Конспект урока «Памятники культуры, бережное отношение к ним» (Окружающий мир, 1 класс)
Урок окружающего мира
Подготовила: Ковалёва Валентина Эдуардовна
Тема: Памятники культуры, бережное отношение к ним
Тип урока: открытие нового знания
Дата проведения:
Класс: 1 «В»
Цель: Познакомить с уникальными памятниками нашего города, дать представление об их значении для истории и культуры.
Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире
Предметные:
Формировать представления о памятниках культуры родного города..
Формировать умение бережно относиться к памятникам культуры.
Формирование понятия культура, знакомство с памятниками культуры.
Личностные:
Развивать умение под руководством учителя осуществлять сравнение, обобщение, делать выводы.
Воспитывать любовь к родному городу, формировать эмоциональное отношения к городу, гордость за его историю, бережное отношение к культурным и историческим ценностям нашего города.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре родного города, способствовать развитию мышления, воображения, памяти; активизировать в них процессы, связанные с формированием культуры личности.
Метапредметные:
Познавательные:
Развитие умений работать с информацией, сравнивать объекты , устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию.
Развитие внимания, познавательного интереса, эмоциональной сферы.
Развивать умение описывать памятники и достопримечательности города
Регулятивные:
Развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.
Формирование умения удерживать учебную цель на протяжении всего урока.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Формировать умение слушать и слышать учителя.
Развивать умение работать в парах.
Средства обучения:
учебник Поглазовой «Окружающий мир», 1 класс, компьютер, проектор, презентация, видеозапись.
Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, презентация), практический (работа в парах).
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Организационный этап. (9:40-9:41) 1 мин. |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня мы с вами проведем урок окружающего мира. Присаживайтесь. |
Приветствуют учителя. |
Умение слушать и слышать. |
Мотивационный этап. (9:41-9:42) 1 мин. |
- Проверьте свою готовность к уроку, всё ли необходимое находится у вас на партах. Есть ли у вас учебник, дневник, пенал? - Хорошо, а теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь, а я желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке. |
Проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
Умение эмоционально настроиться на урок. |
3.Актуализация знаний, постановка темы и целей урока. (9:42-9:48) 6 мин. |
- Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Но прежде ребята, вспомним, что мы о нем знаем Предлагаю вам отгадать кроссворд 1) Зимой здесь устраивается главная городская ёлка и строится снежный городок. Здесь же проходят все городские праздники. (площадь) (П) 2) Какая река протекает в городе Рубцовске? (Алей) (А) 3) На Привокзальной площади проходит одно из главных мероприятий (митинг) (М) 4) Школа которая находится на ул. Громова? В какой школе вы учитесь? (Гимназия N3) (Я) 5) Безрельсовое механическое транспортное средство на котором мы часто ездим? (троллейбус) (Т) 6) Как называют жителей города Рубцовска? (рубцовчане) (Н) 7) Чье имя носит главная улица нашего города? (Ленин) (И) 8) Чье имя носит лучший парк аттракционов города Рубцовска (Киров) (К) 9) Какой парк в городе Рубцовске вы еще знаете? (Детский) (И) - Как много вы уже знаете о нашем родном городе! - Можем ли мы еще расширить свои знания о нашем городе, его истории и культуре, или нам уже все о нем известно? - Конечно, можем! Надеюсь, сегодня вы узнаете для себя еще много нового и интересного о Рубцовске. - Посмотрите еще раз на наш кроссворд. Какое ключевое слово появилось? (ПАМЯТНИКИ) - Правильно! - Тема нашего сегодняшнего урока: «Памятники культуры, бережное отношение к ним» - Сегодня мы с вами поговорим о памятниках культуры, установленных в нашем городе. - Предлагаю план урока: Памятники известным людям Памятники архитектуры |
Отгадывают кроссворд Отвечают на вопросы учителя |
Умение выделять необходимую информацию. Умение слушать и слышать. Умение ставить цели на урок и определять тему. Умение планировать свою деятельность. |
4.Открытие нового знания (9:48-10:02) 14 мин. |
- Какие памятники в городе Рубцовске вы знаете? (Ответы детей) - В Рубцовске их совсем немного, но каждый имеет свою историю и хранит благодарную память о важных исторических событиях в жизни города и всей страны. - Для чего установлены в городе памятники? (Ответы детей) - Рубцовчане всегда чтят память героев-земляков, охраняют памятники истории и здесь всегда можно увидеть цветы. 65 лет прошло уже с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война. Но каждый год мы снова вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. -Ребята, так кому же люди ставят памятники? (Памятники ставят тем людям(Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее.)
