План-конспект к уроку литературы «Общественно-литературная жизнь 2-й половины XIX века»

8
1
Материал опубликован 18 February 2019

Урок 1-2

Тема:   Общественно-литературная жизнь 2-й половины XIX века

 

Цель:   дать общую характеристику литературы середины XIX  века с точки                                      зрения                 истории; показать значение русской литературы середины XIX                  века в развитии русского и мирового литературного процесса.

 Эпиграф:  До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых в                      России в XIX  веке, но и поражающее разнообразие их.

                                                                                                    М. Горький.

                       У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная                               трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения                          и  своей совести.

                                                                                                                     Герцен А. И.

 Ход урока

I.     Оргмомент. Вступительное слово.

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

 

II.  Периодизация русской литературы

Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них.   Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

В истории русской литературы выделяют несколько периодов:

1.    ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.  

2.    ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.  

3.    ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.  

4.    ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.  

5.    СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.  

6.    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.  

 

III.   Социально-исторический контекст.

В конце 1840-х годов российские власти, испугавшись революций в Европе, предприняли попытку ввести тотальную цензуру, это врем многочисленных цензурнх «репресий». «Русская планета» вспоминает это время, получившее у современников название «мрачного семилетия». Мрачное семилетие 1848—1855 годов: «Ужас овладел всеми мыслящими и пишущими».

Парадокс этого периода: конец 1840-х - первая половина 1850-х – это время «концов» и «начал».

Краткая характеристика  1855-х – 1860-х годов может быть сведена к следующим ключевым словам: «эпоха реформ», «время зарождения революционного движения в России», «период царствования Александра II», «век русских нигилистов».

Две отправные точки новой эпохи:

 

 

2 марта(по н.ст.) 1855 г. скончалcя                 поражение в Крымской войне1853-1856 гг  

              император Николай I                        

 

Крымская война, поражение русской армии, унизительный Парижский мир взволновали современников и нашли отражение во многих художественных произведениях. Современники осознавали, что к концу царствования Николая I русское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса. Поражение в Крымской войне воспринималось закономерным итогом недальновидной политики императора.

С императором Александром II россияне связывали надежды на обновление жизни страны. Почти одновременно были осуществлены крестьянская, земская, судебная, военная реформы, реформы образования и печати.

 IV. Политическая борьба в общественной и литературной жизни.

Вопрос о «плане перестройки», о путях развития России стал центральным для общества. Именно этот вопрос расколол русское общество.

 

Постепенные преобразования           Путь народного восстания, крестьянской революции

 

Консервативные взгляды:                                        Либеральные взгляды:

обновляя общество, необходимо                             преобразовать монархию в контитуцион-

сохранить монархию в России                                 ную или сформировать республиканское

                                                                                     правительство и т.д.

 На этом фоне в жизни русского общества важную роль играю четыре общественно-политических движения:

1.    славянофилы отстаивали идею особого исторического пути России, хотели объединить все сословия с простым народом, критиковали реформы Петра I, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца. (А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы и др.)

2.    западники считали необходимым для России именно европейское экономическое развитие и просвещение. (И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский и др.)

3.    почвенники полагали, что русское общество должно соединиться с народом, но при это не отрицали положительной роли реформ Петра I. (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев)

4.    революционеры-демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.)

Конец эпохе «перестройки» положило неудачное покушение Дмитрия Каракозова на императора 4 апреля 1866 года. Либерализация общественной жизни была признана правительством преждевременной, неблагоприятно влияющей на общественное сознание. Правительство пыталось предотвратить распространение революционных идей в России, закрыв демократические журналы «Современник» (ред. Н.А. Некрасов) и «Русское слово» (ред. Г.Е. Благосветов).

 V. Философско-религиозный контекст эпохи.

Русский человек XIX века воспитывался в христианской вере. Поэтому органичным, постоянным и стабильным для русской философской мысли были философско-религиозные искания её представителей.

1-я половина XIX века в русском обществе прошла под знаком увлечения германской классической философией (учения Канта, Шеллинга, Гегеля).

