12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Батюк Ирина Владимировна82 Россия, Алтайский край, Барнаул |
План-конспект урока литературы «Рассказ И.А. Бунина «Косцы» (5 класс)
| ФИО | Батюк Ирина Владимировна |
| Место работы | МБОУ «СОШ № 117» |
| Должность | Учитель русского языка и литературы высшей категории |
| Предмет | Русский язык и литература |
| Класс | 5 Б |
| Тема и номер урока в теме | «рассказ И.А. Бунина «Косцы», первый |
| Базовый учебник | В.Я. Коровина «Литература. 5 класс», 2014 |
План-конспект урока литературы «Рассказ И.А. Бунина «Косцы»
Цели урока:
Образовательные:
познакомиться с творчеством великого русского писателя И.А.Бунина на примере рассказа «Косцы»;
выделить основные образы рассказа;
понять, какие чувства испытывает автор-рассказчик.
Развивающие:
учиться определять основные образы литературного произведения;
учиться осмысленному чтению через лексическую работу с рассказом;
различать понятия «пейзажа» в живописи и пейзажной лирики в литературе;
работать над выразительностью речи обучающихся.
развитие образного мышления через выявление центральных образов-символов рассказа.
Воспитательные:
воспитывать чувство прекрасного при восприятии литературных, музыкальных и художественных произведений;
способствовать формированию чувства любви к России, родной природе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД
1.Точность понимания цели работы.
2.Отбор информации.
Личностные УУД
1. Интерес к произведениям литературы и живописи.
2. Осмысление образов литературного произведения.
Регулятивные УУД
1. Осознание задачи преобразовать текстовую информацию в образную.
2. Планирование работы с учётом её этапов.
3.Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над произведением, поиск решений.
4. Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.
Коммуникативные УУД
1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
2. Слушать и вступать в диалог при обсуждении вопроса.
3. Ставить вопрос в процессе поиска информации.
4. Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка.
Тип урока: комбинированный урок с использованием проектно-исследовательской технологии.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями. Листы контроля.
Технологическая карта урока (см. ниже)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Рассказ И.А. Бунина «Косцы»
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Время (мин) | Содержание педагогического взаимодействия
| |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Постановка учебных задач
| Актуализация знаний. Стадия вызова.
Рассматривание картины («Косцы»).
Формулирование темы и целей урока
|
| Учитель читает стихотворение под тихую музыку Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом - и всюду Нива колосится! Пахнет медом, зацветает Белая гречиха... Звон к вечерне из деревни Долетает тихо... А вдали кукушка в роще Медленно кукует... Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! - О чем это стихотворение? - Подходит ли эта иллюстрация к нашему стихотворению? Почему? - Как могла бы называться эта картина? (записываем варианты «В поле», «Косари»). Эта картина называется «Косцы», ее автор – художник Григорий Мясоедов. - Как называется картина, изображающая картины природы? Словарная работа – пейзаж. -На что обращает внимание художник?
Автор стихотворения, которое прозвучало в начале урока, известный русский писатель И.А.Бунин. Сегодня на уроке мы проанализируем какой рассказ этого удивительного писателя - «Косцы».
Какую тему запишем в тетради? Какова цель урока? (знать биографию писателя. Чувства автора, основные образы) | Комментируют содержание стихотворения, находят тему (о природе)
Поиск и выделение необходимой информации.
Записывают тему урока
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Отвечают на вопрос, строят высказывание
Формулируют тему и цели урока | Прогнозируют свою деятельность.
Ставят учебную задачу на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
|
2. Совместное исследование проблемы.
| Актуализация знаний.
|
| Проверим, насколько внимательны вы были чтении рассказа Бунина. Прием ВЕРНО-НЕВЕРНО. Цифровой диктант. Если верно, то 1, если нет, то 0. 1. Густой и свежий березовый лес звучно откликался на песню косцов. 2. Прелесть песни была в каком-то несознаваемом родстве между косарями и рассказчиком. 3. Косари пели и не смели срывать и есть ягоды. 4. Рассказчик не вспоминает героев сказок, только сказочные предметы: шапку-невидимку, ковер-самолет и др. 5. Автор говорит, что в те невозвратимые дни они были бесконечно счастливы. Шифр: 11001 + взаимопроверка в парах | Поиск , выделение и структурирование необходимой информации. | Передают информацию посредством записи цифр | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
3. Моделирование
| Прослушивание аудиозаписи рассказа. Восприятие художественного текста |
| О чем говорит автор с особым чувством, с любовью? О Родине. «Россия! Кто смеет учить меня любви к ней!»
| Адекватное восприятие звучащего и печатного текста. Поиск, выделение и структурирование необходимой информации. |
| Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию |
Физкультминутка |
|
|
|
|
|
|
4.Конструирование нового способа действия.
| Организация работы в группах |
| Так много сказал нам писатель в небольшом по объему произведении. Как поступить, чтобы обсудить все темы? | Выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
|
|
|
5. Переход к этапу решения частных задач.
| Работа в группах |
| Задания для групп: Группа 1 Образ косарей и песни, которую они поют Проанализируйте текст от слов: «Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса.» до слов : «… и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие» Ответьте на следующие вопросы: Какая это песня: веселая, грустная, лирическая, музыкальная? Какие художественные средства использует И.А. Бунин для описания песни (эпитеты, сравнения)? Какое слово и сколько раз повторяется в отрывке и почему? Какие фольклорные элементы упоминает автор? О чем это свидетельствует? О какой связи размышляет писатель, слушая песню косцов? Группа 2 Найти в тексте и выразительно прочитать описания: Какое небо? Какие косари? Какое дерево является символом России? Какой лес в рассказе? Какая дорога? Какой образ объединяет небо, лес дорогу, косарей? Группа 3 У вас на столе лежат детали: крыша, основание, небо, дорога, лес. Докажите, что все они имеют отношение к рассказу. Составьте «картину»
| Поиск и выделение информации; применение методов инф.поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач; смысловое чтение; запись основных мыслей в тетрадь.
| Строят развернутые высказывания, умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | Планирование работы с учётом её этапов. Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над произведением, поиск решений. |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
|
|
|
|
|
|
7. Рефлексия | Промежуточный анализ эмоционального состояния на разных этапах урока. Итоговая рефлексия деятельности |
| Какой увидел Россию Бунин и показал ее нам? Чему учит рассказ нас? План 1.Рассказ Бунина «Косцы» - воспоминание о Родине 2. Восхищение природой России, русскими людьми, их трудом, пением. 3. наш общий дом – Россия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
| Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Контроль на этапе окончания учебной темы.
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
| Все - стр 11, в. 4 По выбору – 1. Сочинение-миниатюра «Наша родина, наш общий дом – Россия» 2. Мозаика «Образ России в рассказе Бунина «Косцы» |
|
|
|