Памятники известным людям: -Посмотрите сюда, этот человек который прославили наш город, можно даже сказать, что город родился благодаря ему. в честь которого и назван наш город Памятник Михаилу Алексеевичу Рубцову – основателю города. Памятник расположен с правой стороны проспекта Рубцовского на месте его пересечения с проспектом Ленина. Он был открыт 21 сентября 2002 года во время празднования 75-летия присвоения Рубцовску статуса города. Памятник основателю города представляет собой распиленную вдоль глыбу диабаза неправильной формы. Одна сторона отшлифована, на ней высечен портрет Рубцова, под ним текст: "Основателю г. Рубцовска Михаилу Рубцову от благодарных жителей. 2002 год". Памятник В.И. Ленину – вождю пролетариата. (на слайде) Влади́мир Ильи́ч Улья́нов псевдоним, один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Памятник сооружен по рабочему проекту Московского художественного фонда. Автор скульптуры — Н. И. Абакумов. Установку и монтаж скульптуры производила бригада под руководством гранитчика И. И. Миронова и чеканщика Г. М. Сальникова. Заказчик — АТЗ. На постаменте из красного уральского гранита высотой 6,5м стоит в естественной позе 5-метровая фигура вождя, выполненная из чеканной меди. -А где же находится в городе этот памятник? Памятник В. И. Ленину. Открыт в 1960 г. Находится в восточной частипл. им. В.И. Ленина, напротив Дворца культуры«Тракторостроитель»(пр. Ленина, 7). Памятник А. М. Горькому. Максим Горький- русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Установлен в 1960 г. в сквере при ДК «Алтайсельмаш». В 1967 г. перенесен к театру драматическому Памятник расположен с северной стороны театра на разделительной полосе пер. Деповского. Автор памятника — художник московского парка культуры и отдыха им. М. Горького Виленский. Гипсовая, окрашенная под бронзу фигура писателя сделана в полный рост, в костюме, с книгой в руках. Она установлена на кубическом постаменте из бетона. Памятник С. М. Кирову. Серге́й Миро́нович Ки́ров - российский революционер, советский государственный и политический деятель. Сооружен в 1936 г. Расположен на разделительной полосе проспект имени Ленина при его пересечении с пер. Бульварным. Автор проекта — художник московского парка культуры и отдыха им. М. Горького Виленский. Выполнен из гипса, покрашен бронзовой краской Памятники архитектуры Михайло-Архангельская церковь. Дата освящения храма — 4 февраля 1906 г. Архитектурная форма — «корабль» с возвышающейся мачтой — колокольней. Церковь вытянута в длину на Восток. Горизонтальная растянутость дополняется вертикальной вытянутой колокольней и устремленными к небесам пятью куполами. Высота здания — 17 м, один этаж. Фундамент — бутовый, ленточный, стены брусчатые, обшиты окрашенным тесом; перегородки — брусчатые, крыша железная, окрашенная. Внутренняя отделка — масляная окраска стен и потолка, полы дощатые окрашенные. В начале 1950-х гг. на добровольные пожертвования прихожан был поставлен постоянный иконостас. В 1956 г. началась роспись храма. В 1992 г. отреставрирован и покрыт золотой фольгой иконостас. В 1993 г. освящены новые колокола. В 1996 г. мастером Евсеевым отреставрирован ряд икон, поставлена кирпичная ограда. В 1997 г. произведена реставрация крыльца и полов. Цоколь обнесен мраморной плиткой. Поставлен на государственный учет как памятник деревянной культовой архитектуры (1993 г.). Здание драматического театра (бывший клуб «12 лет Октября»). Памятник гражданской архитектуры 1930-1940-х гг. в стиле «сталинский классицизм». Построен в 1929 г. на ул. Карла Маркса. Кирпичное