План-конспект урока «Плоды. Распространение плодов и семян»
План-конспект урока по биологии в 7 классе .
Тема урока: « Плоды. Распространение плодов и семян».
Образовательная:
Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и их классификации. Закрепить понятие завязь, цветок, околоцветник, соцветия;
Развивающая:
Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с учебником; сформировать умения по классификации плодов в определении признаков приспособленности к распространению семян.
Воспитательная:
Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян. Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.
Тип урока: изучение и первичного закрепления нового материала. (Урок – исследование с элементами решения проблемных ситуаций).
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, беседы, наглядный, методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
Оборудование: рисунки «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекция плодов, учебник, мультимедийный материал, тетрадь с печатной основой,.
тест (самопроверка).
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем. Что Вы понимаете, под словом плодотворно?
Какие личные качества вам помогу в плодотворной работе нашего урока?
(ответы обучающихся).
Я желаю вам в полной мере проявить эти качества.
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Учитель загадывает загадка:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Тема нашего урока:
«Плоды. Распространение плодов и семян».
(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).
Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Изучение нового материала.
Какие бывают органы? (Вегетативные и репродуктивные органы)
К каким органам относится плод?
( Плод относят к репродуктивным).
Что образуется после того, как отцвел цветок? (после того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Решение проблемной ситуации:
(работа в парах)
Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ( ученики высказывают свои предположения.)
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Что же такое плод?
Запись в тетради.
Плод – это орган цветкового растения, который образуется на месте цветка. (Самооценивание)
Решение проблемной ситуации:
Какие процессы необходимы для образования плода? (Работа в парах)
Ответ: (Процессы, необходимые для образования плода)
- Образование цветка
- Опыление
-Оплодотворение
-Образование плода
Работа с учебником (индивидуальная работа).
Откройте учебник стр.24.учебник будет сегодня нашим помощником на уроке.
Из какой части цветка образуется плод?
Запись в тетради:
(После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.)
Самостоятельно сформулируйте определение « Плода».
Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.
(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.)
Проговорите это определение друг другу вполголоса.
Мы выполнили первую задачу нашего урока. Что мы должны узнать теперь? (Узнать о многообразии плодов и их классификации.)
Групповая работа, с инструкционной карточкой.
Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 26 и самостоятельно составить схему «Классификация плодов» в дорожной карте урока . Записать в схему примеры плодов.
Плоды
Односемянные Многосемянные
(по состоянию околоплодника)
Классификация плодов
1гр 2гр
Сочные плоды: Сухие плоды:- лимон - подсолнечник
- апельсин боб:
ягода: - фасоль
-виноград - горох
- банан - боб
- томат - акация
- черника коробочка:
- лён
костянка: - хлопчатник
- слива - мак
- вишня - фиалки
- малина - табака
-морошка - тюльпана
тыквина: зерновка:
- тыква - пшеница-огурец - кукуруза
-арбуз орех;
- лещина
- фундук-яблоко желудь:
-айва - дуб
Физминутка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел
Первичное закрепление знаний.
Практическая работа «Классификация плодов» (работа в группах)
Постановка проблемы: Какой можно сделать вывод из заполненной таблицы? На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
Продолжение изучения нового материала.
Следующая задача нашего урока «Узнать о значении плодов» (работа в парах).
Зачем растению нужны плоды? (высказывают предположения).
Проверьте ваши предположения по учебнику и сформулируйте правильно ответ на вопрос.
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена?
(Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
И мы приступаем к изучению нашей последней задачи, которая вытекает из последующей. (Знать способы распространение плодов.)
Изучение способов распространения семян – выступление обучающего с опережающим заданием по теме «Распространение плодов».
Первичное закрепление знаний.
Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Обобщение полученных знаний на уроке.
Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.
«На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?»
(Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр.24-31; читать, отвечать на вопросы.