Планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе

1
0
Материал опубликован 9 September 2016

Месяц

Тема недели

Блок

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Сентябрь

«Лето»

ж.п

Растение

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Лук, земля; коробка из прочного картона, две ёмкости

«Детский сад»

р.м

Бумага

Бумага, её качества и свойства

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, гладкость, белизна, прочность, толщина, впитывающие способности)

Вода; писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала.

«Земля – наш дом»

ж.п

Насекомое

Как пчелки переносят пыльцу

Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений

Ватные шарики, порошок- краситель, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа

«Земля – наш дом»

ж.п

Птицы

У кого какие клювы

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц

Плотный ком земли или глины, вода, мелкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки, муляжи клювов из разных материалов. Емкость.

«Земля – наш дом»

ж.п

Растение

В погоне за светом

Помочь установить, как растение ищет свет

Два одинаковых растения

Октябрь

«Рукотворный мир»

р.м

Ткань

Ткань, её качества и свойства

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, прочность, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)

Образцы х/б ткани двух- трех цветов, вода; ножницы, спиртовка, спички, емкости

«Профессии»

ч.

Органы чувств

Наши помощники- органы чувств

Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств

Лимон, яблоко, сахар, вода; «чудесная коробочка», бубен.

«Удивительное рядом»

ф.я

Свет

Уличные тени

Помочь понять, как образуется тень; показать зависимость тени от источника и предмета, их взаиморасположение.

Различные предметы

«Мир вокруг нас»

н.п.

Вода

Свойства и признаки воды

Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания

Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки люда, горячая вода, стекло, акварельные краски

Ноябрь

«Человек и мир природы»

н.п

Игрушки

Глиняная игрушка

Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы используя новые детали, изменяя цвет, величину.

Глина, вода; салфетки, схемы, дощечка для работы

«Осень»

ф.я

Солнце

Солнечные зайчики

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечные зайчики.

Зеркала

«С чего начинается Родина»

ф.я

Притяжение Земли

Почему все падает на землю

Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения

Предметы из различных материалом, вода, песок.

«Моя семья»

ф.я

Звук

Где живет эхо

Помочь понять, как возникает эхо.

Веточки, пустая банка, ведро, мяч

Декабрь

«Рукотворный мир»

р.м

Пластмасса

Пластмасса и ее качества

научить узнавать вещи из пластмассы. Определять ее качества и свойства

Вода, пластмассовые стаканчики. Спиртовка. спички

«Земля – наш дом»

н.п.

Почва

Что есть в почве

Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой

Комочек земли. Остатки сухих листьев

«Зима»

н.п.

Вода

Замерзание жидкости

Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, емкости

Январь

«Исторический калейдоскоп»

р.м

Стекло

Родственники стекла

развивать умения узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства

Вода, краски; стеклянные стаканчики, фарфоровая, фаянсовая чашки, деревянная палочка.

«Природа и человек»

ж.п

Растения

Может ли растение дышать

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять. Как происходит процесс дыхания у растения

Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа

«Природа и человек»

ж.п

Растения

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Черенки растений, чернозем, глина

Февраль

«Юные путешественники»

р.м

Резина

Резина, её качества и свойства

учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества и свойства

Резиновый предметы, спиртовка, спички.

«Познаём природу»

ф.я

Сосульки

Разноцветные сосульки

Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки

«День защитника Отечества»

ф.я.

Свойства песка

Ветер

Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой

Песок, глина; прозрачные емкости с крышечками, полиэтиленовая бутылка с крышечкой.

Март

«Мамин день»

н.п

Воздух

Упрямый воздух

Показать. Что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы

Вода, шприц, пипетка, емкость

«Деятельность людей»

ч.

Звук

Как появляется песенка

Помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

«Царство растений»

ж.п

Растения

Фабрика питания

Показать, что растения могут сами себя обеспечивать питанием

Горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметическая крышка

«В мире животных»

ж.п

Вода

Откуда берется вода

Познакомить детей с процессом конденсации

Горячая вода, емкость, охлажденная металлическая крышка

Апрель

«Быть здоровыми хотим»

ч.

Язык

Язычок- наш помощник

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса предметов

Набор разнообразных продуктов питания (горький, кислый, соленый, сладкий)

«Космическое путешествие»

ф.я.

Пар

Пар- это тоже вода

Познакомить детей с одним из состояний воды- паром

Кипяток, термос

«День Земли»

ж.п

Почва

В тепле и в холоде

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений

Цветы

«Земля – наш дом»

ф.я

Тепло

Где теплее

Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Горячая вода, чайник, 2 термометра

Май

«День Победы»

ч.

Глаза

Глаза- орган зрения

Познакомить с органом чувств- глаза и их назначением, правилами ухода и охраной глаз

Вода, непрозрачный чайник

«Азбука безопасности»

ч.

Ухо

Ухо- орган слуха

Познакомить с органом чувств (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

Коробочка с бубном, музыкальные инструменты.

«Весна»

р.м

Бумага

Защитим себя от солнца

Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами.

бумага

«Что подарит лето нам?»

ф.я.

Свойства веществ

Твердые- жидкие

Помочь понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, емкость, пинцет.

«Что подарит лето нам?»

р.м

Тепло

Как измерить тепло

Помочь выявить принцип действия термометра

Ведерки, пузырек, мыльный раствор.

Комментарии
Комментариев пока нет.