Планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
Месяц |
Тема недели |
Блок |
Объект |
Название опыта |
Цель опытно-исследовательской деятельности |
Материал и оборудование |
Сентябрь |
«Лето» |
ж.п |
Растение |
На свету и в темноте |
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений |
Лук, земля; коробка из прочного картона, две ёмкости |
«Детский сад» |
р.м |
Бумага |
Бумага, её качества и свойства |
Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, гладкость, белизна, прочность, толщина, впитывающие способности) |
Вода; писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала. |
|
«Земля – наш дом» |
ж.п |
Насекомое |
Как пчелки переносят пыльцу |
Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений |
Ватные шарики, порошок- краситель, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа |
|
«Земля – наш дом» |
ж.п |
Птицы |
У кого какие клювы |
Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц |
Плотный ком земли или глины, вода, мелкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки, муляжи клювов из разных материалов. Емкость. |
|
«Земля – наш дом» |
ж.п |
Растение |
В погоне за светом |
Помочь установить, как растение ищет свет |
Два одинаковых растения |
|
Октябрь |
«Рукотворный мир» |
р.м |
Ткань |
Ткань, её качества и свойства |
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, прочность, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит) |
Образцы х/б ткани двух- трех цветов, вода; ножницы, спиртовка, спички, емкости |
«Профессии» |
ч. |
Органы чувств |
Наши помощники- органы чувств |
Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств |
Лимон, яблоко, сахар, вода; «чудесная коробочка», бубен. |
|
«Удивительное рядом» |
ф.я |
Свет |
Уличные тени |
Помочь понять, как образуется тень; показать зависимость тени от источника и предмета, их взаиморасположение. |
Различные предметы |
|
«Мир вокруг нас» |
н.п. |
Вода |
Свойства и признаки воды |
Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания |
Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки люда, горячая вода, стекло, акварельные краски |
|
Ноябрь |
«Человек и мир природы» |
н.п |
Игрушки |
Глиняная игрушка |
Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы используя новые детали, изменяя цвет, величину. |
Глина, вода; салфетки, схемы, дощечка для работы |
«Осень» |
ф.я |
Солнце |
Солнечные зайчики |
Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечные зайчики. |
Зеркала |
|
«С чего начинается Родина» |
ф.я |
Притяжение Земли |
Почему все падает на землю |
Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения |
Предметы из различных материалом, вода, песок. |
|
«Моя семья» |
ф.я |
Звук |
Где живет эхо |
Помочь понять, как возникает эхо. |
Веточки, пустая банка, ведро, мяч |
|
Декабрь |
«Рукотворный мир» |
р.м |
Пластмасса |
Пластмасса и ее качества |
научить узнавать вещи из пластмассы. Определять ее качества и свойства |
Вода, пластмассовые стаканчики. Спиртовка. спички |
«Земля – наш дом» |
н.п. |
Почва |
Что есть в почве |
Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой |
Комочек земли. Остатки сухих листьев |
|
«Зима» |
н.п. |
Вода |
Замерзание жидкости |
Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей |
Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, емкости |
|
Январь |
«Исторический калейдоскоп» |
р.м |
Стекло |
Родственники стекла |
развивать умения узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства |
Вода, краски; стеклянные стаканчики, фарфоровая, фаянсовая чашки, деревянная палочка. |
«Природа и человек» |
ж.п |
Растения |
Может ли растение дышать |
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять. Как происходит процесс дыхания у растения |
Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа |
|
«Природа и человек» |
ж.п |
Растения |
Где лучше расти? |
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу. |
Черенки растений, чернозем, глина |
|
Февраль |
«Юные путешественники» |
р.м |
Резина |
Резина, её качества и свойства |
учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества и свойства |
Резиновый предметы, спиртовка, спички. |
«Познаём природу» |
ф.я |
Сосульки |
Разноцветные сосульки |
Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) |
Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки |
|
«День защитника Отечества» |
ф.я. |
Свойства песка |
Ветер |
Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой |
Песок, глина; прозрачные емкости с крышечками, полиэтиленовая бутылка с крышечкой. |
|
Март |
«Мамин день» |
н.п |
Воздух |
Упрямый воздух |
Показать. Что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы |
Вода, шприц, пипетка, емкость |
«Деятельность людей» |
ч. |
Звук |
Как появляется песенка |
Помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. |
Ксилофон, металлофон, деревянная линейка. |
|
«Царство растений» |
ж.п |
Растения |
Фабрика питания |
Показать, что растения могут сами себя обеспечивать питанием |
Горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметическая крышка |
|
«В мире животных» |
ж.п |
Вода |
Откуда берется вода |
Познакомить детей с процессом конденсации |
Горячая вода, емкость, охлажденная металлическая крышка |
|
Апрель |
«Быть здоровыми хотим» |
ч. |
Язык |
Язычок- наш помощник |
Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса предметов |
Набор разнообразных продуктов питания (горький, кислый, соленый, сладкий) |
«Космическое путешествие» |
ф.я. |
Пар |
Пар- это тоже вода |
Познакомить детей с одним из состояний воды- паром |
Кипяток, термос |
|
«День Земли» |
ж.п |
Почва |
В тепле и в холоде |
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений |
Цветы |
|
«Земля – наш дом» |
ф.я |
Тепло |
Где теплее |
Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх |
Горячая вода, чайник, 2 термометра |
|
Май |
«День Победы» |
ч. |
Глаза |
Глаза- орган зрения |
Познакомить с органом чувств- глаза и их назначением, правилами ухода и охраной глаз |
Вода, непрозрачный чайник |
«Азбука безопасности» |
ч. |
Ухо |
Ухо- орган слуха |
Познакомить с органом чувств (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. |
Коробочка с бубном, музыкальные инструменты. |
|
«Весна» |
р.м |
Бумага |
Защитим себя от солнца |
Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами. |
бумага |
|
«Что подарит лето нам?» |
ф.я. |
Свойства веществ |
Твердые- жидкие |
Помочь понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. |
Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, емкость, пинцет. |
|
«Что подарит лето нам?» |
р.м |
Тепло |
Как измерить тепло |
Помочь выявить принцип действия термометра |
Ведерки, пузырек, мыльный раствор. |