соседи по планете-3» по теме «Членистоногие»

 

СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ – 3 (ЧЛЕНИСТОНОГИЕ)

 

Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания об особенностях организации членистоногих, их многообразии, значении для человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

 

2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

3. Метапредметные.

Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях членистоногих, их многообразии, значении для человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                                Ход игры.

       Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Животные». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Муравьи защищают и разводят тлей

2.Клопы водомерки могут бегать по поверхности воды

3.Самцы большой Артемиды прилетают на запах самки за 11 км

4.У примитивных ракообразных – жаброногов органы дыхания – жабры

5.Рачок артемия может жить в воде с концентрацией соли 300 граммов на литр

6.Сонную болезнь человека вызывает муха цеце (нет, трипаносома – жгутиковое простейшее)

7.Крылья самки комара колеблются 500 раз в секунду

8.Паук-серебрянка строит из паутины подводный колокол ( из воздуха)

9.2-3 тропических огненных щелкунов, посаженных в банку, могут заменить фонарик

10.Бабочки моли портят меховые и шерстяные изделия ( взрослые бабочки не питаются, портят их личинки)

11.Личинки южных цикад развиваются в земле до 17 лет

12.Рыжий таракан становится половозрелым только через 172 дня

13.Личинки стрекоз используют реактивный способ передвижения

14.Личинки жуков усачей могут жить в древесине до 45 лет

15.Кокон гусеницы шелкопряда состоит из цельной нити длиной в 1 км

 

2. Кроссворд "Угадай науку"


Кроссворд "Угадай науку"
DOCX / 12.45 Кб

Ответив на все вопросы правильно, вы прочитаете название науки, связанной с темой нашей игры

1. Буква « Э» - подарок

2. Это и насекомое, и птица, и африканское копытное животное (носорог)

3. Любимое блюдо личинок этой бабочки – капуста (капустница)

4. А для этих личинок жука – навоз – необходимая пища (навозник)

5. Самец этой бабочки желтый, как лимон (лимонница)

6. Жук с зеленоватым металлическим блеском, надкрылья его сросшиеся (бронзовка)

7. А эта бабочка гордится своим белым цветом (белянка)

8. Нежеланный жук на картофельных полях (колорадский)

9. Взрослое насекомое, или …….. (имаго)

10.Стадия развития, есть у всех насекомых (личинка)

11. Не просто коровка, а ………(божья)..

 

3. Конкурс « Дальше, дальше, дальше….»

 

1 вариант

1.Покров тела членистоногих называется                             хитиновым

2.Тело членистоногих состоит из                                           3 отделов

3.У речного рака ходильных ног            5 пар

4.Рак-отшельник имеет твердый хитиновый покров?              нет

5.У пауков ходильных ног                                                     4 пары

6.Органы дыхания ракообразных только жабры?                   нет, поверхность тела

7.Короткохвостые раки называются                                       крабами

8.Морские желуди – это ракообразные?                                 да

9.Укус скорпиона смертелен?                                                 нет

10.Чесотку вызывает один из видов клещей?                          чесоточный зудень

11.У жуков ротовой аппарат                                                     грызущий

12.Все насекомые имеют крылья                                              нет

13.Кровеносная система ракообразных                                    незамкнутая

14.Органы дыхания насекомых                                                  трахеи

15.Взрослая стадия насекомого                                                 имаго

16.Термиты – это белые муравьи?                                                нет

17.Ротовой аппарат прямокрылых                                              грызущий

18.Жуки, излучающие свет                                                       светлячки

19.У блох ротовой аппарат                                                       колюще- сосущий

20.Ротовой аппарат взрослой бабочки                                        сосущий

21.У личинок молей ротовой аппарат                                      грызущий

22.Бабочка, чьи гусеницы питаются листьями крапивы         крапивница

23.У рабочих пчел яйцеклад превратился                              в жало

24.Выход старой матки из улья                                            - роение

25.Пчелиная смола, или                                                                 прополис

26.Мотыли – это личинки                                                              комаров-звонцев

27.Орган равновесия в полете у двукрылых                               жужжальца

28.Самки слепней – крупных мух – питаются кровью?                да

29.Крупные плавающие жуки                                                    плавунцы ,водолюбы

30.Пчелы переносят собранную пыльцу на                                задних лапках

 

2 вариант

1.Членистоногих защищает от испарения                                    хитиновый покров

2.Конечности рака состоят из                                                         члеников

3.У омаров мощные клешни?                                                           да

4.У раков усиков 2 пары?                                                            да

5.Есть ли конечности на брюшке у взрослых пауков?                      нет

6.Органы дыхания мокрицы                                                          жабры

7.Дафний можно назвать водяными блохами?                                да

8.Морские уточки - это ракообразные?                                          да

9.Укус тарантула смертелен?                                                              нет

10.Энцефалит переносят                                                                   клещи

11.У бабочек ротовой аппарат                                                        сосущий

12.Все насекомые имеют 2 пары крыльев?                                      нет

13.Кровеносная система паукообразных                                         незамкнутая

14.Органы дыхания пауков                                                             легкие и трахеи

15.Из яйца выходит нимфа, или                                                    личинка

16.Жилище термитов                                                                        термитник

17.Сверчки – представители отряда                                                прямокрылые

18.Самый опасный из жуков листоедов                                           колорадский

