План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Такое нужное рисование», (Ранний возраст)
Конспект проведения родительского собрания на тему:
«Такое нужное рисование»
(Ранний возраст)
Форма родительского собрания - беседа, обсуждение, мастер-класс.
Структура собрания:
1. Доклад воспитателя:
- сообщение о возрастных особенностях детей в контексте развития художественно-эстетических способностей;
- беседа об изобразительной деятельности в раннем возрасте.
2. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ».
3. Мастер-класс воспитателя по использованию некоторых нетрадиционных техник рисования.
4. Воспитатель подводит итог родительского собрания.
Цель родительского собрания: создать условия для роста педагогической компетентности родителей в художественно – творческом развитии детей раннего возраста с дальнейшим использованием в совместной деятельности с ребёнком.
1. Доклад воспитателя.
Все мы обладаем определённым набором способностей – одной их самых специфических особенностей человека, которая выделяет его из мира животных, но вот с какими именно способностями родится ваш ребёнок угадать, конечно же, не возможно и единственное что можно сделать – это испытывать и развивать их. Ведь чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Одна из задач, поставленных в «федеральном государственном стандарте дошкольного образования» 2014 года, звучит как «формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка». [4] Эстетическое развитие становится приоритетным направлением развития личности, и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи. Как говорится в этом же правовом документе, программа должна быть направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей» [4] ребёнка.
Изобразительная деятельность – это деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. «Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение» [1].
Считается, что рисование предназначено развивать восприятие детей, и формировать представление о предметах и окружающей действительности, то есть дополнять представление ребёнка. Таким образом, мы понимаем, что одна из ведущих задач рисования в раннем возрасте – это освоение приёмов изображения, доступных детям предметов и явлений. Решение данной задачи, конечно, должно стоять на первом месте при обучении детей рисованию, но у ребёнка есть и другие потребности.
Парциальные программы редко предоставляют разнообразие техник и приёмов рисования, которые помогают развивать воображение детей, их самостоятельность и такое важное умение видеть в обычном – необычное, качество которое присуще только детям. Именно с этой целью предлагаются разнообразные дополнительные образовательные услуги по художественному развитию.
Почему мы сегодня так много слышим и так часто говорим именно о рисовании в нетрадиционных техниках? Здесь дети могут использовать новые материалы, новые для себя техники, могут творить, выдумывать и свободно воплощать свои фантазии в творчестве. Конечно, нельзя не отметить и того, что данные техники не терпят шаблонности и простого подражания, у каждого ребёнка при одинаковом задании обязательно получится свой неповторимый образ, соответствующий только его видению.
Детям нравится такая деятельность потому, что это всегда интересная и весёлая игра. Родителям нравится – потому, что это красивые, яркие, и необычные работы. Педагогам нравится такая деятельность потому, что есть возможность увидеть индивидуальность ребёнка, посмотреть, как он воспринимает мир вокруг себя.
Таким образом, можно сделать вывод, рисование в нетрадиционных техниках позволяет ребёнку развивать своё видение и свою фантазию, не опираясь на уже устоявшиеся шаблоны – это его мир. И так важно не пропустить эту возможность именно в раннем возрасте – дать ребёнку самому увидеть то, что его окружает.
2. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ».
Воспитатель задаёт вопросы родителям.
Что больше всего любит рисовать ваш ребёнок?
Какие материалы для рисования чаще всего используют ваши дети?
Какие материалы есть у вас в наличии?
Какие техники вам знакомы?
Какие из них вы испробовали с детьми?
Какие хотелось бы попробовать?
Есть ли такие техники, которые вам не понятны, но хотелось бы испробовать?
(После собрания по ответам родителей воспитатель составляет пожелания и оформляет по просьбам родителей консультацию по теме).
3. Мастер-класс по использованию некоторых нетрадиционных техник рисования.
