Программа дополнительного образования «Всё обо всём» (1–4 класс)
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Всё обо всём»
Педагог дополнительного образования Тербова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Всё обо всём» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует программу дополнительного образования обще интеллектуальной направленности.
На данном кружке формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Необходимость данного курса связана с тем, что образование осуществляется на основе интеграции интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся.
Цели программы: интеграция интеллектуальных и коммуникативных способностей обучающихся посредством их включения в различные виды практической деятельности.
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора;
развивать мотивацию к познанию и творчеству;
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
воспитывать чувства справедливости, ответственности;
обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Особенность программы: в содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Возрастной состав обучающихся 8-10 лет. Реализация программы рассчитана на 10 часов и осуществляется за счёт практических занятий.
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала.
Принципы реализации программы:
· Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· Коллективизм;
· Креативность (творчество);
· Ценностно-смысловое равенство педагога и ребёнка;
· Научность;
· Сознательность и активность учащихся;
· Наглядность.
Формы: логические игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения и др.)
Методы:
· Взаимодействие;
· Поощрение;
Наблюдение;
· Коллективная работа;
· Игра.
Приёмы:
· Анализ и синтез;
· Сравнение;
· Классификация;
· Аналогия;
· Обобщение.
Аттестация обучающихся проводится в виде творческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Характер материала определяет назначение кружка: развивать у детей общие умственные и математические, гуманитарные, естественные, эстетические способности, заинтересовать их основными предметами.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, ребята учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Содержание программы можно разделить следующим образом:
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Формирование основных мыслительных операций.
Тематическое распределение часов
№ |
Название раздела |
Кол-во Часов. |
1. |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
1 ч. |
2. |
Развитие познавательных процессов. |
5 ч. |
3. |
Формирование основных мыслительных операций. |
4 ч. |
Итого: |
|
10 ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 занятий
№ урока |
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
1: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
||||
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
- |
1 |
1 |
2: Развитие познавательных процессов. |
||||
|
Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения. |
- |
1 |
1 |
|
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. |
- |
1 |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти. "Превращения слов". |
- |
1 |
1 |
|
Совершенствование воображения. «Геометрия в повседневной жизни». |
- |
1 |
1 |
|
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. |
- |
1 |
1 |
3: Формирование основных мыслительных операций. |
||||
|
Весёлые задачки. Графические диктанты. Конструируем фигуры. «Танграмм». |
- |
1 |
1 |
|
"Анаграмма". Пословица недаром молвится. "Отгадай метаграмму". |
- |
1 |
1 |
|
Игра "Что?" "Где?" Когда?" |
- |
1 |
1 |
|
Классификация. Состав и действия объектов. Аналогическая закономерность. |
- |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
|
|
10 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- технические средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Демонстрационный экран.
- список используемой литературы
1.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.
2.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
4.Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
5.Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
6. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
7.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
8.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
9.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
10.Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- экранные, музыкальные пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
- дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература