План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России.»
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема:«Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России.»
Цели урока:
• Формирование ценностного отношения к природе
• Развитие эмоционально-положительного отношения к животным
• Освоение правил нравственного поведения в природном сообществе
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• Осознание роли человека в природе и необходимости бережного отношения к ней
• Принятие экологических норм поведения
• Неприятие действий, приносящих вред природе
Метапредметные результаты:
• Устанавливать причины необходимости охраны животных
• Оценивать примеры положительного и негативного отношения к природе
• Создавать устные высказывания о природоохранной деятельности
• Соблюдать правила нравственного поведения в природе
Предметные результаты:
• Называть заповедники и природные парки России
• Соблюдать правила поведения в природе
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, посмотрите на эти фотографии. На первой - загрязненная река, где погибает рыба, на второй - браконьер с убитым животным, на третьей - заповедник, где животные живут свободно. Что вы чувствуете, глядя на эти фотографии?
(Дети: Грусть от первых двух фотографий, радость от третьей. Жалко животных. Природу нужно беречь)
Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети: О защите животных, о том, как сохранить природу)
Учитель: Какую цель поставим перед собой?
(Дети с помощью учителя формулируют цель: узнать, как и почему нужно охранять животных, что делается для их защиты в России)
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Дети: О размножении и развитии животных - рыб, птиц и зверей)
Учитель: Как появляются детеныши у разных животных?
(Дети: Рыбы мечут икру, птицы откладывают яйца, у зверей детеныши развиваются внутри матери)
Этап 3. Освоение нового материала
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как важно беречь животных и что делается для их охраны в нашей стране.
Животные - важная часть природы. Они участвуют в круговороте веществ, опыляют растения, разносят семена, поддерживают равновесие в природе. Каждое животное имеет право на жизнь и играет свою роль в природе.
К сожалению, человек часто вредит животным: вырубает леса - места их обитания, загрязняет водоемы, где живут рыбы, охотится в запрещенное время. Из-за этого многие виды животных становятся редкими или исчезают совсем.
Для защиты животных в России созданы заповедники - особо охраняемые территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность. В заповедниках животные живут в естественных условиях под защитой закона. Самые известные заповедники России - Баргузинский, Астраханский, Кавказский.
Существуют также национальные парки, где можно наблюдать за животными, не причиняя им вреда. В России есть Красная книга - список редких и исчезающих видов. За уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, предусмотрено наказание.
Каждый человек может помочь в охране животных:
- Не разорять гнезда и муравейники
- Не шуметь в лесу
- Не оставлять мусор в природе
- Подкармливать птиц зимой
- Не покупать вещи из меха редких животных
- Рассказывать другим о необходимости беречь природу
Если мы не будем заботиться о животных сейчас, в будущем наши дети могут их не увидеть. Охрана природы - долг каждого человека.
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Проверка усвоения материала
Ребята, для закрепления наших знаний об охране животных выполним тест. Он поможет понять, как мы можем защищать природу в повседневной жизни.
Тест
1. Какое определение заповедника верное?
а) Место, где содержат животных в клетках
б) Особо охраняемая природная территория, где животные живут свободно и защищены законом
в) Территория для отдыха людей
2. Каково главное назначение Красной книги России?
а) Записывать интересные факты о животных
б) Подсчитывать количество всех животных в стране
в) Сохранять информацию о редких видах и защищать их от исчезновения
3. Какие действия помогают сохранить животных в природе?
а) Соблюдать тишину в лесу, убирать за собой мусор, подкармливать птиц зимой
б) Ходить по грибы и ягоды в лес
в) Слушать громкую музыку на природе
4. В чем заключается важность охраны животных?
а) Они делают природу красивее
б) Они необходимы для сохранения природного равновесия и жизни на Земле
в) Их можно содержать в домашних условиях
5. Какая деятельность строго запрещена в заповедниках?
а) Проводить экскурсии и наблюдения
б) Делать фотографии природы
в) Охотиться, рубить деревья, собирать растения, беспокоить животных
Ответы для учителя: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Знания об охране животных пригодятся вам каждый день. Во время прогулок в парке вы не будете тревожить птиц и белок. На природе будете соблюдать тишину и забирать мусор. Зимой сможете правильно подкармливать птиц. В будущем эти знания особенно важны будут тем, кто станет экологом, лесником, ветеринаром, учёным-зоологом или работником заповедника. Но даже если вы выберете другую профессию - врача, учителя или инженера, вы будете знать, как своими действиями помочь сохранить природу для будущих поколений.
Оцените свою работу на уроке с помощью кружков:
Зеленый - я понимаю важность охраны природы и знаю, как помогать животным
Желтый - я осознаю необходимость охраны природы, но не все способы защиты животных мне понятны
Красный - мне нужна помощь в понимании темы охраны животных
Домашнее задание: выучить текст.
Домашнее задание:
"Животные необходимы для жизни на Земле. Они опыляют растения, разносят семена, поддерживают природное равновесие. Человек часто наносит вред животным: разрушает их дома - леса и водоемы, загрязняет природу мусором, неправильно охотится. Для защиты животных в России созданы особые территории - заповедники, где запрещена любая деятельность человека. Редкие и исчезающие виды животных записаны в Красную книгу России. Их охраняет закон. Каждый человек должен помогать природе: соблюдать тишину в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнезда, подкармливать птиц зимой. От нас зависит, смогут ли будущие поколения увидеть всех животных, которые живут сейчас."
"Животные необходимы для жизни на Земле. Они опыляют растения, разносят семена, поддерживают природное равновесие. Человек часто наносит вред животным: разрушает их дома - леса и водоемы, загрязняет природу мусором, неправильно охотится. Для защиты животных в России созданы особые территории - заповедники, где запрещена любая деятельность человека. Редкие и исчезающие виды животных записаны в Красную книгу России. Их охраняет закон. Каждый человек должен помогать природе: соблюдать тишину в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнезда, подкармливать птиц зимой. От нас зависит, смогут ли будущие поколения увидеть всех животных, которые живут сейчас."
"Животные необходимы для жизни на Земле. Они опыляют растения, разносят семена, поддерживают природное равновесие. Человек часто наносит вред животным: разрушает их дома - леса и водоемы, загрязняет природу мусором, неправильно охотится. Для защиты животных в России созданы особые территории - заповедники, где запрещена любая деятельность человека. Редкие и исчезающие виды животных записаны в Красную книгу России. Их охраняет закон. Каждый человек должен помогать природе: соблюдать тишину в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнезда, подкармливать птиц зимой. От нас зависит, смогут ли будущие поколения увидеть всех животных, которые живут сейчас."
"Животные необходимы для жизни на Земле. Они опыляют растения, разносят семена, поддерживают природное равновесие. Человек часто наносит вред животным: разрушает их дома - леса и водоемы, загрязняет природу мусором, неправильно охотится. Для защиты животных в России созданы особые территории - заповедники, где запрещена любая деятельность человека. Редкие и исчезающие виды животных записаны в Красную книгу России. Их охраняет закон. Каждый человек должен помогать природе: соблюдать тишину в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнезда, подкармливать птиц зимой. От нас зависит, смогут ли будущие поколения увидеть всех животных, которые живут сейчас."