В раннем возрасте детям доступны такие техники как – рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, смятой бумагой, поролоном, пенопластом – в этих видах повторяется один и тот же способ использования различных материалов (воспитатель показывает материалы и способ рисования). Но есть и техники рисования с кисточкой, которые так же относятся к нетрадиционным и доступны детям в раннем возрасте. Например, рисование по сырому, где сначала нужно намочить лист, а потом, на уже влажном листе, рисовать любые формы или просто линии разных цветов кистью. Или же наоборот, другой вариант тычок жёсткой полусухой кистью, в котором дети используют сухую щетину и жидкую гуашь.
Таким образом мы видим что разнообразие техник рисования с детьми раннего возраста достаточно велико. И конечно, что бы оценить этот вид деятельности необходимо самому на практике испробовать некоторые варианты нетрадиционных техник рисования. Я сегодня предлагаю попробовать две самые сложные для маленьких детей техники – рисование по сырому и рисование ватными палочками. После рисования обсудим, в чем трудность этих техник для малышей. Перед вами на столах лежат краски, кисти, листы бумаги, выбирайте материалы, мы начнём с техники рисования по сырому.
Объяснение техники и рисование.
Теперь, когда наши рисунки готовы приступим к рисованию ватными палочками. Придумайте любую простую форму и изобразите её на другом листе.
Объяснение техники и рисование.
Воспитатель задаёт вопросы.
На сколько легко вам было придумать тему для рисунка?
Какой способ вам показался сложнее?
Как вы считаете, почему эти способы могут быть тяжёлыми для ваших детей?
Для того чтобы избежать этих трудностей и позволить ребёнку полюбить такое рисование нужно давать максимально простые задачи, с постепенным усложнением. Например, если использовать рисование по сырому как рисование фона, где не важны контуры или похожесть, в таком варианте ребёнок может творить на своём листе почти все что захочет и нашей задачей станет только научить его не перестараться. То есть использовать только необходимое количество воды и краски, в противном случае в центре листа, на котором рисует ребёнок, может появиться дырка. Следующим шагом будет научить подбирать цвета и правильно накладывать краску, так что бы при смешивании они не превращались в одно цветовое пятно, которое чаще всего приобретает коричневый или чёрный цвет. И только после этого можно начинать учить ребёнка рисовать простые предметы и явления в этой технике, например, радугу или дождевую тучу.
При рисовании ватными палочками тоже есть свои сложности, с которыми и вы сегодня столкнулись. Рисовать без контура ребёнок ещё не может, но и с контуром ему тяжело не выйти за границы, а при особенных стараниях заполнить всю форму ребёнок может начать использовать палочку как кисть и просто размазывать краску по листу. Поэтому первое, что нужно сделать – это научить использовать предмет правильно и учиться необходимо на самых упрощённых формах. Например, просто круг, который вы представите как мячик, и в процессе рисования у вас на нем может появиться какой-нибудь простой рисунок, например, горошек, линии или цветочки. Так же нужно понимать, что ватными палочками можно заполнять рисунки разной плотностью, то есть чем ближе точки, тем плотнее и насыщеннее цвет (все, что рассказывает воспитатель, демонстрируется по ходу на примере).
4. Итог родительского собрания.
Используйте нетрадиционные техники рисования в своих играх с детьми – это весело и интересно, а если вы боитесь испачкаться, используйте пальчиковые краски. Помните, что рисование и в том числе в нетрадиционных техниках не только развивает творческие способности ребёнка, но и – мелкую моторику рук. Считается что развитие именно моторики рук напрямую связано с развитием речи детей. И это ещё один плюс в пользу ежедневного рисования.
Список используемой литературы
1) Комарова Т.С. Подготовка детей к школе в процессе занятий изобразительной деятельностью. [Электронный ресурс] Режим доступа // https://gigabaza.ru/doc/91610.html (дата обращения: 23.10.2016)
2) Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
3) Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
4) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 17.10.2016)