12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баркова Наталья Васильевна165
0

План-конспект урока «Плоды. Распространение плодов и семян»

План-конспект урока по биологии в 7 классе .

Тема урока: « Плоды. Распространение плодов и семян».

Образовательная:

Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и их классификации. Закрепить понятие завязь, цветок, околоцветник, соцветия;

Развивающая:

Развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  самостоятельно работать с учебником; сформировать умения по классификации   плодов в определении признаков приспособленности к    распространению семян.

Воспитательная: 

Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян. Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

Тип урока: изучение и первичного закрепления нового материала. (Урок – исследование с элементами решения проблемных ситуаций).

Методы:  объяснительно – иллюстративныйрепродуктивный, проблемно-поисковый, беседы, наглядный,  методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.

Оборудование:   рисунки «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекция плодов, учебник,  мультимедийный материал, тетрадь с печатной основой,.

тест (самопроверка).

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

                                     Ход урока.

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем. Что Вы понимаете, под словом плодотворно?

Какие личные качества вам помогу в плодотворной работе нашего урока?

(ответы обучающихся).

Я желаю вам в полной мере проявить эти качества.

Проверка домашнего задания. 

Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель загадывает загадка:        

                            Весной повис-                        

                       Всё лето кис,

                       А сладок  стал –                    

                       На землю пал.                        

                                            (Плод)                                            

Тема нашего урока:

«Плоды. Распространение плодов и семян».

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»

Изучение нового материала.

Какие бывают органы? (Вегетативные и репродуктивные органы)

К каким органам относится плод?

Плод относят к репродуктивным).

Что образуется после того, как отцвел цветок? (после того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.

Решение проблемной ситуации:

(работа в парах)

Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ( ученики высказывают свои предположения.)

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

Что же такое плод?

 

Запись в тетради.

Плод – это орган цветкового растения, который образуется на месте цветка. (Самооценивание)

Решение проблемной ситуации:

Какие процессы необходимы для образования плода? (Работа в парах)

Ответ:           (Процессы, необходимые для образования плода)  

- Образование цветка

- Опыление

-Оплодотворение

-Образование плода

Работа с учебником (индивидуальная работа).

Откройте учебник  стр.24.учебник будет сегодня нашим помощником на уроке.

 Из какой части цветка образуется плод?

Запись в тетради:

(После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.)

Самостоятельно сформулируйте определение « Плода».

Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.

(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.)

Проговорите это определение друг другу вполголоса.

Мы выполнили первую задачу нашего урока. Что мы должны узнать теперь? (Узнать о многообразии  плодов и их классификации.)

Групповая работа, с инструкционной карточкой.

Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 26   и самостоятельно составить схему «Классификация плодов» в дорожной карте урока . Записать в схему примеры плодов.

               

                                                                Плоды

t1576218934aa.gift1576218934aa.gift1576218934aa.gif

                       Односемянные                                     Многосемянные

(по состоянию околоплодника)

                                             Классификация плодов

1грt1576218934aa.gift1576218934aa.gift1576218934aa.gif                                      2гр

 

  Сочные плоды:                                                         Сухие плоды:- лимон                                                                                  - подсолнечник

- апельсин                                                                                боб:

ягода:                                                                                 - фасоль

-виноград                                                                               - горох

- банан                                                                                    - боб

- томат                                                                                  - акация

- черника                                                                               коробочка:

                                                                                                 - лён

костянка:                                                                       - хлопчатник

- слива                                                                                    - мак

- вишня                                                                                  - фиалки

- малина                                                                                - табака

-морошка                                                                               - тюльпана

тыквина:                                                                           зерновка:

- тыква                                                                                    -  пшеница-огурец                                                                                   - кукуруза

-арбуз                                                                                        орех;

- лещина

                                                                                                 - фундук-яблоко                                                                                   желудь:

-айва                                                                                       - дуб

 

Физминутка. 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

Первичное закрепление знаний.

Практическая работа  «Классификация плодов» (работа в группах)

Постановка проблемы: Какой можно сделать вывод из заполненной таблицы? На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

   Продолжение изучения нового материала.

    Следующая задача нашего урока «Узнать о значении плодов» (работа в парах).

Зачем растению нужны плоды? (высказывают предположения).

Проверьте ваши предположения по учебнику и сформулируйте правильно ответ на вопрос.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Решение проблемной ситуации

Почему необходимо распространять семена? 

(Чтобы они не проросли рядом с материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

И мы приступаем к изучению нашей последней задачи, которая вытекает из последующей. (Знать способы распространение плодов.)

Изучение способов  распространения семян – выступление обучающего с опережающим заданием по теме «Распространение плодов».

Первичное закрепление знаний.

Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

Обобщение полученных знаний на уроке.

Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

«На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?»

(Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян.

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: стр.24-31; читать, отвечать на вопросы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.