План-конспект занятия «Овощи, плоды, грибы и продукты их переработки»
План-конспект занятия
Тема: Овощи, плоды, грибы и продукты их переработки
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: лекция с элементами самостоятельной работы и практическими заданиями.
Цели занятия:
Образовательные:
- повторение материала по теме «Химический состав пищевых продуктов»», «Физические свойства товаров».
- изучение нового материала по теме «Овощи, плоды, грибы и продукты их переработки», часть «Свежие овощи».
- формирование умения и навыков в процессе выполнения практической работы.
Развивающие:
- формирование логического мышления.
- развитие навыков самостоятельной работы студентов.
-развитие мышления, речи, умственной деятельности.
Воспитательные:
- стимулирование познавательной активности студентов.
- стимулирование самостоятельности в работе.
Средства обучения: Схемы, презентация, интернет, ГОСТы.
Компетенции:
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Ход занятия: (Приложение 1)
Критерии уровня освоения содержания занятия:
Критерии |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Логика решения |
+ |
||
Аргументированные ответы |
+ |
+ |
|
Время выполнения задания |
+ |
+ |
+ |
Используемые источники |
+ |
+ |
+ |
В результате изучения данного материала студент должен:
1. Иметь представление: о свежих овощах, их классификацию, основные отличительные особенности, качественные характеристики, особенности хранения..
2. Знать: основные понятия, термины.
3. Уметь: решать ситуационные задания по данной теме и изучаемому вопросу, работать с ГОСТами.
4. Владеть: самостоятельным мышлением и способностью к умственной деятельности.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. (с изм. и дополн.).
2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения : учебник / М.А. Николаева. – М. : Норма, 2008. – 448 с.
3. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. М.: Инфра-М, 2008.
Дополнительная;
1. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения. М.: Академия, 2009.
Домашнее задание.
Приложение1
План занятия (ход занятия) Структура занятия из расчета 2 аудиторных часа по 45 минут
Комбинированный урок
№ п/п |
Этап занятия |
Время, мин. |
Приемы и методы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1 |
Организационный момент. Целевой |
5 |
Мобилизация начала урока |
Приветствие студентов. Проверка готовности к уроку (конспект, канцелярские принадлежности, учебник) Проверка посещения |
Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку. |
2 |
Потребностно-мотивационный |
5 |
Изложение, объяснение |
Вступительное слово преподавателя по значению изучаемой темы. Назвать цель урока |
Работа с конспектом |
3 |
Актуализация знаний. Воспроизведение основных положений изученного материала «Химич. Состав п.п.» |
20 |
Беседа с элементами самостоятельной работы |
Провести опрос по основным положениям изученного материала. Обсуждение. |
Ответы студентов на опрос. Сообщения. |
4 |
Организация деятельности по изучению нового материала: «Свежие овощи» |
15+25 |
Объяснение, изложение с применением наглядных пособий (ГОСТов), интернет |
Объяснение нового материала С применением наглядных пособий.(схемы) Обсуждение. |
Внимательно слушать и вести конспект. Задавать дополнительные вопросы. |
5 |
Проверка качества, закрепление и обобщение изученного материала |
15 |
Вопросы, ситуационные задания |
Оценка усвоение изученного материала Отметить сильные и слабые ответы студентов. Подведение итогов, выставление оценок. |
Принимать активное участие в обсуждении изученного материала |
6 |
Завершающий этап. Задание на дом. |
5 |
Ответы на возможные вопросы по теме и по домашнему заданию |
Вопросы студентов |
Приложение 2
Вопросы по изложенной теме «Химический состав и свойства товаров».
Базовый, репродуктивный уровень:
Дайте характеристику воды, содержащуюся в товарах.
Что относится к неорганическим веществам товаров.
Классифицируйте неорганические вещества товаров.
Эвристический уровень:
Назовите важнейшие группы и подгруппы органических веществ, их различия с неорганическими.
Укажите общность и различие в химическом составе продовольственных товаров и дайте обоснование этих различий.
Что определяет пищевую ценность пищевых продуктов.
Творческий уровень (ситуационные задания):
Приведите примеры:
Товаров, у которых больше всего в составе воды (в % -м соотношении).
Товаров, в которых содержатся жиры. Классифицируйте в зависимости от количественного содержания жиров потребительские товары.
