12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шпак Наталия Александровна21 Россия, Челябинская обл., Миасс |
Площадь и единицы её измерения.
Тема: Площадь и единицы её измерения.
Цели: Закрепить умения и навыки нахождения площади прямоугольника, решать задачи разных видов. Развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, внимание, умение думать, рассуждать, делать выводы. Воспитывать аккуратность, точность, заботу о родном городе.
Оборудование: прямоугольники разных размеров, карточки с выражениями, ответы с буквами, карточки с именами детей, оценочные листы, картинки с изображением деревьев, цветов.
ПЛАН УРОКА:
1 Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке математики вы будете конструкторами и построите дом. Конструктору и строителю без математики никак нельзя. Нужно знать некоторые математические законы. Как вы думаете, как легче работать одному или вместе? Конечно, дружнее и легче работать сообща. Поэтому сегодня вы будете конструировать в парах. Каждый будет оценивать свою работу сам и оценки ставить в оценочный лист.
В конце урока подведём итоги работы. Итак, начнём!
(развитие зрительной памяти)
- Посмотрите на геометрические фигуры и назовите их. (фигуры запоминают 20 секунд и отвечают на вопросы)
- Какие фигуры были изображены?
- Под каким номером был квадрат?
- Какая фигура была синего цвета?
- Правда ли, что прямоугольник был красного цвета?
- Сколько всего было фигур?
2. Работа в тетрадях (запись числа)
3. Запись числового ряда.
- Сначала построим числовую дорожку. Каждое последующее число увеличьте на 4.
4. Разминка. Решение строительных задач.(решение записываем выражением) (1 ученик у доски)
1). Для строительства дома рыли котлован. В понедельник было 2 экскаватора, а во вторник в 5 раз больше. Сколько экскаваторов было во вторник? (2х5=10)
2). Хозяин заготовил 5 мешков цемента по 8 кг в каждом. Сколько кг цемента заготовил хозяин? (8х5=40)
3). В строительной бригаде был 21 мужчина и 7 женщин. Во сколько раз больше мужчин, чем женщин? (21:7=3)
4). В 1 бетономешалке было 12 вёдер песка. А в другой в 4 раза меньше. Сколько песка было во 2 бетономешалке? (12:4=3)
5). Для приготовления раствора строители взяли 6 кг цемента, а песка в 4 раза больше. Сколько песка взяли строители? (6х4=24)
6). Для покраски подъезда купили 5 банок синей краски, а белой в 3 раза больше. Сколько банок белой краски купили? (5х3=15)
ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
5. Работа над нахождением площади. Конструирование.
- Как вы думаете, с чего начинается строительство любого дома? (с укладки фундамента)
- Что такое фундамент? (Основание, служащее опорой для стен здания, для сооружений)
- Возьмите у себя на столе эту фигуру. Как она называется? (прямоугольник)
- Это фундамент. Найдём площадь. Что для этого нужно сделать? (измерить длину и ширину). Найдите самостоятельно площадь, вычисления сделайте в тетрадях) S= 9х2=18 кв.см
(Дети самостоятельно измеряют и находят площадь, записывают в тетрадь)
П РОВЕРКА. –Как нашли площадь прямоугольника? (ОЦЕНИВАНИЕ)
-Теперь будем возводить стены дома. Чтобы узнать, какую форму имеет фасадная сторона дома, послушайте геометрическую загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад.
Как зовут его?...... (квадрат)
- Возьмите квадрат и найдите площадь фасадной стороны в тетрадях.
ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ. S=9х9=81кв.см
- Приклейте аккуратно фигуру на фундамент.
- Подумайте и скажите какой из прямоугольников, лежащих на столе может служить дверью, если его S= 12 кв.см (3см и 4 см) Докажите.
- Приклейте дверь.
- Начертите в тетради прямоугольник с такой же площадью 12 кв.см.
Какую длину имеют стороны этого прямоугольника? (6 см и 2 см)
ОЦЕНИВАНИЕ.