Середина XIX века – увлечение материализмом и позитивизмом. В своём увлечении материализмом и позитивизмом русские мыслители – материалисты довели до логического заверщения идею отрицания всего внематериального и внеличностного, Бога и абсолютных ценностей.

Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым, или даже ко всем сторонам общественной жизни.

Русский нигилизм -  отрицание христианства.

Во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

Нигилисты провозгласили, что человек самодостаточен и самоценен, он не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, никакого страха перед Богом, в том числе и за несоблюдение нравственных законов, определяемых христианским учением. Русские нигилисты предъявили к человеку максимальные нравственные требования. В стремлении к идеалу они видели смысл человеческой жизни. А идеал можно сотворить, основываясь на личном понимании того, что имеет ценность для человека. Понятием «душа» нигилисты не пользовались: человек, с их точки зрения, материален. Он – продукт природы, и всё в нём можно объяснить законами природы. Эмоционально-нравственная жизнь человека есть всего лишь проявление физиологических рефлексов, жизнь его в обществе объяснима его биологической природой. Духовная жизнь человека была отождествлена нигилистами с его интеллектуальной, умственной деятельностью. Конечной целью общественного прогресса должно стать материальное благосостояние каждого.

К концу 1860-х и началу 1870-х годов слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении.

 VI. «Чистое» и утилитарное искусство.

В середине XIX века обострились споры между сторонниками так называемого «чистого» и «утилитарного» искусства.

Первые полагали, что искусство имеет значение само по себе, как воспроизведение и создание прекрасного, всегда волнующего душу человека. Представители «чистого» искусства утверждали независимость художника, его незаинтересованность в делах общества и протестовали против социальных тенденций в искусстве.

Содержанием «чистого» искусства были красота жизни человека во всех её проявлениях, природа, любовь, античность, история, бытие человека. Сторонники этого искусства именовали своё направление «пушкинским». Представителями «чистого» искусства, были Тютчев, Фет, Майков, Полонский, Григорьев и некоторые другие поэты.

Другие представители литературы ставили искусство на службу общественным задачам. В произведениях «утилитарного» искусства автор сосредоточен на изображении событий и фактов текущей жизни, на описании социальной действительности и современности. Создатели этих творений стремились прежде всего принести обществу и человеку практическую пользу. Особое внимание уделялось идеологической стороне произведения. Представителями искусства «утилитарного» — Некрасов, Плещеев, Надсон. Второе название «утилитарного» искусства – «гоголевское».

VII. Реализм как ведущее направление XIX века.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

 Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.   Завершение 19 века - реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество Гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Этапы развития реализма:

1.    Просветительский реализм (17-18 вв.): вера в разум человека, надежда на гармонизацию общества через просвещение, развитие творческого начала в человеке (А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин).

2.    «Синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов при доминанте реалистического (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С Грибоедов).

3.    Критический реализм (1840 – 1890-е гг.): обличительная направленность произведений, решительный разрыв с романтическими традициями (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др.).

4.    Социалистический реализм (1920 – 1980-е гг.): проникнут идеями революционной действительности и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький).

 Черты реализма:

а.    стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

б.    тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несёт на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

в.    универсальность в изображении времени;

г.    социальный и психологический детерминизм;

д.    историческая точка зрения на жизнь.

 Особенности русского реализма:

      активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

      выраженный жизнеутверждающий характер;

      особый динамизм;

      синтетичность: более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями.

 Основное средство реализма – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущим критерием художественности была верность действительности, стремление к непосредственной достоверности изображения. Реализм признаёт право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Для этого направления характерно большое разнообразие художественных форм.

Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Верность действительности, принцип воспроизведения жизни «в формах самой жизни», изображение мира в постоянной динамике – канонические черты реализма – не исключают использования писателями-реалистами аллегории, гротеска, фантастики. Мифологических параллелий.

Словарь:

Типизация – 1. Изображение через единичное , т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

                        2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

                        3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

VIII. Итог. Домашнее задание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии

Благодарю за работу!

14 April 2019