Планирование курса подготовки к ОГЭ по русскому языку

0
0
Материал опубликован 5 October









Программа курсов подготовки

к ОГЭ по русскому языку

для учащихся 9 классов

















Пояснительная записка


Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку рассчитана на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом и созданию собственного рассуждения.

Цель курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализируя его содержание, структурируя информацию, овладеть приёмами компрессии текста, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свою позицию, опираясь на жизненный опыт и читательскую эрудицию.

Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении заданий ОГЭ.

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: обобщить и систематизировать материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

Программа рассчитана на 72 часа (3 часа в неделю).





Учебно-тематический план

Подготовка к написанию изложения

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Контрольная работа № 1. Написание изложения

Подготовка к выполнению тестовых заданий

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Орфограммы в корнях слов.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение.

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение.

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Контрольная работа № 2. Тестирование

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

Контрольная работа №3. Пробный ОГЭ.

Итоговое занятие – консультация.
































Календарный учебный график

п/п

Тема учебного занятия

Сроки проведения

Количество уроков

(урок – 45 минут)


Подготовка к написанию изложения



1.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Октябрь

(1 неделя)

3

2.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Октябрь

(2 неделя)

3

3.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Октябрь

(3 неделя)

3

4.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Октябрь

(4 неделя)

3

5.

Контрольная работа № 1. Написание изложения

Ноябрь

(1 неделя)

3


Подготовка к выполнению тестовых заданий



6.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Ноябрь

(2 неделя)

3

7.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Ноябрь

(3 неделя)

3

8.

Орфограммы в корнях слов.

Ноябрь

(4 неделя)

3

9.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Декабрь

(1 неделя)

3

10.

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение.

Декабрь

(2 неделя)

3

11.

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение.

Декабрь

(3 неделя)

3

12.

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Декабрь

(4 неделя)

3

13.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

Январь

(3 неделя)

3

14.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Январь

(4 неделя)

3

15.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Февраль

(1 неделя)

3

16.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

Февраль

(2 неделя)

3

17.

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Февраль

(3 неделя)

3

18.

Контрольная работа № 2. Тестирование

Февраль

(4 неделя)

3


Подготовка к написанию сочинению-рассуждению



19.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Март

(1 неделя)

3

20.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Март

(2 неделя)

3

21.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Март

(3 неделя)

3

22.

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

Март

(4 неделя)

3

23.

Контрольная работа №3. Пробный ОГЭ.

Апрель

(1 неделя)

3

24.

Итоговое занятие – консультация.

Апрель

(2 неделя)

3



Ожидаемые результаты обучения

В результате обучения учащийся должен

знать/понимать

Структуру сжатого изложения;

Структуру сочинения-рассуждения 13.2 и 13.3;

Семантическую систему русского языка;

Орфограммы в корне слова;

Орфограммы в приставках;

Орфограммы в суффиксах;

Постановку знаков препинания в простом и сложном предложении;

Структуру простого осложненного и сложного предложения;

уметь

Определять вид орфограммы;

Определять тип подчинительной связи в словосочетании;

Определять тропы и фигуры речи;

Писать сочинение-рассуждение 13.2 и 13.3;

Писать сжатое изложение, свободно владея приёмами компрессии текста;

Оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.



Мониторинг результатов качества освоения образовательной программы

Результаты освоения образовательной программы оцениваются как в ходе текущего, так и в ходе итогового контроля в конце учебного года. Используются следующие формы контрольно-измерительных материалов:


Начало октября

Тренировочная работа по русскому языку 9 класс по демоверсии ФИПИ. (Приложение №1).

Конец октября

Подготовка к ОГЭ. Диагностическая работа по русскому языку. «Изложение (позиция 1 ОГЭ)». (Приложение №2).

Середина ноября

Подготовка к ОГЭ. Диагностическая работа по русскому языку. «Текст, выразительные средства в тексте, орфография, лексика». (Приложение №3).


Конец ноября

Диагностическая работа по русскому языку 9 класс. (Приложение №4).

Середина января

Подготовка к ОГЭ. Диагностическая работа по русскому языку. «Сочинение (позиция 13 ОГЭ)». (Приложение №5).

Начало февраля

Тренировочная работа по русскому языку 9 класс.

(Приложение №6).

Середина марта

Диагностическая работа по русскому языку 9 класс. (Приложение №7)

Середина апреля

Подготовка к ОГЭ. Диагностическая работа по русскому языку. «Синтаксис: словосочетание, простое предложение, сложное предложение». (Приложение №8).

Начало мая

Тренировочная работа по русскому языку 9 класс.

(Приложение №9).


При составлении срезовых работ используются дидактические материалы Федерального института педагогических измерений (http://www/ fipi.ru/), научно-методических журналов «Русский язык», «Русский язык в школе», «Филологический класс», сайта https://statgrad.org.









Приложения 1 - 9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.