План-конспект занятия на тему «Путешествие по Воронежскому государственному биосферному заповеднику»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
План-конспект занятия на тему:
«Путешествие по Воронежскому Государственному Биосферному заповеднику»
(для обучающихся 8-9 лет)
Выполнила: педагог дополнительного
образования Ершова Екатерина Григорьевна
г. Воронеж, 2022 г.
Тема: «Путешествие по Воронежскому Государственному Биосферному заповеднику»
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: занятие-путешествие
Методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, контроль, поощрение.
Межпредметные связи: изобразительное творчество, экология, биология, история
Технологии: дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного, развивающего, здоровьесберегающего, игрового обучения.
Цель: познакомиться с историей возникновения и особенностями Воронежского Государственного биосферного заповедника им. В.М.Пескова.
Задачи:
Предметные: познакомиться с историей заповедника, закрепить знания и умения в изображении животного (анималистический жанр), передавать весеннее состояние природы с помощью цвета.
Метапредметные: развивать глазомер, развитие творческих способностей, развивать интерес к экологии, как главной составляющей проживания в городе, развивать интерес и любовь к природе, как к самому прекрасному и интересному в жизни человека.
Личностные: воспитание уважения к истории своего города, воспитание чувства взаимопонимания, взаимопомощи в сложной ситуации, оказание первой помощи в лесу и на природе, воспитание любви к родине через любовь к природе.
Наглядно-дидактический материал:
-карта местности с изображением графского заповедника (рисунок)
-таблички с названиями объектов путешествия
-изображения животных (бобр, олень)
-видеофильм «Воронежский заповедник»
-викторина «Как вести себя в лесу»
-плакат с эпиграфом к занятию «Любовь к родине начинается с любви к природе» К.Паустовский
-пословицы
-пение птиц (музыкальное сопровождение)
-плакат с изображением следов разных животных
Оборудование и материалы:
1.Лист бумаги формата А4
2.Простой карандаш НВ
3.Стирательная резинка
4.Восковые мелки
План занятия:
1.Вводная часть
Проверка количественного состава группы. Приветствие. Объявление темы занятия.
2.Основная часть
-Вступительное слово педагога (прочтение эпиграфа, рассуждения на тему любви к малой родине)
-Видеоролик о значимости и истории Воронежского Государственного биосферного заповедника
-Путешествие заочное по основным объектам на территории Воронежского биосферного заповедника.
-Практическая работа
3.Заключительная часть
-Выставка, анализ и самоанализ работ
-Итог мероприятия (педагог подводит итоги занятия)
-Уборка рабочего пространства
Ход занятия:
1.Вводная часть. Организационный момент
-Приветствие
-Проверка количественного состава группы
-Проверка готовности к занятию
-Сообщение темы мероприятия
2.Основная часть.
-Вступительное слово педагога.
Педагог: Ребята, наше сегодняшнее занятие хотелось бы начать с прочтения слов известного писателя К. Паустовского: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Что для вас означает слово Родина? (Это то место где мы родились и проживаем). Как вы относитесь к вашей родине? Вам нравится это место, город, деревня, где вы проживаете? (Да). Что мы можем сделать, чтобы наша Родина стала еще лучше, краше и жить здесь было удобно и здорово? (ответы детей)
Педагог: А сегодня мы посвятим наше занятие очень интересному, красивому месту на территории Воронежской области – Воронежскому Государственному биосферному заповеднику. Что такое заповедник? Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника. Кто посещал Воронежский заповедник? (Ответы детей)
Педагог: Сейчас мы посмотрим маленький видеоролик, когда и почему возник заповедник на территории Усманского бора в Воронежской области.
Просмотр видеоролика
Педагог: Давайте отправимся в заочное путешествие по территории Центральной усадьбы Воронежского заповедника и познакомимся с самыми важными и интересными объектами.
Объекты заповедника:1. Музей природы; 2. Музей пожаров; 3.Черепахинская экотропа; 4.Музей В.М. Пескова»; 5.Бобровый городок
1.Музей природы
Вступительное слово Хозяина музея:
Здравствуйте, ребята! Большой Музей Природы на территории заповедника существует уже более 70 лет. Созданный в далеком 1934 году, все эти годы музей принимал гостей со всего мира. Здесь можно познакомиться с историей заповедника, его животным и растительным миром, пройтись по залам музея, полюбоваться экспозицией, послушать уникальные записи птичьих голосов. В музее много оформлено витрин, представляющих собой своеобразные «окна» в мир заповедной природы. Предлагаю вам несколько загадок, ответы – это тематика отдельных витрин, обитатели нашего заповедника.