19.Конечности блох какого типа?                                                     прыгательного

20.Ротовой аппарат личинок бабочек                                               грызущий

21.Личинки молей могут переваривать шерсть и мех?                       да

22.Одомашненная бабочка                                                             тутовый шелкопряд

23.Личинка грибного комарика живет в                                              грибах

24.Есть ли одиночные пчелы?                                                                 да

25.Скопление пчел, вылетевших из улья                                              рой

26.Личинки мух мог жить без головы?                                                 да

27.В Сибири скопище кровососущих насекомых называется            гнус

28.Орган слуха кузнечиков находится на                                              передних ногах

29.Самцы слепней питаются кровью?                                                    нет

30.Самое прожорливое насекомое из прямокрылых                           саранча

 

3 вариант

1.Наружный скелет членистоногих - это                                       хитиновый покров

2.У всех насекомых конечности одинаковы по строению?                      нет

3.У лангустов клешни есть?                                                                      нет

4.Глаза раков сложные?                                                                      да

5.На брюшке у пауков есть паутинные бородавки?                              да

6.Органы дыхания мелких ракообразных                                  - поверхность тела

7.Скопление мелких ракообразных в море                                         криль

8.Укус каракурта опасен для человека?                                                     да

9.Организмы, обитающие в пыли и вызывающие аллергию                    клещи

10.У комаров ротовой аппарат                                           колюще-сосущий

11.Насекомые могут иметь только 2 крыла?                                              да

12.Кровеносная система насекомых                                        незамкнутая

13.Органы дыхания ракообразных                                        жабры

14.Развитие насекомых прямое?                                             нет

15.Термиты могут питаться древесиной?                              да

16.Долгоносики, или слоники – представители отряда         жуков

17.Саранча – представитель отряда                                        прямокрылые

18.Блохи переносят возбудителей чумы?                                 да

19.Есть ли ложные брюшные ножки у гусениц?                      да

20.Боярышницы вредят растениям из семейства                     розоцветные

21.У непарного шелкопряда самка крупнее самца?                    да

22.Все осы – общественные насекомые?                                      нет

23.Пчелы- плотники выгрызают ходы в древесине?                     да

24.На зиму рабочие пчелы убивают трутней?                               да

25.Пищеварение у личинок мух происходит вне организма?         да

26.Самцы комаров питаются кровью?                                            нет

27.Все комары переносят возбудителей малярии?               только малярийные

28.У оводов ротовой аппарат недоразвит?                                    да

29.Жуки с длинными усами                                                       усачи

30.Крупная оса                                                                      - шершень

 

 

4. Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о пауке, давшем название танцу

       Пауки – очень полезные животные, истребляющие немало вредных насекомых. Яд пауков для человека безопасен, даже если это крупный паук .Раньше считалось, что противоядием от его укуса может быть танец до упаду, отсюда и название итальянского танца. О каком пауке идет речь?

                                                                     (тарантул)

Вопрос связанный с греческой мифологией

         Эти непобедимые великаны были сыновьями богини Геи и Урана. Отец держал их в глубинах земли и только Зевс помог этим одноглазым существам освободиться от подземного плена. В наших водоемах живут мелкие ракообразные, тоже имеющие один глаз. Кто же эти мелкие рачки?

                                                                     (циклопы)

Одних он убивает, зато другие его съедают

        Этот маленький паук до 20 мм, черный, с красными точками. Название его происходит от тюркского слова, что в переводе означает «черная смерть».Укус вызывает резкую боль, удушье, судороги, может наступить и смерть. Укус вызывает гибель лошадей и верблюдов, а вот овцы их не боятся и спокойно могут съесть его с кормом или затоптать. Кто же этот паук?

                                                                     (каракурт)

Вопрос о разрушителях и строителях

        Основная их пища – древесина. Но сами они ее переваривать не могут, за них это делают бактерии и жгутиковые, обитающие в кишечнике насекомых. Поэтому они наносят человеку огромный ущерб, разрушая все то, что сделано из древесины. Но сами они умеют строить непроницаемые для воды жилища из глины, смачивая ее слюной. Кто же эти создатели и разрушители?

                                                                     (термиты)

Вопрос о том, что мешает судам двигаться вперед

            Речь пойдет о представителях отряда усоногие рачки. Их грудные ножки похожи на усики. Ведут они сидячий образ жизни, прикрепляясь к днищам судов. В дальневосточных морях на морских судах за год плавания появляется 10-12 кг этих рачков. То, что нарастает на днищах кораблей, вырастает на наших деревьях старожилах, но они называются морскими. Кто же это?

                                                                      (морские желуди)

5. Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 17:58 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич.Интересная игра, берём в копилку.

Отредактировано 10-04-2019 17:59

Евгений Алексеевич, 10.04.19 в 18:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лариса Аркадьевна! Это очень хорошо, что материал оказывается востребованным
Вышинская Нина Ивановна, 11.04.19 в 03:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Евгений Алексеевич!!! Ваши материалы взяла себе в работу. Отличное подспорье для учителя!!! Ребята с удовольствием работают в такой форме, им это интересно.
Евгений Алексеевич, 11.04.19 в 06:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Ивановна! Так Вы играли уже?
Вышинская Нина Ивановна, 13.04.19 в 15:38 1Ответить Пожаловаться
Играли по ботанике. Проводила в форме квеста. Детям очень понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.