Конспект урока истории в 5 классе «Древняя Спарта»

7
0
Материал опубликован 23 February 2017
Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся с местоположением Спарты, особенностями жизни и управления Спартанским государством;

развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события на основе исторического анализа, развитие монологической речи учащихся.

воспитательная: вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям-илотам.

Ход урока

Организационный момент

Ι. Словарная работа (задание: заменить одним словом)

1. город-государство (полис)

2. власть демоса (демократия)

3. свободные афиняне (граждане)

4. преобразования в какой-либо сфере (реформы)

ΙΙ. Впишите недостающие слова.

Главные требования афинского демоса в 7-ом в. до н. э.

1. Отменить … (долговое рабство)

2. Переделить … (землю)

3. Добиться права самим … (управлять государством)

ΙΙΙ. Впишите недостающие слова.

Главное в законах Солона

1. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … (обращать в рабство)

2. Архонтом мог стать … (любой)

3. Для решения государственных дел стали созывать … (Совет знати), в котором участвовали … (жители Аттики)

4. Судьи выбирались из … (знатных и богатых людей)

Изучение нового материала

Ранее мы уже говорили, что Грецию можно разделить на три части.

Задание. Ребята, назовите и покажите эти части.

Сегодня мы будем говорить о южной части. Это часть страны – полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес.

Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова.

Задание. Угадайте название одной из них работая с кругограммой

Лаконика – это область, где проживали спартанцы. Запись в тетради

Другая область- Мессения. Запись в тетради

На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика, а на юго-западе – Мессения. Эти две равнины, две области разделяет высокий горный хребет Тайгет.

Если говорить об особенностях природы, то можно выделить следующее:

1) сравнительно с Аттикой Лаконика была очень плодородной областью; еще плодороднее были земли Мессении;

2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (мало удобных бухт, берег заболоченный, мели.)

Во 2 тысячелетии до н. э. дорийцы вторглись в Грецию.

Дорийцы – одно из четырех основных древнегреческих племен, переселившихся в ходе «дорийского вторжения», стали на Пелопоннесе господствующей народностью. Запись в тетради

Они обосновались в области Лаконика: в долине реки Эврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

Вопрос. Были ли у спартанцев рабы?

Кого спартанцы обратили в рабов?

Илоты – местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами. Запись в тетради

Задание. Стр. 144 -145 прочитать

Вопрос. Как жили илоты?

Спартанское население:

- спартиаты (полноправные граждане – имевшие земельный надел, обладавшие политическими правами);

- периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы – имевшие земельный надел, но не имевшие политических прав);

- илоты (бесправное покоренное население).

Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни Спарты. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой спартанцев.

Спарта – военный лагерь. Запись в тетради

Задание. Стр. 145 1-3 абзац.

Вопрос. Почему спартанцы называли свой полис «община равных»?

В Спарте не было демократии. Народное собрание не играло большой роли. Управление полиса было в руках Совета старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 – ти лет. В совет старейшин входило два царя, власть которых передавалась по наследству. Цари имели всего два голоса в Совете.

Вопрос. Какие функции выполняли цари?

Как происходило избрание старейшин?

Какое государственное устройство было в Спарте?

Олигархия – «власть немногих» Запись в тетради

Задание. Стр. 146 – 147 Спартанское воспитание.

Вопрос. Что значит лаконичная речь?

Закрепление

Тест «Спартанский полис»

Вариант 1

1. Выберете правильный ответ.

    Спартанцы:

   а) были исконными жителями Лаконки, области в Южной Греции

   б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконику

   в) завоевали Лаконику и подчинили своей власти ее исконных жителей

2. Выберете неправильный ответ.

    В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой

    а) процветали искусство

    б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому    

        порядку

    в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми

       сбрасывали с горного обрыва в пропасть

3. Продолжить перечень.

   Управление Спартой осуществляли:

   а) Совет старейшин

   б)

   в)

4. Найдите лишнее.

    Спартанские мальчики:

    а) упорно занимались грамотой и письмом

    б) часами разучивали военные песни

    в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах  

        сверстников

    г) славились умением красиво и долго говорить

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

    Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

   а) илоты

   б) демос

   в) архонты

Тест «Спартанский полис»

Вариант 2

1. Выберете правильный ответ.

Спарта занимала территорию:

а) Средней Греции

б) области Лаконки на севере Греции

в) областей Лаконика и Мессения в Пелопоннесе

2. Выберете неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) строились прекрасные дворцы и храмы

б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков

в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

3. Продолжите перечень.

Илоты в Спарте:

а) работали на принадлежавших спартанцам наделах

б)

в)

4. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики

а) никогда не воровали чужого имущества

б) умели стойко переносить лишения

в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

г) никогда не подвергались физическим наказаниям

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и

бесконечная власть:

а) Совет старейшин

б) Народное собрание

в) ареопаг

(Ответы на варианты: 1,2 – одинаковые: 1 – в); 2 – а); 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а), г); 5 – а).)

Выставление оценок

Домашнее задание: § 27

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.