1.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)
2.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
3. Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)
4. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
5. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
6. Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
(Сова)
Объект №2
Музей пожаров.
Вступительное слово Хозяина музея: Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.
«Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С диким ревом на жилище.
Легче не пожар тушить,
А его предупредить!»
Затем хозяин станции спрашивает детей, как вести себя в лесу со спичками и огнем. Проводит игру «Народная мудрость». Рассыпались пословицы, связанные с огнём. Нужно их правильно собрать.
Искру туши до пожара… - … беду отводи до удара.
Спички не тронь… - … в спичках огонь.
Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.
Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.
Хозяин станции:
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!
3. Черепахинская экотропа
Хозяин станции: Экологическая тропа, или просто «экотропа», – это прогулочный или туристический маршрут на какой-либо природной территории, специально оборудованный так, чтобы человек мог познакомиться с экосистемами, отдельными природными объектами, которые представляют познавательный интерес и имеют эстетическую и экологическую ценность
«Черепахинская» – название тропы связано с черепахами, обитающими в болотистых участках вдоль р. Усманки и выходящими на песчаные берега, чтобы отложить яйца. Здесь вы сможете полюбоваться природой Усманского бора и реки Усмань. Можно также, пройдя по тропе, увидеть и других обитателей заповедника.
Ребята, вы находитесь на объекте, посвященном животным Воронежского заповедника.
На столе перед вами листочки с описанием животного, а на доске следы. Нужно определить какому из описанных животных принадлежат следы.
1. Сохранение этого вида животных стало основной целью создания Воронежского заповедника. (Бобер)
2. Красивый грациозный зверь, аристократ лесов. На острове Родос в Греции сооружены бронзовые статуи этих животных, которые очень давно проявили героизм – растоптали копытами клубок ядовитых змей и таким способом уберегли людей от опасности. Широко распространен в Европе. (Благородный европейский Олень)
3. Самый крупный зверь в Воронежском заповеднике. Питается как травой, так и ветками деревьев, зимой поедает хвою деревьев, грызёт древесную кору. Неприхотлив в еде. Но пищи ему требуется довольно много. В сутки он съедает 15-20 кг зеленой массы. (Лось)
4. Красивый, легкий, пушистый и обаятельный зверек. Животное - грызун. Удивительно грациозный, мелкий и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Зверька украшают темные кисточки на ушах и блестящие черные живые глазки. Летом у нее шубка рыжая, а зимой – серая и более теплая. (Белка)
5. Дикое, хищное, млекопитающее животное. Является предком домашней собаки. Шерсть густая, жесткая. Большие головы с широкими лбами опущены вниз. Хвост большой, пушистый. Зверь хорошо видит ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. (Волк)
6.Мордочка маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит он плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы короткие смаленькими коготками. На спине носит колючие иголки. Ведь они спасают его от врагов. (Еж)
7.. До того, как подрастут, птенцы сидят в гнездышке плотно прижавшись друг к другу и спят. Эта птица не является перелетной и зимой остается там, где обитает постоянно. Летом птица более активна, не прочь искупаться. Обладает ночным видением. (Сова)
4.Музей В.М. Пескова»
Хозяин объекта: Ребята, вы находитесь в музее, посвященном знаменитому журналисту, почетному гражданину города Воронеж, известному фотографу и телеведущему Василию Михайловичу Пескову. Василий Песков – наш земляк, родился в селе Орлово, Новоусманского района. Основоположник космической тематики в журналистике. В апреле 1961 г. он сделал первые снимки и взял первое интервью у первого космонавта в мире Юрия Гагарина. С 1975 по 1990 год вёл телевизионную передачу «В мире животных» вместе с Николаем Дроздовым. Затем два года вёл данную программу самостоятельно, когда она выходила на канале РТР.
В дальнейшем, как журналист, он свою жизнь и деятельность посвятил защите природы, а в частности Воронежскому заповеднику.
