План-конспект урока по русскому языку на тему: «Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема:«Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.» (Стр.58-62, учебник 2023 года)
Цель урока: :
• использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфографических)
• овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка
• развитие функциональной грамотности
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа
• проявление познавательных интересов в изучении русского языка
• ответственность за сохранение чистоты русского языка
Метапредметные результаты:
• выявлять закономерности в языковом материале
• использовать алгоритмы действий при решении орфографических задач
• устанавливать причинно-следственные связи при работе с правилами
Предметные результаты:
• находить место орфограммы в слове
• применять правила правописания безударных гласных в корне
• применять правила правописания парных согласных в корне
• проверять написание слов по орфографическому словарю
• контролировать правильность записи текста
ХОД УРОКА:
ЭТАП 1. МОТИВИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Я написала слова: "дуб - дубы", "двор - дворы", "звёздный - звезда". Как вы думаете, почему я написала эти слова парами?
(Дети: Это и однокоренные слова. В них происходит и чередование звуков. И при изменении слова можно проверить написание букв.)
Учитель: А зачем нам нужно уметь подбирать такие проверочные слова?
(Дети: Чтобы правильно писать безударные гласные и парные согласные в корне слова.)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети: О правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова.)
Учитель: Верно! Давайте сформулируем цель нашего урока.
(Дети с помощью учителя: Повторить и закрепить правила правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.)
ЭТАП 2. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, записываем число. Сегодня мы будем писать буквосочетания: жш
Словарная работа
Учитель: Познакомимся со словарным словом "железо".
- Что такое железо?
(Дети: Это твёрдый металл серебристо-серого цвета)
- Приведите примеры однокоренных слов
(Дети: Железный, железка, железяка)
Записываем слово "железо", ставим ударение, подчёркиваем орфограмму.
Актуализация знаний
Учитель: Вспомним нашу последнюю тему о правописании суффиксов существительных. Какие суффиксы мы изучили?
(Дети: -ек-, -ик-, -ок-, -онок-, -ёнок-)
Учитель: А теперь давайте выполним задание из ВПР, подумаем над выражением "Дружба и братство дороже всякого богатства". В каких ситуациях можно его использовать?
(Дети: Когда хотим подчеркнуть ценность дружбы; когда нужно помирить поссорившихся друзей; когда человек выбирает между материальными ценностями и дружбой.)
Изучение нового материала
Учитель: Откройте учебник на странице 58. Рассмотрим схему "Правописание гласных и согласных в корне слова".
(Подробный разбор схемы)
Работа с упражнением 98:
- Списываем предложения, вставляя пропущенные буквы
- Объясняем написание слов с пропущенными орфограммами
(Дети выполняют задание, объясняют правописание)
Работа с упражнением 99:
- Читаем текст
- Выбираем из скобок нужные буквы
- Объясняем свой выбор
(Коллективное выполнение задания)
Физминутка
Закрепление изученного материала
Работа с упражнением 100:
- Читаем стихотворение
- Объясняем написание слов в скобках
(Коллективное выполнение)
Работа с упражнением 101:
- Подбираем однокоренные слова
- Выделяем корень
- Объясняем чередование согласных
(Самостоятельная работа с последующей проверкой)
ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке:
- я всё понял и могу объяснить другому
- - я понял, но есть небольшие вопросы
- - мне нужна помощь
(Дети показывают кружки.)
Домашнее задание: упражнение 102, 103.