Программа дополнительного образования «Занимательная математика» (1 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 297 » г. Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 класс
Количество часов в год – 33 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы 1 год
С использованием:
«Математика и конструирование» 1-4 классы. Авторы: С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина / М.: Дрофа, 2009.
Учитель, составивший программу Варганова И.С.
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Занимательная математика» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью учащихся.
Основная цель изучения курса состоит в том, чтобы
- обеспечить числовую грамотность учащихся,
- дать первоначальные геометрические представления,
- усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Конструкторские умения включают в себя:
- умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их;
- умение составлять заданные объекты из предложенных частей, которые должны быть отобраны из множества имеющихся деталей;
- умение разделить фигуру или объект на составные части, т.е. провести его анализ;
- умение преобразовывать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью его усовершенствования, расширения области его применения, улучшения дизайна и т. п.
В соответствии с изложенными целями обучения основными положениями содержания и структуры курса являются:
- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся,
- умение решать текстовые задачи и т.д.,
- усиление геометрической линии начального курса математики, привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения, который связан с идеей интеграции курса и обеспечивает формирование новых умений и знаний, важных для нового курса. Это, например, представления об округлении чисел, о точности измерений и построений.
Изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу изложения учебного материала берётся наглядность и практическая деятельность учащихся.
Элементы конструкторско-практической деятельности учеников равномерно распределяется за весь курс, и включаются в каждое занятие курса, причём задания этого плана органично увязываются с изучением арифметического и геометрического материала. Так, при конструировании различных объектов (цифр, букв, геометрических фигур и т.п.) из различных палочек, кусков проволоки, из моделей геометрических фигур или их частей отсчитывают нужное число элементов, увеличивают (уменьшают) их на заданное число штук (или в заданное число раз), подсчитывают результат и т.д.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- решение геометрических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся 1 класса
должны знать: термины - точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока); название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены.
должны уметь: собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование темы, основное содержание |
Количество часов |
|||
всего |
из них |
||||
Федераль-ный компонент |
Региональ-ный компонент |
Практичес-кая часть |
|||
1 |
Знакомство учащихся с основным содержанием курса |
1 |
1 |
||
2 |
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. |
1 |
1 |
1 |
|
4-5 |
Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Свойство прямой. |
2 |
2 |
2 |
|
6 |
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям. |
1 |
1 |
1 |
|
7-9 |
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. |
3 |
3 |
3 |
|
10 |
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. |
1 |
1 |
1 |
|
11 |
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. |
1 |
1 |
1 |
|
12 |
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. |
1 |
1 |
1 |
|
13-14 |
Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. |
2 |
2 |
2 |
|
15-16 |
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. |
2 |
2 |
1 |
|
17-18 |
Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. |
2 |
2 |
||
19-21 |
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат. |
3 |
3 |
3 |
|
22-23 |
Единицы длины: дм, м. Соотношение между единицами длины. |
2 |
2 |
||
24-31 |
Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «геометрическая мозаика». |
8 |
8 |
8 |
|
32-33 |
Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат. |
2 |
2 |
2 |
|
Итого |
33 |
33 |
27 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ занятия |
Тема |
Содержание занятия |
Дата |
|
Математика – это интересно! |
Знакомство учащихся с основным содержанием курса |
|
|
Точка. Линия. Виды линий. |
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. |
|
|
Виды бумаги. Основные приемы обработки бумаги. |
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги. |
|
|
Практическая работа с бумагой. |
Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. |
|
|
Прямая линия. |
||
|
Отрезок. |
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. |
|
|
Обозначение геометрических фигур буквами. |
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. |
|
|
Конструирование из бумажных полосок. |
||
|
Изготовление аппликации из бумажных полосок. |
||
|
Луч. |
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. |
|
|
Единица измерения длины: сантиметр. |
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. |
|
|
Циркуль. Правила работы циркулем. |
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. |
|
|
Угол. Виды углов. |
Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. |
|
|
Изготовление модели угла. |
||
|
Ломаная. |
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.. |
|
|
Изготовление модели ломаной. |
||
|
Многоугольник. |
Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. |
|
|
Виды многоугольников. |
||
|
Прямоугольник. |
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат. |
|
|
Изображение прямоугольника на бумаге. |
||
|
Квадрат – прямоугольник. |
||
|
Единицы измерения длины: дециметр. |
Единицы длины: дм, м Соотношение между единицами длины. |
|
|
Единицы измерения длины: метр. |
||
|
Изготовление набора треугольников. |
Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использование набора. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. |
|
|
Аппликация «Домик» |
||
|
Аппликация «Чайник» |
||
|
Аппликация «Ракета» |
||
|
Геометрическая мозаика |
||
|
Аппликация из геометрической мозаики. |
||
|
Узор в круге из геометрических фигур. |
||
|
Узор в полосе из геометрических фигур. |
||
|
Оригами. Тюльпан. |
Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат. |
|
|
Оригами. Птичка. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2010.
- Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. - М.: Просвещение, 2009.
- Левинова Л.А., Сапгир Г.В. Кубарик и томатик, или Веселая математика. М.: «Мартин», «Полина», 1995.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1991.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.