Задание: На сложенных пазлах (картинку-пазл необходимо предварительно разрезать) появится изображение животного, изображенного на гербе Воронежского заповедника. Вам нужно сложить пазлы и ответить на вопрос, почему именно это животное мы собрали.
5.Бобровый городок.
Хозяин станции: Ребята, вы попали в настоящий Бобровый городок. А знаете ли вы что-нибудь об этих животных? (Дети отвечают)
Бобр крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной от 5 м до 6 м. У бобров приземистое тело и укороченные лапки. Между пальцами имеются перепонки, предназначенные для того, чтобы лучше плавать. У бобра маленькие глаза и короткие уши. Хвост же имеет плоскую форму и напоминает весло. В основном их окраска коричневая, но некоторые особи могут быть черными. Вес около 20—30 кг, длина тела — около 1 метра. Бобры имеют третье веко, чтобы лучше ориентироваться в воде во время плавания.
Многие думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы.Хвост же служит больше для удержания равновесия. С его помощью они также регулируют температуру тела, а еще он является своего рода кладовой для хранения жира. Кроме этого, они шлепают им по земле или воде, предупреждая тем самым, друг друга об опасности.
Бобры единственные представители животного мира из отряда грызунов, кто может строить себе жилища в воде – плотины. Бобры являются вегетарианцами. Основным питанием данных животных являются древесные побеги и кора, а также множество таких растений, как камыш, кувшинка, рогоз, тростник и так далее. В среде бобров имеются даже гурманы, предпочитающие питаться исключительно ивой, осиной и березой.
Бобры — это очень умелые строители: плотины у них получаются на редкость крепкими и при этом эти животные обладают удивительным чутьем выбирать для их строительства самые удачные места.
А сейчас я предлагаю вам, как юным художникам, нарисовать изображения бобра, его семьи и украсить ими Дом Бобра.
Практическая работа
Педагог: Перед выполнением работы вспоминаем технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
После объяснения нового материала занятия приступаем к выполнению практической работы. Помогут нам в этом наглядные и схематические изображения по теме «Бобер-главный житель заповедника» (Приложение3).
Наглядные изображения бобра, схематическое построение животных.
Педагог: Вспомним каким способом нам проще нарисовать любое животное, а в частности бобра? Как называется жанр изображения животных? (Ответы детей)
В процессе практической работы педагог индивидуально работает с каждым ребенком. Через 20 минут практической работы делаем перерыв. Затем практическая работа продолжается. К концу занятия работа должна быть готова.
3.Заключительная часть.
В конце занятия обязательно проводим анализ.
1.Организовываем выставку работ.
Ребята вывешивают свои работы на стену. Ребята делают выводы по рисункам.
2.Подведение итогов (оценка всего занятия педагогом и детьми)
Педагог: Ребята, вы прекрасно потрудились. Сегодня мы с вами совершили путешествие по Воронежскому заповеднику. Мы также вспомнили и узнали что-то новое для себя из истории Воронежского заповедника. Узнали, кто является основным жителем заповедника и, кто там еще обитает.
Сейчас давайте проведем викторину на тему «Правила поведения в лесу» (Приложение 4) (ребята отвечают на вопросы викторины).
Приложение 4
Викторина по теме «Правила поведения в лесу»
Вопрос |
Ответ |
Из чего состоит костюм для похода в лес? |
Закрытая одежда, закрытая обувь и головной убор |
Что необходимо взять с собой в лес? |
Вода, еда, материалы для оказания первой помощи |
С помощью какого предмета можно найти дорогу домой? |
Компас |
Как нужно вести себя в лесу?
|
Тихо, осторожно, не шуметь, не кричать, не пугать животных |
Можно ли охотиться в лесу?
|
В заповедном нет, в обычном лесу в определенное время |
3.Уборка рабочего места
Приложение 1
Видеоролик о возникновении Воронежского Государственного биосферного заповедника.
Список литературы:
1. Венгеров П.Д., Хузин И.Р., Николаева Н.И. Буклет «Воронежский Государственный природный заповедник». Министерство природных ресурсов РФ.
2. Дорогань Л.В. Экологическое краеведение. Воронеж, ВОИПКРиПРО, 2007 г.
3. https://zapovednik-vrn.ru/o-zapovednike1/obshhie-svedeniya/celi-i-zadachi/
16