Как рассчитывается энергетическая пищевая ценность продукта.
Задание на уроке с использованием интернет.
С помощью интернет найдите соответствующие ГОСТы и законспектируйте в виде таблицы:
- основные качественные показатели картофеля и условия хранения;
- основные качественные показатели моркови и условия хранения;
- основные качественные показатели лука репчатого и условия хранения;
- решите поставленные задачи.
Задача 1
На плодоовощной склад г. Мичуринска доставили партию картофеля, по сопроводительным документам соответствующего первому классу в количестве 2 т, в мешках по 50 кг. Клубни целые, чистые, без излишней внешней влажности, с плотной кожурой. Запах и вкус соответствуют данному сорту. Разница между наименьшим и наибольшим поперечными диаметрами клубней 35 мм, подмороженные клубни 2%, содержание клубней с механическими повреждениями 5%.
1. Дайте заключение о качестве партии картофеля, как вы поступите в данной ситуации.
2. Как должна проводиться транспортировка картофеля свежего?
П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ Р 51808–2001. "Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия".
Задача 2
На плодоовощную базу "ПомидорКа" 15.09.09 г. поступила партия моркови для последующей её реализации населению в количестве 500 кг, в мешках по 10 кг. По сопроводительным документам данная партия соответствует классу "Экстра". В ходе проведения экспертизы было установлено следующее:
морковь чистая, корнеплоды целые, без повреждения вредителями;
имеются природные трещины в корковой части 2,7 мм;
имеются корнеплоды длиной 12 … 15 см с зеленоватой частью головки толщиной 0,7 см.
размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру 3,5 см;
размер корнеплодов по длине составляет 12 … 17 см.
1. Соответствует данная партия моркови классу "Экстра", заявленному в сопроводительных документах?
П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ Р 51782–2001 "Морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия".
Задача 3
В адрес оптовой плодоовощной базы автотранспортом поступила партия лука репчатого в количестве 500 кг в мешках по 10 кг. По сопроводительным документам данная партия соответствует первому классу. При приёмке товара было обнаружено, что 3 мешка были повреждены и часть лука высыпалась на дно фургона. Было принято решение провести
экспертизу качества данной партии лука, которая установила: луковицы вызревшие, не проросшие, без повреждений вредителями, без постороннего запаха и привкуса, размер луковиц по наибольшему поперечному диаметру от 3,8 см, 10% луковиц имеют высушенную шейку более 5 см, у 3% луковиц отсутствуют сухие чешуйки более чем на 1/3 поверхности.
1. Соответствует данная партия лука классу "Экстра", заявленному в сопроводительных документах?
П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ Р 51783–2001 "Лук репчатый свежий, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия".
Домашнее задание.
Творческий уровень.
Темы докладов:
Высшие жирные кислоты и низкомолекулярные кислоты. Влияние на свойства пищевых продуктов.
Задача 1
На оптовый склад поступила партия консервов "Зелёный горошек" торговой марки "Арлекин" высшего сорта в жестяных банках массой нетто 150 г. Проведённая экспертиза показала следующие результаты: доля битых зёрен 6,7% от массы горошка, цвет зёрен неоднородный, от тёмно- до светло-зелёного цвета, запах соответствующий данному виду продукта, консистенция мягкая неоднородная, заливочная жидкость мутная с крахмалистым осадком, массовая доля нетто
зеленого горошка 87%.
1. Дайте заключение о качестве данной партии консервов. Как поступить с данной партией?
2. Определите объём выборки для проведения экспертизы.
П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ 15842–90 "Горошек зелёный консервированный. Технические условия".
Задача 2
В мелкооптовый магазин поступила партия томатов экстракласса в 20 деревянных ящиках по 15 кг. При приёмке были обнаружены томаты с незначительными поверхностными дефектами, не влияющими на общий внешний вид. Но было принято решение о проведение экспертизы, которая показала: плоды целые, чистые, размер плодов по наибольшему поперечному диаметру 5,6 см, плодов с диаметром менее установленных стандартом 15%, плодов смежной степени зрелости
9%.
1. Дайте заключение о соответствии данной партии томатов заявленному классу.
2. Рассчитайте объём выборки для проведения экспертизы.
П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ Р 51810–2001 "Томаты свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия".