12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Батюк Ирина Владимировна82
Россия, Алтайский край, Барнаул
1

План-конспект урока литературы «Рассказ И.А. Бунина «Косцы» (5 класс)

 

ФИО

Батюк Ирина Владимировна

 

Место работы

МБОУ «СОШ № 117»

 

Должность

Учитель русского языка и литературы высшей категории

 

Предмет

Русский язык и литература

 

Класс

5 Б

 

Тема и номер урока в теме

«рассказ И.А. Бунина «Косцы», первый

 

Базовый учебник

В.Я. Коровина «Литература. 5 класс», 2014

План-конспект урока литературы «Рассказ И.А. Бунина «Косцы»

 

Цели урока:

Образовательные:

познакомиться с творчеством великого русского писателя И.А.Бунина на примере рассказа «Косцы»;

выделить основные образы рассказа;

понять, какие чувства испытывает автор-рассказчик.

Развивающие:

учиться определять основные образы литературного произведения;

учиться осмысленному чтению через лексическую работу с рассказом;

различать понятия «пейзажа» в живописи и пейзажной лирики в литературе;

работать над выразительностью речи обучающихся.

развитие образного мышления через выявление центральных образов-символов рассказа.

Воспитательные:

воспитывать чувство прекрасного при восприятии литературных, музыкальных и художественных произведений;

способствовать формированию чувства любви к России, родной природе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

1.Точность понимания цели работы.

2.Отбор информации.

Личностные УУД

1. Интерес к произведениям литературы и живописи.

2. Осмысление образов литературного произведения.

Регулятивные УУД

1. Осознание задачи преобразовать текстовую информацию в образную.

2. Планирование работы с учётом её этапов.

3.Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над произведением, поиск решений.

4. Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.

Коммуникативные УУД

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Слушать и вступать в диалог при обсуждении вопроса.

3. Ставить вопрос в процессе поиска информации.

4. Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка.

Тип урока: комбинированный урок с использованием проектно-исследовательской технологии.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями. Листы контроля.

Технологическая карта урока (см. ниже)

 

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Рассказ И.А. Бунина «Косцы»

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Время

(мин)

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

 

 

 

 

Актуализация знаний. Стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание картины («Косцы»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы и целей урока

 

 

Учитель читает стихотворение под тихую музыку

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом - и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха...

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо...

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует...

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!

- О чем это стихотворение?

- Подходит ли эта иллюстрация к нашему стихотворению? Почему?

- Как могла бы называться эта картина? (записываем варианты «В поле», «Косари»).

Эта картина называется «Косцы», ее автор – художник Григорий Мясоедов.

- Как называется картина, изображающая картины природы? Словарная работа – пейзаж. 

-На что обращает внимание художник?


С пейзажем мы встречаемся не только на картинах художников, но и в литературных произведениях. Здесь пейзаж играет важное значение, с его помощью автор показывает, где происходит или стремится показать свои чувства, передать читателю особую философскую идею через средства художественной выразительности.

 

Автор стихотворения, которое прозвучало в начале урока, известный русский писатель И.А.Бунин. Сегодня на уроке мы проанализируем какой рассказ этого удивительного писателя - «Косцы».

 

 

 

Какую тему запишем в тетради?

Какова цель урока? (знать биографию писателя. Чувства автора, основные образы)

Комментируют содержание стихотворения, находят тему (о природе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск и выделение необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, строят высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цели урока

Прогнозируют свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят учебную задачу на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 

2. Совместное исследование проблемы.

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверим, насколько внимательны вы были чтении рассказа Бунина. Прием ВЕРНО-НЕВЕРНО. Цифровой диктант. Если верно, то 1, если нет, то 0.

1. Густой и свежий березовый лес звучно откликался на песню косцов.

2. Прелесть песни была в каком-то несознаваемом родстве между косарями и рассказчиком.

3. Косари пели и не смели срывать и есть ягоды.

4. Рассказчик не вспоминает героев сказок, только сказочные предметы: шапку-невидимку, ковер-самолет и др.

5. Автор говорит, что в те невозвратимые дни они были бесконечно счастливы.

Шифр: 11001 + взаимопроверка в парах

Поиск , выделение и структурирование необходимой информации.

Передают информацию посредством записи цифр

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

3. Моделирование

 

 

 

 

 

Прослушивание аудиозаписи рассказа. Восприятие художественного текста

 

О чем говорит автор с особым чувством, с любовью?

О Родине. «Россия! Кто смеет учить меня любви к ней!»

 

 

Адекватное восприятие звучащего и печатного текста. Поиск, выделение и структурирование необходимой информации.

 

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

4.Конструирование нового способа действия.

 

 

 

Организация работы в группах

 

Так много сказал нам писатель в небольшом по объему произведении. Как поступить, чтобы обсудить все темы?

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи;

 

 

 

5. Переход к этапу решения частных задач.

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

Задания для групп:

Группа 1

Образ косарей и песни, которую они поют

Проанализируйте текст от слов: «Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса.» до слов : «… и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие»

Ответьте на следующие вопросы:

Какая это песня: веселая, грустная, лирическая, музыкальная?

Какие художественные средства использует И.А. Бунин для описания песни (эпитеты, сравнения)?

Какое слово и сколько раз повторяется в отрывке и почему?

Какие фольклорные элементы упоминает автор? О чем это свидетельствует?

О какой связи размышляет писатель, слушая песню косцов?

Группа 2

Найти в тексте и выразительно прочитать описания:

Какое небо?

Какие косари?

Какое дерево является символом России? Какой лес в рассказе?

Какая дорога?

Какой образ объединяет небо, лес дорогу, косарей?

Группа 3

У вас на столе лежат детали: крыша, основание, небо, дорога, лес. Докажите, что все они имеют отношение к рассказу. Составьте «картину»

 

 

Поиск и выделение информации;

применение методов инф.поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач; смысловое чтение; запись основных мыслей в тетрадь.

 

 

Строят развернутые высказывания, умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Планирование работы с учётом её этапов. Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над произведением, поиск решений.

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

 

 

 

 

 

 

7. Рефлексия

Промежуточный анализ эмоционального состояния на разных этапах урока. Итоговая рефлексия деятельности

 

Какой увидел Россию Бунин и показал ее нам?

Чему учит рассказ нас?

План

1.Рассказ Бунина «Косцы» - воспоминание о Родине

2. Восхищение природой России, русскими людьми, их трудом, пением.

3. наш общий дом – Россия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

Все - стр 11, в. 4

По выбору –

1. Сочинение-миниатюра «Наша родина, наш общий дом – Россия»

2. Мозаика «Образ России в рассказе Бунина «Косцы»

 

 

 

 


Бунин
RAR / 7.46 Мб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.