двухэтажное здание «Г»-образной формы. Центральная часть композиции здания формирует полукруглый с пятью восьмигранными колоннами портик (выступающая часть здания), завершенный мощным карнизом с парапетом. В центральной, более высокой, части (15 м) расположены: вестибюль, фойе, зрительный зал. К этому объему примыкают крылья здания коридорной системы со служебными помещениями. На 1-м этаже — зрительный зал с ложей и балконом на 615 посадочных мест, гардероб, буфет. В фойе потолок поддерживается двумя колоннами. На 2-м этаже — малый репетиционный зал, гримерные, административные помещения. Дом культуры «Алтайсельмаш». Построен в 1958 г. Расположен на пр. Ленина, 190. Основное здание занимает площадь 1481,33 кв. м, высота - 11,80 м, крыльцо площадью 24,48 кв. м с колоннами. Фундамент здания — железобетонный, ленточный. Стены — кирпичные, среднего архитектурного оформления. Перегородки — дощатые, с двух сторон оштукатурены. Центральный Дом молодежи. Построен в 1951 г. Расположен на ул. Комсомольской, 134. Архитектор – А. М. Семенов, скульптор барельефов зала – Н. А. Санджиев. Здание Администрации города. Построено в 1950-е гг. Автор проекта неизвестен. Материал – кирпич. Высота 2-этажного здания – 12 м. В совокупности памятники представляют собой образную летопись важнейших событий в истории города. - Ребята, давайте вспомним, как ведут себя люди, посещая памятники. (Они приносят цветы, склоняют голову в знак благодарности, не шумят, не кричат и не бегают, говорят потихоньку. Вспоминают людей, которым поставили памятник, их хорошие дела и поступки.) - Правильно! К памятникам нужно бережно относиться! И этих правил вы должны придерживаться всю жизнь, а когда вырастите, то научите и своих детей. |
Отвечают на вопросы учителя Внимательно слушают. |
Умение быстро адаптироваться к ситуации.
Умение формулировать собственное мнение. Умение понимать задаваемые вопросы.
Умение анализировать.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение слушать и слышать учителя
Умение наблюдать, делать выводы. |
5. Физминутка (10:02-10:04) 2 мин. |
-А сейчас давайте с вами отдохнем. (видео) |
Выполняют предложенные действия |
Умение слушать и слышать. Умение выполнять указания учителя. |
6. Первичная проверка понимания. (10:04-10:16) 12 мин. |
- А сейчас давайте проверим как вы внимательно меня слушали. - Поработаем в парах - Подберите к названию памятник культуры. - Молодцы ребята. |
Рассуждают Совещаются в парах Подберают к названию памятник культуры |
Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений. Умение оценивать свою деятельность. Умение работать в паре, принимать другое мнение и позицию. |
7.Выдача Д.З., Рефлексия 3 мин. (10:16-10:19) |
- Давайте подведем итог нашего урока. - Теперь вернемся к нашему плану. Посмотрите, все ли пункты плана выполнены? - О чем мы сегодня говорили на уроке? (О памятниках культуры города Рубцовска) - Что нового вы узнали? - О каких памятниках мы говорили? - Что было интересного? - Какие были затруднения? - Хорошо. Ребята, а теперь оцените свою работу и работу друг друга. Кому бы вы поставили 5? Почему? - Молодцы ребята, сегодня многие принимали активное участие в работе на уроке. - Кто не принимал участия или мало работал на нашем уроке, желаю, что бы в следующий раз вы были более активны и получили хорошие оценки. - Спасибо за урок. |
Делают выводы, анализируют. Оценивают собственную работу и работу одноклассников. Слушают Д.З. |
Умение удерживать учебную задачу на протяжении урока. Умение анализировать, делать выводы. Формирование оценки, самооценки. |