Пластика и хореография как драматургические средства в спектакле: опыт постановки
Пластика и хореография как драматургические средства в спектакле: опыт постановки
Воспитанники театральной студии представили свою работу «Дважды победившие» на Окружном этапе областного конкурса детских и молодёжных агитбригад и театральных коллективов «Герои спорта на войне», проходившего в рамках международного патриотического проекта «Парад Памяти».
Внимания заслуживает сценографическая составляющая постановки. Это спектакль, где движение — главный рассказчик.
В постановке активно использованы пластические и хореографические решения, которые придали действию выразительность и эмоциональную глубину. Одно из таких хореографических решений - эпизода ухода добровольцев на фронт - представлено в видеофрагменте.
Ссылка на видеофрагмент https://vk.com/public217627035?w=wall-217627035_190
В чем идея режиссера? Почему именно пластика и хореография?
Выбор пластики и хореографии в театральном спектакле о спортсменах — не декоративное решение, а смысловой инструмент, позволяющий режиссёру глубже раскрыть тему. Спорт — это прежде всего физическое действие, где эмоции и намерения выражаются через движение. Хореография это тоже движение, она позволяет через напряжение мышц, динамику рывков, точность поворота выстроить драматургию, передать замысел.
Специфический танцевальный стиль и пластические приёмы раскрывают характеры персонажей, создают атмосферу и время, отсылая к военной исторической эпохе. Хореография задаёт особый ритм действию, создаёт контрастные эпизоды (динамичные и статичные), объединяет разрозненные сюжетные линии.
Целью постановки является сохранение исторической памяти, поэтому не удивительно, что центральным образом становится Образ Памяти, решаемый хореографически. Использование хореографии и пластики в представлении этого образа даёт целый ряд художественных и выразительных преимуществ: расширение языка выразительности, усиление эмоционального воздействия, получение более сильного эмоционального отклика от зрителей.
Хореографические композиции в постановке о спортсменах-героях служат метафорой преодоления, визуальным образом борьбы с собой и обстоятельствами и заменяют монологи там, где герои не могут выразить чувства вербально. Синхронностью движения в постановке «Дважды победившие» демонстрируется единство спортивной команды, а одиночный этюд на фоне группы говорит о внутренних переживаниях героя. Драматургическим двигателем рассматривается и хореографический ритм, он задает темп повествованию, показывает внутренний конфликт, усиливает драматизм. В контексте постановки «Дважды победившие» эти приёмы помогают визуализировать внутренние переживания героев, подчеркнуть через пластику драматизм переживаемых военных исторических событий.
Следует отметить, что невербальный язык танца понятен зрителям разных культур и возрастов. Живая пластика напоминает зрителю о физической реальности сцены и актёров, усиливая ощущение «здесь и сейчас», что особенно ценно в эпоху цифровых медиа.
Пластика и хореография в постановке — это не «вставка» ради зрелищности, а способ рассказать историю через движение. Выбирая этот язык, режиссёр утверждает: тело — такой же выразительный инструмент, как слово, а движение может говорить о том, для чего не хватает слов.

Список источников
1. В. Звездочкин. Пластика в драме: интерпретация классики в русском драматическом театре 1970-80-х годов : учебное пособие\ Санкт-Петербургская гос. академия театрального искусства, 1994, 103 с.