- В нашем доме площадь окна равна одной второй площади двери. Чему равна площадь окна. (6 кв.см) Как узнали? (12:2=6 кв.см)
- Найдите нужную фигуру. Как вы её нашли? Чему равна длина и ширина прямоугольника? (2см и3 см)
- Приклейте окно.
Сценка «Два брата»
Но настала ночь, и к брату,
Жили – были два брата: Натыкаясь на столы,
Треугольник с Квадратом. Младший лезет воровато
Старший – квадратный, Срезать старшему углы.
Добродушный, приятный. Уходя, сказал: «Приятных
Младший – треугольный, Я тебе желаю снов!
Вечно недовольный. Спать ложился ты квадратным,
Стал спрашивать Квадрат: А проснёшься без углов!»
«Почему ты злишься, брат?» Но на утро младший брат
Тот кричит ему: «Смотри, Страшной мести был не рад.
Ты полней меня и шире, Поглядел он, нет Квадрата,
У меня углов лишь три, Онемел, стоял без слов…
У тебя же их четыре!» Вот так месть! Теперь у брата
Но Квадрат ответил: «Брат, Восемь новеньких углов!
Я же старше, я – Квадрат!»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
- Строительство дома завершается крышей. Какой формы бывает крыша? (треугольной, в виде трапеции) Пусть наша крыша будет треугольной. Но на столе у нас только квадрат. Как быть? Кто раскроет секрет превращение квадрата в треугольник? (провести диагональ и разрезать или сложить пополам по диагонали) Разделите квадрат на треугольники.
- Мы умеем находить площадь квадрата, прямоугольника, а сможем ли мы найти площадь треугольника? (нужно площадь квадрата разделить на 2)
- Кто сможет найти площадь треугольника? (64:2=32кв.см)
- Ну вот и готов наш дом. Давайте затопим печь, согреем чай, пригласим гостей в новый дом. Но у нас нет трубы, весь дым будет в доме. Чтобы узнать стороны трубы- прямоугольника, решите задачу.
Площадь прямоугольника 8 кв.см. Его ширина 2 см. Найдите длину прямоугольника. Решение запишите в тетрадь 8:2=4см Хх2=8
Х=8:2
Х=4 см
ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
- Проверим. (высота трубы 4 см) Прикрепите её к дому.
Все дома прикрепляются к доске.
- У нас получился целый город. Но какой-то он у нас не очень красивый. Чего не хватает в городе? (деревьев, цветов) (прикрепляются деревья, цветы)
6.ФИЗМИНУТКА.
- Ребята, давайте пройдёмся по нашему городу, подметём улицы, соберём мусор, чтобы наш город был самым чистым и красивым)
7. Решение выражений.
- Как вы думаете, какое название у нашего города?
-Какое название вы узнаете, если решите выражения и их значения поставите в порядке убывания.
8 .(11-6)=40 Д 35:5=7 Б
5. (14-8)=30 У 4 . 9=36 Р
20:5+4. 6=28 Ж
(17+8):5=5 А
8. Математический диктант
- А теперь подведём итог, что мы знаем о геометрических фигурах. Я читаю вам утверждение, если вы с ним согласны – ставите +, если нет _ - .
- Периметр прямоугольника – это сумма двух его сторон.
- У треугольника все углы прямые.
- У четырёхугольника 4 угла.
- У квадрата все стороны равны.
- Площадь фигур измеряется в см. кв.
- Чтобы найти площадь фигуры, нужно длину умножить на ширину.
- Периметр измеряется кв. см.
Проверяем и оцениваем.
-, -, +, +, +, +. -.
ОЦЕНИВАНИЕ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
- Поставьте себе общую оценку за урок.
- Если вы довольны своей работой, нарисуйте весёлого человечка, не довольны- грустного.
- Кто доволен своей работой?
- Какие знания дал вам урок? Где пригодятся вам эти знания?