Программа дополнительного образования «Занимательная математика» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 30 June 2016

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 297 » г. Санкт-Петербурга

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1 класс

Количество часов в год – 33 часа (1 час в неделю)

Срок реализации программы 1 год

С использованием:

«Математика и конструирование» 1-4 классы. Авторы: С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина / М.: Дрофа, 2009.

Учитель, составивший программу Варганова И.С.

Учитель начальных классов, первая квалификационная категория

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Занимательная математика» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью учащихся.

Основная цель изучения курса состоит в том, чтобы

  • обеспечить числовую грамотность учащихся,
  • дать первоначальные геометрические представления,
  • усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
  • сформировать начальные элементы конструкторского мышления.

Конструкторские умения включают в себя:

  • умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их;
  • умение составлять заданные объекты из предложенных частей, которые должны быть отобраны из множества имеющихся деталей;
  • умение разделить фигуру или объект на составные части, т.е. провести его анализ;
  • умение преобразовывать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью его усовершенствования, расширения области его применения, улучшения дизайна и т. п.

В соответствии с изложенными целями обучения основными положениями содержания и структуры курса являются:

  • преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся,
  • умение решать текстовые задачи и т.д.,
  • усиление геометрической линии начального курса математики, привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения, который связан с идеей интеграции курса и обеспечивает формирование новых умений и знаний, важных для нового курса. Это, например, представления об округлении чисел, о точности измерений и построений.

Изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу изложения учебного материала берётся наглядность и практическая деятельность учащихся.

Элементы конструкторско-практической деятельности учеников равномерно распределяется за весь курс, и включаются в каждое занятие курса, причём задания этого плана органично увязываются с изучением арифметического и геометрического материала. Так, при конструировании различных объектов (цифр, букв, геометрических фигур и т.п.) из различных палочек, кусков проволоки, из моделей геометрических фигур или их частей отсчитывают нужное число элементов, увеличивают (уменьшают) их на заданное число штук (или в заданное число раз), подсчитывают результат и т.д.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

В работе с детьми будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.

К репродуктивным относятся:

а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- решение геометрических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные результаты

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся 1 класса

должны знать: термины - точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока); название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены.

должны уметь: собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы,

основное содержание

Количество часов

всего

из них

Федераль-ный компонент

Региональ-ный компонент

Практичес-кая

часть

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

1

1

   

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге.

1

1

 

1

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение.

1

1

 

1

4-5

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Свойство прямой.

2

2

 

2

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

1

 

1

7-9

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

3

3

 

3

10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

1

 

1

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами.

1

1

 

1

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

1

 

1

13-14

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла.

2

2

 

2

15-16

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной.

2

2

 

1

17-18

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.

2

2

   

19-21

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат.

3

3

 

3

22-23

Единицы длины: дм, м. Соотношение между единицами длины.

2

2

   

24-31

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «геометрическая мозаика».

8

8

 

8

32-33

Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат.

2

2

 

2

 

Итого

33

33

 

27

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33 ЧАСА)

занятия

Тема

Содержание занятия

Дата

 

Математика – это интересно!

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

 

 

Точка. Линия. Виды линий.

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге.

 

 

Виды бумаги. Основные приемы обработки бумаги.

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги.

 

 

Практическая работа с бумагой.

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых.

 

 

Прямая линия.

 

 

Отрезок.

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки.

 

 

Обозначение геометрических фигур буквами.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

 

 

Конструирование из бумажных полосок.

 

 

Изготовление аппликации из бумажных полосок.

 

 

Луч.

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

 

 

Единица измерения длины: сантиметр.

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами.

 

 

Циркуль. Правила работы циркулем.

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

 

 

Угол. Виды углов.

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник.

 

 

Изготовление модели угла.

 

 

Ломаная.

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки..

 

 

Изготовление модели ломаной.

 

 

Многоугольник.

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.

 

 

Виды многоугольников.

 

 

Прямоугольник.

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат.

 

 

Изображение прямоугольника на бумаге.

 

 

Квадрат – прямоугольник.

 

 

Единицы измерения длины: дециметр.

Единицы длины: дм, м Соотношение между единицами длины.

 

 

Единицы измерения длины: метр.

 

 

Изготовление набора треугольников.

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использование набора. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

 

 

Аппликация «Домик»

 

 

Аппликация «Чайник»

 

 

Аппликация «Ракета»

 

 

Геометрическая мозаика

 

 

Аппликация из геометрической мозаики.

 

 

Узор в круге из геометрических фигур.

 

 

Узор в полосе из геометрических фигур.

 

 

Оригами. Тюльпан.

Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат.

 

 

Оригами. Птичка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Левинова Л.А., Сапгир Г.В. Кубарик и томатик, или Веселая математика. М.: «Мартин», «Полина», 1995.
  4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации