Конспект урока истории в 5 классе «Древняя Спарта»
обучающая: познакомить учащихся с местоположением Спарты, особенностями жизни и управления Спартанским государством;
развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события на основе исторического анализа, развитие монологической речи учащихся.
воспитательная: вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям-илотам.
Ход урока
Организационный момент
Ι. Словарная работа (задание: заменить одним словом)
1. город-государство (полис)
2. власть демоса (демократия)
3. свободные афиняне (граждане)
4. преобразования в какой-либо сфере (реформы)
ΙΙ. Впишите недостающие слова.
Главные требования афинского демоса в 7-ом в. до н. э.
1. Отменить … (долговое рабство)
2. Переделить … (землю)
3. Добиться права самим … (управлять государством)
ΙΙΙ. Впишите недостающие слова.
Главное в законах Солона
1. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … (обращать в рабство)
2. Архонтом мог стать … (любой)
3. Для решения государственных дел стали созывать … (Совет знати), в котором участвовали … (жители Аттики)
4. Судьи выбирались из … (знатных и богатых людей)
Изучение нового материала
Ранее мы уже говорили, что Грецию можно разделить на три части.
Задание. Ребята, назовите и покажите эти части.
Сегодня мы будем говорить о южной части. Это часть страны – полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес.
Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова.
Задание. Угадайте название одной из них работая с кругограммой
Лаконика – это область, где проживали спартанцы. Запись в тетради
Другая область- Мессения. Запись в тетради
На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика, а на юго-западе – Мессения. Эти две равнины, две области разделяет высокий горный хребет Тайгет.
Если говорить об особенностях природы, то можно выделить следующее:
1) сравнительно с Аттикой Лаконика была очень плодородной областью; еще плодороднее были земли Мессении;
2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (мало удобных бухт, берег заболоченный, мели.)
Во 2 тысячелетии до н. э. дорийцы вторглись в Грецию.
Дорийцы – одно из четырех основных древнегреческих племен, переселившихся в ходе «дорийского вторжения», стали на Пелопоннесе господствующей народностью. Запись в тетради
Они обосновались в области Лаконика: в долине реки Эврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.
Вопрос. Были ли у спартанцев рабы?
Кого спартанцы обратили в рабов?
Илоты – местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами. Запись в тетради
Задание. Стр. 144 -145 прочитать
Вопрос. Как жили илоты?
Спартанское население:
- спартиаты (полноправные граждане – имевшие земельный надел, обладавшие политическими правами);
- периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы – имевшие земельный надел, но не имевшие политических прав);
- илоты (бесправное покоренное население).
Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни Спарты. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой спартанцев.
Спарта – военный лагерь. Запись в тетради
Задание. Стр. 145 1-3 абзац.
Вопрос. Почему спартанцы называли свой полис «община равных»?
В Спарте не было демократии. Народное собрание не играло большой роли. Управление полиса было в руках Совета старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 – ти лет. В совет старейшин входило два царя, власть которых передавалась по наследству. Цари имели всего два голоса в Совете.
Вопрос. Какие функции выполняли цари?
Как происходило избрание старейшин?
Какое государственное устройство было в Спарте?
Олигархия – «власть немногих» Запись в тетради
Задание. Стр. 146 – 147 Спартанское воспитание.
Вопрос. Что значит лаконичная речь?
Закрепление
Тест «Спартанский полис» Вариант 1 1. Выберете правильный ответ. Спартанцы: а) были исконными жителями Лаконки, области в Южной Греции б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконику в) завоевали Лаконику и подчинили своей власти ее исконных жителей 2. Выберете неправильный ответ. В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой а) процветали искусство б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми сбрасывали с горного обрыва в пропасть 3. Продолжить перечень. Управление Спартой осуществляли: а) Совет старейшин б) в) 4. Найдите лишнее. Спартанские мальчики: а) упорно занимались грамотой и письмом б) часами разучивали военные песни в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников г) славились умением красиво и долго говорить 5. Назовите понятие, которое соответствует определению. Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству: а) илоты б) демос в) архонты |
Тест «Спартанский полис» Вариант 2 1. Выберете правильный ответ. Спарта занимала территорию: а) Средней Греции б) области Лаконки на севере Греции в) областей Лаконика и Мессения в Пелопоннесе 2. Выберете неправильный ответ. В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой: а) строились прекрасные дворцы и храмы б) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом 3. Продолжите перечень. Илоты в Спарте: а) работали на принадлежавших спартанцам наделах б) в) 4. Найдите лишнее. Спартанские мальчики а) никогда не воровали чужого имущества б) умели стойко переносить лишения в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы г) никогда не подвергались физическим наказаниям 5. Назовите понятие, которое соответствует определению. Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть: а) Совет старейшин б) Народное собрание в) ареопаг |
(Ответы на варианты: 1,2 – одинаковые: 1 – в); 2 – а); 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1), принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а), г); 5 – а).)
Выставление оценок
Домашнее задание: § 27